А правда, что...
Эти вопросы часто задают «Крымской правде» любознательные читатели. На этот раз постараемся ответить на те, которые касаются неизвестных или забытых фактов истории Крыма.
Наш космонавт №3?
«Один из космонавтов - мой земляк Антон Шкаплеров, - написал в редакцию Сергей Васильев из Севастополя. - А правда, что крымчан-космонавтов несколько?».
Правда. В космосе пока побывали трое уроженцев Крыма. Первым крымским космонавтом, а также 76-м России и 295-м в мире стал уроженец села Ореховка Кировского района Василий Циблиев. В космосе Василий Васильевич побывал дважды - в 1993-1994 и 1997 годах, проведя на орбите более 381 суток. Вторым «крымским», 100-м России, 452-м в мире стал уроженец Симферополя Олег Котов. В космосе Олег Валерьевич был в 2007 и 2009 годах, общая длительность полёта более 359 суток. Третьим (111-м России, 524-м в мире) стал уроженец Балаклавы (Севастополь) Антон Шкаплеров. Антон Николаевич побывал в космосе один раз, проведя на орбите более 165 суток, но через полтора-два года, как предполагается, совершит второй полёт.
Впрочем, был в отряде космонавтов ещё один уроженец Крыма - Григорий Нелюбов. Из наших земляков первым в космос должен был отправиться именно он. 13 января 1960-го была организована спецчасть Военно-воздушных сил (позднее Центр подготовки космонавтов). К октябрю из более чем 3 тысяч кандидатов отобрали шестерых: Юрия Гагарина, Германа Титова, Григория Нелюбова, Андрияна Николаева, Павла Поповича и Валерия Быковского. Все получили квалификацию «Космонавт ВВС», причём Григорию Нелюбову выдали удостоверение №3, Гагарину и Титову - №1 и №2. В таком порядке они и должны были покорять космос. Впрочем, по некоторым данным, первым в мире космонавтом должен был стать Григорий Нелюбов.
Он родился в селе Порфирьевка, что в 18-ти километрах от Евпатории, 31 марта 1934 года в семье офицера пограничных войск НКВД Григория Макаровича и домохозяйки Дарьи Лаврентьевны. Потом отца перевели на службу в Запорожье, где Григорий и окончил школу. А после окончания с отличием авиаучилища в Ейске вновь оказался в родном Крыму: служил в 639-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота в Севастополе, потом - в Керчи, в 966-м авиаполку. В Крыму встретил любовь - студентку сельхозинститута Зинаиду Костину. Из Крыма 25-летний офицер ВВС и попал в Центр подготовки космонавтов. Друзья запомнили его как отличного лётчика, спортсмена, романтика, обладающего, как принято говорить, энциклопедическими знаниями, обаятельного и общительного. Считается, что из тройки Гагарин, Титов, Нелюбов именно последний мог стать первым в космосе. Подготовлены они были одинаково отлично. Незадолго до старта все трое записали радиообращение к соотечественникам, а вот внешностью, общительностью Григорий Григорьевич для послеполётных съёмок и приёмов подходил идеально. Но подвела фамилия. Когда Никите Хрущёву представили космонавтов-испытателей, предлагая, что первым может стать Нелюбов, первый секретарь ЦК партии ответил: «Не может, вот если бы он был Любовым...». В итоге 12 апреля 1961-го первым космонавтом мира стал Юрий Гагарин, Герман Титов был его первым дублёром, Григорий Нелюбов - вторым. После августовского полёта Титова следующим в космос должен был отправиться Нелюбов и поставить рекорд многодневного нахождения на орбите. Прошёл подготовку, был заготовлен парадный мундир с новыми майорскими погонами, сделаны фотографии будущего героя в кругу семьи и на тренировках, но... Власти страны решили установить иной рекорд - отправить в космос сразу два космических корабля, причём с представителями разных национальностей СССР. Так как русские в космосе уже побывали, выбор пал на чуваша Андрияна Николаева и украинца Павла Поповича.
