Что год учебный нам готовит

30 Август 2012 828
Валерий Косарев.
Валерий Косарев. Фото автора.

Накануне Дня знаний забот хватает не только у учеников и их родителей, но и у всех педагогов, руководителей учебных заведений. Несмотря на почти стопроцентную готовность школ к началу учебного года, проблем в сфере образования меньше не становится. О том, какие новшества ждут крымских школьников и студентов после принятия закона «Об основах государственной языковой политики» и как быть с «подводными камнями», с которыми ежегодно сталкиваются учителя и директора школ, рассказывает председатель постоянной комиссии Верховного Совета АРК по образованию, науке, делам молодёжи и спорту Валерий КОСАРЕВ.

- Валерий Евгеньевич, какие изменения в образовательном процессе появятся после принятия закона «Об основах государственной языковой политики»?

- У нас была и есть статья 10 Конституции Украины, которая до принятия закона оставалась декларативной и не соблюдалась на местах. Каждый чиновник в Киеве трактовал её на свой лад. Так появились квоты на телерадиовещание, сложности с кинематографом и проблемы в сфере образования. Принятый закон «Об основах государственной языковой политики» - по сути, механизм к реализации этой статьи. В первую очередь русский язык перестал быть языком национальных меньшинств. Он стал региональным. Закон расширил возможности использования русского языка во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. А это создаст мотивацию к изучению языка в школе, а в дальнейшем - к обучению на нём в вузах Украины. По заявлениям студентов будут открываться группы с соответствующим языком обучения. Сейчас мы готовим план мероприятий, которые реализуются в сфере образования в течение года. Наконец-то и у преподавателей, и у родителей появились стабильность и уверенность, что учебный процесс будет проходить на региональном языке, в данном случае на русском. А ведь с 1990 года на Украине количество школ с русским языком обучения уменьшилось на 3484 в пользу украиноязычных и смешанных, то есть сокращение произошло на 65%. Учащихся в русскоязычных школах стало меньше почти в семь раз.

Время, выделенное на изучение русского языка, минимальное. Но ни Верховный Совет автономии, ни наше Министерство образования изменить сетку часов не могут. Это государственная программа. Мы можем изучать факультативно и вариативно. На это было выделено небольшое количество часов. Например, представители одной национальности, выбрав вариативную часть преподавания на своём языке, не позволят другим воспользоваться этой возможностью. Поэтому будем делать всё, чтобы в учебную программу были внесены изменения, а количество часов на изучение русского языка увеличилось, начиная с 5 по 11 класс. Для этого будут разрабатываться и утверждаться на региональном уровне, например, учёным советом КРИППО, новые программы.

- Каждый год на линейках 1 сентября чиновники от образования рапортуют о полной комплектации классов учебниками на русском языке. А вот учителя и библиотекари рассказывают совсем об иной ситуации. До сих пор, особенно в сельских районах, учебников по отдельным предметам не хватает, а учебники по биологии, физике, химии на русском языке - роскошь. Учителей, которые не боятся сказать правду, вышестоящее начальство потом вычисляет и запугивает вплоть до увольнения.

- К новому учебному году на Украине было напечатано 2600 тысяч учебников. Из них 1900 тысяч на русском языке. Националисты сразу взвыли: как это так, почему более половины учебников не на государственном языке? Мы им отвечаем, что это закономерная ситуация: семь лет русскоязычные учебники не печатались вообще. Думаю, теперь вопрос с учебниками в крымских школах и не только будет закрыт.

- Отдельная проблема - учебники по истории Украины, которые не выдерживают никакой критики. По таким учебникам мы взрастили уже не одно поколение, которое или вообще не знает истории, или зазубрило её в извращённо-националистическом толковании. Не пора ли сменить учебники по истории Украины?

- Украина давно разделилась в вопросах понимания истории. Эту проблему надо решать на уровне Министерства образования, Академии наук Украины и администрации президента Украины с учётом мнения всех слоёв общества. Необходимо создать группу учёных, условно с правого и левого берега страны, и пока они не разберутся во всех нюансах, нельзя выпускать учебники по истории для всей Украины. Негативный пример есть во Львовской области. Там выпустили учебник об УОН-УПА, прославляющий их «героизм». Теперь его хотят ввести в школьную программу. Мы не можем препятствовать решению местной власти, но крымские школьники должны знать ту историю, которая была на полуострове. Необходимо больше внимания уделить изучению Великой Отечественной войны. Смело говорить и об украинском национализме, и о крымскотатарском, и о русских предателях армии Власова.

