Украинский тупик - 2013

15 Январь 2013 725

Украинские, а точнее, киевские эксперты, в канун Нового года не имея возможности построить более-менее наукообразные прогнозы будущего Украины, обратились к наукам куда более древним, нежели политология. Их можно понять: с помощью современных научных методов либо вообще не удаётся с приемлемой точностью «просчитать» последствия более чем двадцатилетних самостийных евроупований, либо удаётся, но результат получается не подлежащим оглашению. Такова уж украинская специфика. Что в такой ситуации остаётся делать экспертам? Вспоминать, чем чреват «год змеи» для украинской и мировой истории. И, кстати, есть что вспомнить - в «год змеи» произошли две революции, началась Великая Отечественная война, умер Сталин. В «год змеи» (1989) былые национал-социалисты нашли себе новую форму политической ориентации, не ассоциирующуюся с Гитлером и Нюрнбергом, и стали национал-демократами, а Вячеслав Черновол создал «Народный рух» Украины. В «год змеи» (2001) началась операция «Украина без Кучмы», завершившаяся, как известно, майданом. Что нам принесёт нынешний «год змеи», могут сказать точно разве что легендарные восточные мудрецы, спящие уже несколько не то веков, не то даже тысячелетий. Но их лучше не будить. С уверенностью можно сказать одно: в этом году мы по-прежнему будем свидетелями борьбы за власть и доступ к управлению «бюджетными потоками», метаний между спасением на востоке и обязательствами идти строго на запад, ну и, разумеется, борьбу с русским языком, традиционно заменяющую украинцам патриотизм. Всё это непременно будет - до самого завершения проекта «Ukraina».

Ни языка, ни «мовы»

Напомним, что закон «Об основах государственной языковой политики», о содержании которого «Крымская правда» неоднократно рассказывала читателям, вступил в силу 10 августа и в настоящее время считается действующим. Однако с самого момента его принятия предпринимаются попытки либо прямо отменить этот закон, либо сделать практически невозможным исполнение его требований. Осенью мы рассказывали о попытке «рабочей группы» под «мудрым руководством» экс-президента Леонида Кравчука и экс-вице-премьер-министра Раисы Богатырёвой «убить закон поправками» - придать ему противоположное содержание. 18 декабря 2012 народный депутат Украины Вадим Колесниченко вместе с коллективом авторов зарегистрировал в парламенте проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» и другие законодательные акты Украины» (относительно усовершенствования государственной языковой политики). В данном законопроекте указывается на необходимость принять во внимание предложения ведущих международных, национальных и научных учебных заведений по приведению в соответствие со стандартами прав человека, конституционной и законодательной терминологией норм Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», а также других законодательных актов. Разумеется, «языковая война» на этом не закончилась.

В конце прошлого года народный депутат Украины, член фракции «Батькивщина» Николай Катеринчук вновь зарегистрировал в парламенте уже нового созыва закон «О государственном языке Украины», которым предусмотрена отмена принятого ранее закона «Об основах государственной языковой политики». Как сказано в тексте документа, цель законопроекта Катеринчука - обеспечение использования украинского языка как государственного на всей территории Украины, реализация прав граждан Украины на использование государственного языка, а также «защита развития культуры языка». Катеринчук предлагает обязать всех должностных лиц использовать украинский язык. При этом за гражданами Украины сохраняется право обращаться в органы государственной власти на украинском или любом другом языке, который является приемлемым для обеих сторон. В частности, в тексте законопроекта говорится о том, что обязательное использование государственного языка Украины «не должно восприниматься как отрицание или приуменьшение права на использование других языков на территории Украины».

В этом в очередной раз проявляется трогательная забота «оранжевых» политиков о гражданах, чьи права они требуют свести к нулю. Достаточно вспомнить знаменитую формулу времён Ющенко-Тимошенко, столь любимую «свидомыми» киевлянами: «Вам же никто не запрещает общаться по-русски». С одной стороны - «обязать», а с другой - не воспринимать как «отрицание».

Ещё один член фракции «Батькивщина», глава парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Вячеслав Кириленко предлагает парламенту признать закон «Об основах государственной языковой политики» утратившим силу. Об этом говорится в законопроекте, зарегистрированном 29 декабря прошлого года.

Владимир Литвин, который задолго до принятия «языкового закона» во время визита в Крым в 2008 году едва ли не дословно пересказывал его положения, поддерживая практику законодательного закрепления статуса региональных языков, а затем, будучи спикером, выступал категорически против, отметился тоже. Хотя и с некоторым опозданием, Литвин также предложил объявить закон «Об основах государственной языковой политики» недействующим путём принятия другого закона - «О порядке применения языков на Украине». Нардепы Виктор и Павел Балога, а также Василий Петьовка в свою очередь внесли в парламент свой «оранжевый» проект «О внесении изменений в Закон Украины «Об основах государственной языковой политики», предусматривающий установить проверку знаний государственного языка при зачислении на государственную службу. По мнению авторов, в настоящее время не существует эффективно действующего механизма проверки знаний госчиновников, что позволяет проникать на госслужбу русскоязычным украинцам и даже явным «москалям».

