А правда, что...

16 Январь 2013 1326
Григорий Нелюбов и Юрий Гагарин (на заднем плане). Март 1961 года.
Григорий Нелюбов и Юрий Гагарин (на заднем плане). Март 1961 года.

Эти вопросы часто задают «Крымской правде» любознательные читатели. На этот раз постараемся ответить на те, которые касаются неизвестных или забытых фактов истории Крыма.

Наш космонавт №3?

«Один из космонавтов - мой земляк Антон Шкаплеров, - написал в редакцию Сергей Васильев из Севастополя. - А правда, что крымчан-космонавтов несколько?».

Правда. В космосе пока побывали трое уроженцев Крыма. Первым крымским космонавтом, а также 76-м России и 295-м в мире стал уроженец села Ореховка Кировского района Василий Циблиев. В космосе Василий Васильевич побывал дважды - в 1993-1994 и 1997 годах, проведя на орбите более 381 суток. Вторым «крымским», 100-м России, 452-м в мире стал уроженец Симферополя Олег Котов. В космосе Олег Валерьевич был в 2007 и 2009 годах, общая длительность полёта более 359 суток. Третьим (111-м России, 524-м в мире) стал уроженец Балаклавы (Севастополь) Антон Шкаплеров. Антон Николаевич побывал в космосе один раз, проведя на орбите более 165 суток, но через полтора-два года, как предполагается, совершит второй полёт.

Впрочем, был в отряде космонавтов ещё один уроженец Крыма - Григорий Нелюбов. Из наших земляков первым в космос должен был отправиться именно он. 13 января 1960-го была организована спецчасть Военно-воздушных сил (позднее Центр подготовки космонавтов). К октябрю из более чем 3 тысяч кандидатов отобрали шестерых: Юрия Гагарина, Германа Титова, Григория Нелюбова, Андрияна Николаева, Павла Поповича и Валерия Быковского. Все получили квалификацию «Космонавт ВВС», причём Григорию Нелюбову выдали удостоверение №3, Гагарину и Титову - №1 и №2. В таком порядке они и должны были покорять космос. Впрочем, по некоторым данным, первым в мире космонавтом должен был стать Григорий Нелюбов.

Он родился в селе Порфирьевка, что в 18-ти километрах от Евпатории, 31 марта 1934 года в семье офицера пограничных войск НКВД Григория Макаровича и домохозяйки Дарьи Лаврентьевны. Потом отца перевели на службу в Запорожье, где Григорий и окончил школу. А после окончания с отличием авиаучилища в Ейске вновь оказался в родном Крыму: служил в 639-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота в Севастополе, потом - в Керчи, в 966-м авиаполку. В Крыму встретил любовь - студентку сельхозинститута Зинаиду Костину. Из Крыма 25-летний офицер ВВС и попал в Центр подготовки космонавтов. Друзья запомнили его как отличного лётчика, спортсмена, романтика, обладающего, как принято говорить, энциклопедическими знаниями, обаятельного и общительного. Считается, что из тройки Гагарин, Титов, Нелюбов именно последний мог стать первым в космосе. Подготовлены они были одинаково отлично. Незадолго до старта все трое записали радиообращение к соотечественникам, а вот внешностью, общительностью Григорий Григорьевич для послеполётных съёмок и приёмов подходил идеально. Но подвела фамилия. Когда Никите Хрущёву представили космонавтов-испытателей, предлагая, что первым может стать Нелюбов, первый секретарь ЦК партии ответил: «Не может, вот если бы он был Любовым...». В итоге 12 апреля 1961-го первым космонавтом мира стал Юрий Гагарин, Герман Титов был его первым дублёром, Григорий Нелюбов - вторым. После августовского полёта Титова следующим в космос должен был отправиться Нелюбов и поставить рекорд многодневного нахождения на орбите. Прошёл подготовку, был заготовлен парадный мундир с новыми майорскими погонами, сделаны фотографии будущего героя в кругу семьи и на тренировках, но... Власти страны решили установить иной рекорд - отправить в космос сразу два космических корабля, причём с представителями разных национальностей СССР. Так как русские в космосе уже побывали, выбор пал на чуваша Андрияна Николаева и украинца Павла Поповича.