- Предыдущее правительство создало все условия, чтобы русский язык вытеснить из школы. Так, класс с украинским языком обучения уже можно открывать, если наберётся 8-9 учеников. Как эта ситуация изменится теперь?

- На данный момент определяется квота для открытия классов на всех региональных языках обучения. Наберётся нужное количество заявлений - появится класс с армянским, греческим, русским языком обучения, а если нет, то привилегий какому-либо языку не будет.

- А не приведёт ли это к закрытым национальным школам в поликультурном регионе?

- Вместе с зарубежными партнёрами мы работаем над мультилингвальным образованием, понимая, что есть язык межнационального общения. Кстати, большинство крымских татар в своих заявлениях на обучение отдают предпочтение русскому языку. Не думаю, что мы придём к национальным школам. Во-первых, для этого ещё нет ни материально-технической, ни кадровой базы. Скорее, крымские школы пойдут по пути двух- или трёхъязычного обучения. Когда преподавание проходит на региональном языке, также изучается государственный язык и язык национальных меньшинств. Это нормальное явление, от которого никуда не уйти.

- В Крыму достаточно классических украинских гимназий, школ и классов с этим языком обучения. Не пора ли открыть классические русские гимназии?

- В Крыму пока лишь одна классическая гимназия. Но когда появится достаточное количество часов на изучение русского языка, необходимость в классических гимназиях отпадёт. Крым - единственный регион, где осталось 30% смешанных школ с обучением на региональном языке и языке нацменьшинств. На Западной Украине практически не осталось ни одной русскоязычной школы. Там происходит духовное и нравственное обнищание подрастающего поколения. Сегодня школьники из западных областей уже не знают языка межнационального общения. И когда они приезжают в Молдавию, Белоруссию, Россию, Грузию, Армению на спортивные соревнования, международные олимпиады, по личным делам, не могут со своими сверстниками нормально общаться. Евразийский союз набирает мощь. Через 15-20 лет он не будет уступать Европе. Школьники вырастут, захотят заниматься бизнесом, общественной деятельностью, но без знания языка межнационального общения это невозможно. Придёт время, когда школьники на Западной Украине снова будут изучать русский язык. Даже в Китае ежегодно на 20% увеличивается количество обучающихся русскому языку в вузах.

- В школах России введён обязательный для изучения предмет - история родного края. В Крыму уже много лет говорится о подобной дисциплине, но пока лишь в начальной школе вскользь история полуострова изучается в разделе «родной край». А ведь это основа патриотического воспитания, почему мы лишаем такой возможности наших школьников?

- В Крыму есть готовые пособия по краеведению. Пока этот спецкурс был факультативным и то только для начальной школы. Уверен, что надо добиваться, чтобы крымоведение было с 1 по 11 класс. Одно дело, когда первоклассники учат названия рек и городов, другое - старшеклассники, которые будут изучать историю Крыма с древних времён и до сего дня. Но для того, чтобы напечатать пособия на русском языке, нужно получить гриф Министерства образования Украины. Теперь закон позволяет нам разрабатывать программы и подавать учебники для получения грифа Минобразования на языке оригинала. Этим вопросом уже занимается специально созданная рабочая группа при нашей комиссии.

- Классик мировой литературы Эрнест Хемингуэй в произведении «Старик и море», которое, кстати, убрали из школьной программы, писал, что человека можно уничтожить, но нельзя победить. Зато, судя по «перекройке» программы по всемирной литературе, можно оболванить. Из неё убрали серьёзные произведения Достоевского, стали необязательными для изучения стихотворения поэтов Серебряного века. Пойдут ли такие изменения на пользу школьникам?