Все эти «игры патриотов» будут сопровождать Украину до самого закрытия проекта.

Медведчук против «коллективного Сороса»

- Наши политологи - это такой себе «коллективный Сорос», - заявил, общаясь несколько лет назад с крымскими журналистами, известный украинский политтехнолог и публицист Дмитрий Выдрин. Наблюдая, как эволюционируют взгляды некоторых авторитетных экспертов, эти слова трудно не вспомнить.

- Я думаю, всех людей, которые живут на востоке и на западе, объединяет неблагоприятная социально-экономическая ситуация, - отмечает президент аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов. - Действительно, есть политические вопросы, на которые по-разному смотрит народ Украины. Это НАТО, например. Это союз с Россией. Кстати, Европейский союз - это наиболее мягкий вариант, к которому положительно относятся как представители востока, центра, так и запада Украины. Это объединило политическую элиту, потому что практически нет у нас политической силы, кроме коммунистов, которые выступают против европейской интеграции. Партия регионов - за. На словах, по крайней мере.

Избавиться от «раскола в обществе» эксперт предлагает весьма эффективным способом - сделать вид, что никакого раскола и вовсе нет.

- Это уже давно нужно вынести за скобки политической жизни. Кстати, Янукович, когда шёл на выборы, обещал: «Мы не будем рассматривать вопросы, которые разъединяют и раскалывают общество». К сожалению, он нарушил своё обещание, его фракция внесла закон о языках, большинство его проголосовало, что приводит к постоянным конфликтам и внутри общества, и внутри Верховного Совета. Поэтому нужно вынести эти вопросы за скобки: есть вопросы и проблемы, которые нужно решать, которые объединят народ, - предлагает Жданов. Иными словами, нужно продолжать делать вид, что русских и русскоязычных, то есть нас с вами, попросту не существует.

Председатель правления центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко советует пойти более сложным путём - сделать вид, что власть пошла на компромисс с половиной населения, на деле ничего радикально не меняя.

- Очень важный вопрос, в котором нужно найти такую не просто компромиссную, а довольно органичную форму. Чтобы действительно были соблюдены языковые права этнических меньшинств, а с другой стороны, надо укреплять и предоставлять государственные гарантии не только языковым меньшинствам, но и государственному языку тоже. Здесь надо найти достаточно органичный баланс, в основе которого должен быть государственный интерес, - советует эксперт.

Государственный интерес, он известно каков - стоило нацистке Фарион закатить истерику, как спикер, премьер-министр и глава фракции ПР заговорили в стенах парламента преимущественно по-украински. Государственное ж дело.

«Г-н Фесенко в последнее время всё чаще в своих комментариях демонстрирует либо неприкрытую предвзятость - очевидно, в интересах легко идентифицируемых субъектов украинской политики, либо вопиющую некомпетентность, - пишет в своём «Живом Журнале» лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук.

Проблема в том, что исследовательские центры, правозащитные организации и прочие НПО, как и значительная часть украинских СМИ, получают гранты от тех же зарубежных структур, которыми спонсируется деятельность «легко идентифицируемых субъектов украинской политики». Так работает и будет работать «коллективный Сорос», подбрасывая обществу правильные с точки зрения «демократии» информационные поводы и оценки. За примерами не нужно ходить далеко - примерно через месяц нас, возможно, ожидает большое и славное евроинтеграционное достижение.

Занимавший с 9 по 12 октября 2009 года пост министра иностранных дел народный депутат Пётр Порошенко считает, что Украина сможет подписать соглашение о завершении первого этапа безвизового режима на саммите Украина-ЕС в конце февраля.

- 25 февраля, меньше чем через полтора месяца, Украина должна получить решение о завершении первого этапа безвизового режима. Завершить этап адаптации изменения в законодательстве и перейти уже к имплементационному этапу. То есть этапу внедрения этого законодательства в практической сфере реализации этой политики, - рассказал Пётр Порошенко в интервью подконтрольному ему телеканалу.

Напомним, что безвизовый режим для граждан стран ЕС Украина ввела в одностороннем порядке ещё при Ющенко. Но Европа не ответила взаимностью. Зато теперь грядёт очередная «перемога» - «решение о завершении первого этапа». Не сглазить бы.

Николай ФИЛИППОВ.