Увы, покорить вселенную космонавту-испытателю Нелюбову не удалось. В апреле 1963-го его несправедливо отчислили из отряда: в краткосрочном отпуске вступился за товарищей и не захотел извиниться перед забравшим их патрулём. Новым местом службы выбрал авиаполк в Приморском крае. Мечтал вернуться в отряд космонавтов. Как удалось выяснить авторам книги «Полшага до старта» Александру Лютому и Олегу Варянику, решился обратиться за помощью к уважавшему его Сергею Королёву. Но 14 января 1966-го, за неделю до назначенной встречи, Сергей Павлович умер. Спустя месяц трагически погиб и сам Григорий Нелюбов.
Мост над проливом?
«Ещё недавно велись разговоры о строительстве моста через Керченский пролив, а правда, что мост уже был?» - спрашивает Любовь Таманова из Симферополя.
Правда. Но лишь три месяца. Вообще, идея строительства железнодорожного моста через Керченский пролив возникла давно.
В Российской Империи, к примеру, возвести его намеревался Николай II ещё 110 лет назад. Даже началась разработка проекта, но помешала первая мировая война. Другая война - Великая Отечественная - помешала уже советским инженерам проложить железную дорогу от Херсона до Поти через мост. Но идея не забылась: первым к ней вернулся Гитлер, приказавший устроить через пролив мост для железной дороги из Германии в Индию. Фашисты в 1943-м успели устроить лишь канатную дорогу. Через несколько месяцев им пришлось её разрушить: советские войска освободили одну «конечную станцию», Тамань, и высадили десант на Керченский полуостров. Теперь уже канатную дорогу с освобождённого плацдарма на Тамань делали для своих нужд наши военные, использовав оборудование одной из «канаток» Кавказа. Работали в сложнейших условиях: погода не баловала, да и фашисты всё ещё были в Керчи. За два месяца до полного освобождения Крыма канатная дорога заработала.
Советская канатная дорога через Керченский пролив.
- Это была одна из надёжных связей с Большой землёй, - вспоминает ветеран Иван Коновалов. - По нашему канатику, как мы говорили, доставлялись держащимся на занятом плацдарме воинам 56-й (или Отдельной Приморской) армии боеприпасы и продукты. Неоднократно фашистские самолёты охотились за вагонетками с грузом, но наши истребители были начеку.
А вот мост через Керченский пролив стали строить на тринадцатый день после освобождения Керчи - первую сваю забили
24 апреля 1944-го. Дело в том, что ещё во время Керченско-Эльтигентского десанта были обнаружены материалы, которые для моста собирались использовать фашисты. В Москве рассудили: Крым будет освобождён в ближайшее время, а вывезти оборудование немцы не смогут, ведь оно в зоне обстрела наших солдат, удерживающих захваченный плацдарм.
В итоге 25 января 1944-го Госкомитет обороны принимает решение о строительстве железнодорожного моста через пролив. Позже выбрано и направление: от косы Чушка в Краснодарском крае до посёлка Опасное севернее Керчи. Руководил строительством главный инженер Герой Социалистического Труда Иван Цурюпа. Работы первой очереди выполнили за 150 дней, установив 2341 металлическую опору и 2000 деревянных - временных. Их планировали заменить на металлические во вторую очередь - к январю 45-го. Первый поезд от станции Крым до станции Кавказ прошёл по мосту 3 ноября 1944-го.
В силу объективных причин работы второй очереди к сроку не окончили. Ещё 12 февраля 45-го по мосту прошёл поезд, на котором возвращалась с Ялтинской конференции часть советской делегации, а уже 18 февраля под напором льда из Азовского моря, который не удалось остановить, десятки деревянных опор рухнули.
Вместо моста Крым и Кавказ по Керченскому проливу соединила паромная переправа.
Между тем
Наказывать Иосиф Сталин никого не стал. По легенде, он признал, что наряду со стихией и сам виноват: не уделял работам особого внимания.
А когда ему предложили новый проект, аргументируя, что это «будет царь-мост», ответил: «Царя
мы свергли в 1917 году» и отдал приказ о возведении паромной переправы. На северо-восточной окраине Керчи начали строить порт «Крым», на косе Чушка - порт «Кавказ». Открыто движение в сентябре 1954 года, спустя полтора года после смерти Иосифа Сталина.
Кстати
Друг Григория Нелюбова Павел Попович в свой второй полёт взял на орбиту фотографию нашего земляка. Хоть так, заочно, осуществилась мечта Григория Григорьевича побывать в космосе.
Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайтов
www.rus.ruvr.ru
и www.forum.kerch.com.ua