Настали святки. То-то радость!

9 Январь 2013 509

И в эти святые вечера, в эти праздничные ночи от Рождества Христова до Крещения прославляем мы Спасителя рода человеческого.

Православные переживают уникальный двухнедельный период в жизни православных христиан - зимние святки, о которых существует немало поверий, в основе которых - христианские традиции, не имеющие ничего общего с магией. Только святость должна царить в эти дни в наших душах.

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. Отличительная особенность святок - запрет на работу с наступлением темноты, что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла - «святые вечера». В святочные дни пост не соблюдается. Даже причащаться можно, не придерживаясь поста во всей строгости. Эти дни следует посвятить близким, семье, детям и родителям, а также одиноким людям, у которых нет близких. Посетить в эти дни больницы, детские дома - святое дело. Как и рождественские концерты с православными песнопениями.

Гадание на святки - языческая традиция, отвергаемая Церковью.

Заботясь о чистоте наших помыслов, святые отцы призывают не поддаваться искушениям, исходящим с экранов телевизоров, со страниц жёлтой прессы, ввергающим в грех суеверия.

Христианская традиция празднования святок имеет глубокие и прочные корни. Ещё в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и праздновали две недели после Рождества. Особенно следили за тем, чтобы радостное настроение было у всех - бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве встречается у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

На Руси отношение Церкви к святочным гуляниям было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» - на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от причастия)... пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуёмное веселье.

Во второй половине XVIII века было запрещено колядование и ряжение. Императорская грамота гласила: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить по старинным идолопоклонническим преданиям игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

После революции никаких специальных постановлений на этот счёт не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далёкие глухие деревни.

Современные христиане воспринимают святки как особое время прославления пришедшего в мир Богомладенца. Это главная тема праздничных фольклорных программ, выставок, детских конкурсов. Каждый праздник имеет глубокий смысл. А этот - особенно.

В городах и районах республики по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря проходят благотворительные акции. В Симферопольском соборе Петра и Павла установлена рождественская ёлка с фотографиями детей, и каждый может сделать подарок конкретному ребёнку. Здесь принимаются новые детские и подростковые вещи для воспитанников детских домов и интернатов.

На главной площади Симферополя и во всех крымских храмах установлены рождественские вертепы - выполненные в каноническом стиле художественные композиции с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, праведного Иосифа Обручника и младенца Христа. Они рассказывают о празднике на языке, понятном даже маленькому ребёнку, - без слов, ярко и доходчиво. Самый большой и красочный вертеп вот уже несколько лет подряд устраивается стараниями игуменьи матушки Евсевии и сестёр обители в уютном дворике Симферопольского Свято-Троицкого женского монастыря.

Святые дни будут вспоминаться весь год. Особенно, если совершили доброе дело. Сторицей вернётся к вам тепло души, согревшее нуждающихся и страждущих.

* * *

Откуда пошло слово «коляда», установить сложно. В разных местах России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» означает «славить Христа». Учёные-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

* * *

Вторым Туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

* * *

Диакон Андрей Кураев: «Cвяточные гадания - это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идёт от волхвов, принёсших дары младенцу Христу, отвечу: они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели - в обратном направлении».

Людмила МИЛИНА.