Увы, покорить вселенную космонавту-испытателю Нелюбову не удалось. В апреле 1963-го его несправедливо отчислили из отряда: в краткосрочном отпуске вступился за товарищей и не захотел извиниться перед забравшим их патрулём. Новым местом службы выбрал авиаполк в Приморском крае. Мечтал вернуться в отряд космонавтов. Как удалось выяснить авторам книги «Полшага до старта» Александру Лютому и Олегу Варянику, решился обратиться за помощью к уважавшему его Сергею Королёву. Но 14 января 1966-го, за неделю до назначенной встречи, Сергей Павлович умер. Спустя месяц трагически погиб и сам Григорий Нелюбов.

Мост над проливом?

«Ещё недавно велись разговоры о строительстве моста через Керченский пролив, а правда, что мост уже был?» - спрашивает Любовь Таманова из Симферополя.

Правда. Но лишь три месяца. Вообще, идея строительства железнодорожного моста через Керченский пролив возникла давно.
В Российской Империи, к примеру, возвести его намеревался Николай II ещё 110 лет назад. Даже началась разработка проекта, но помешала первая мировая война. Другая война - Великая Отечественная - помешала уже советским инженерам проложить железную дорогу от Херсона до Поти через мост. Но идея не забылась: первым к ней вернулся Гитлер, приказавший устроить через пролив мост для железной дороги из Германии в Индию. Фашисты в 1943-м успели устроить лишь канатную дорогу. Через несколько месяцев им пришлось её разрушить: советские войска освободили одну «конечную станцию», Тамань, и высадили десант на Керченский полуостров. Теперь уже канатную дорогу с освобождённого плацдарма на Тамань делали для своих нужд наши военные, использовав оборудование одной из «канаток» Кавказа. Работали в сложнейших условиях: погода не баловала, да и фашисты всё ещё были в Керчи. За два месяца до полного освобождения Крыма канатная дорога заработала.


Советская канатная дорога через Керченский пролив.

- Это была одна из надёжных связей с Большой землёй, - вспоминает ветеран Иван Коновалов. - По нашему канатику, как мы говорили, доставлялись держащимся на занятом плацдарме воинам 56-й (или Отдельной Приморской) армии боеприпасы и продукты. Неоднократно фашистские самолёты охотились за вагонетками с грузом, но наши истребители были начеку.

А вот мост через Керченский пролив стали строить на тринадцатый день после освобождения Керчи - первую сваю забили
24 апреля 1944-го. Дело в том, что ещё во время Керченско-Эльтигентского десанта были обнаружены материалы, которые для моста собирались использовать фашисты. В Москве рассудили: Крым будет освобождён в ближайшее время, а вывезти оборудование немцы не смогут, ведь оно в зоне обстрела наших солдат, удерживающих захваченный плацдарм.
В итоге 25 января 1944-го Госкомитет обороны принимает решение о строительстве железнодорожного моста через пролив. Позже выбрано и направление: от косы Чушка в Краснодарском крае до посёлка Опасное севернее Керчи. Руководил строительством главный инженер Герой Социалистического Труда Иван Цурюпа. Работы первой очереди выполнили за 150 дней, установив 2341 металлическую опору и 2000 деревянных - временных. Их планировали заменить на металлические во вторую очередь - к январю 45-го. Первый поезд от станции Крым до станции Кавказ прошёл по мосту 3 ноября 1944-го.
В силу объективных причин работы второй очереди к сроку не окончили. Ещё 12 февраля 45-го по мосту прошёл поезд, на котором возвращалась с Ялтинской конференции часть советской делегации, а уже 18 февраля под напором льда из Азовского моря, который не удалось остановить, десятки деревянных опор рухнули.

Вместо моста Крым и Кавказ по Керченскому проливу соединила паромная переправа.

Между тем

Наказывать Иосиф Сталин никого не стал. По легенде, он признал, что наряду со стихией и сам виноват: не уделял работам особого внимания.
А когда ему предложили новый проект, аргументируя, что это «будет царь-мост», ответил: «Царя
мы свергли в 1917 году» и отдал приказ о возведении паромной переправы. На северо-восточной окраине Керчи начали строить порт «Крым», на косе Чушка - порт «Кавказ». Открыто движение в сентябре 1954 года, спустя полтора года после смерти Иосифа Сталина.

Кстати

Друг Григория Нелюбова Павел Попович в свой второй полёт взял на орбиту фотографию нашего земляка. Хоть так, заочно, осуществилась мечта Григория Григорьевича побывать в космосе.

Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайтов
www.rus.ruvr.ru
и www.forum.kerch.com.ua