- Для меня тоже неясно, зачем из школьной программы убирают произведения Толстого и Достоевского, зато дети изучают «Гарри Поттера». Несмотря на то, что русская литература изучается сейчас как зарубежная, она должна быть представлена в программе большим количеством авторов и произведений. Поэтому ещё раз повторяю, что наша задача сейчас не просить, а требовать увеличения часов на изучение литературы. Кстати, советский период ни в коем случае нельзя исключать из программы. «Молодую гвардию», «Как закалялась сталь» нужно вернуть для обязательного изучения.

- По штатному расписанию в школах, где более 200 учащихся, положена диетическая сестра, которая отвечает за питание. Если её нет, это нарушение. Однако скромный бюджет не позволяет ввести в школе дополнительную ставку. Кроме того, санитарные нормы не в каждой школе позволяют посадить в одном кабинете 30 учащихся: парт не хватает, СЭС запрещает. А деление класса на два начинается при условии, что в классе 32 ученика. Как быть?

- Во многих школах, где 700-800 учащихся, нет даже медсестры, хотя при таком количестве учащихся эта ставка положена. Всё зависит от финансовой возможности местных бюджетов. Но, с другой стороны, это и ответственность руководителей районов и мэров городов. Кто понимает, что медсестра должна быть в школе, такую возможность изыщет. Но ведь есть и другие, которых не заботит, есть ли таковая в школе. Закон исполнять надо, но финансово он не поддерживается. Такая же ситуация и с переполненными классами. Сделать из одного два значит в два раза увеличить нагрузку преподавателей, классных руководителей. Денег в бюджете нет, поэтому в одном классе обучаются и 32, и 38 учащихся. Это реальность. К сожалению, заложниками недостаточного финансирования становятся дети.

- Во многих сельских школах не хватает дипломированных специалистов. Например, учитель географии вынужден преподавать ещё и биологию. Но откуда появятся молодые учителя, если им не предоставляется жильё, нет перспектив развития? Может быть, школы лучше упразднить, оставив село без самого главного очага просвещения и культуры?

- Говорят, нет школы - нет села. А я считаю, нет села - не будет школы. Вначале надо поднять село, чтобы молодёжь из него не уезжала, тогда будут соответственно и детские сады, и школы. В каждом случае, конечно, надо подходить индивидуально. Но когда школа рассчитана на 260 человек, а обучается в ней 20, это нелогично. Охрана, коммунальные услуги, оплата труда педагогов, когда в классе 5-6 человек, мягко говоря, нерациональны. Проще организовать достойный подвоз детей в соседнее учебное заведение. При этом здание школы должно остаться в системе образования. Пусть в нём появится клуб, откроются спортивные секции. Кто-то придумал, что школа - культурный центр села и без неё оно умрёт. Школы должны быть полноценными. Зачем в малокомплектных школах отапливать воздух? Средства, которые выделяются на такие школы, не уйдут из образования. Руководство района сможет обеспечить большую школу диетической сестрой, привлечь дополнительные кадры. Либо на базе сельской школы открыть детский сад. Такой опыт в сельских районах Крыма уже есть.

- Возможно, стоит вернуться к старой системе обязательной отработки и распределения молодых специалистов? А заодно вернуть учителям все льготы: от достойных подъёмных до обеспечения собственным жильём.

- Сегодня должна быть компенсация молодым специалистам, ежемесячно на проезд выделяться 200 гривен, выплачиваться подъёмные. Местные Советы должны взять на себя оплату съёмного жилья. Да, этого мало, чтобы привлечь молодёжь в село. Система обязательной отработки после окончания вуза себя изжила. Студенты первые были ею недовольны. Вернуть в село молодого специалиста сможет только гарантированный социальный пакет: минимальные кредиты на жильё, повышение заработной платы, все виды компенсации.

Языком цифр

Ежегодно свой статус учебных заведений с преподаванием на региональных языках или языках меньшинств теряют в среднем 174 школы. К началу 2011 года таких школ на Украине осталось всего 1323, из них 600 в Крыму. В 15 западных и центральных областях Украины работает всего 15 школ с русским языком, а это лишь 0,1% от общего количества учебных заведений. Количество студентов высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, обучающихся на русском языке, только за семь лет уменьшилось на 44,21% и составило в 2011 году 10,2% от общего числа студентов. При этом ещё в 2004 году этот показатель был в два раза выше - 21,2%.

Юлия ЦИСАРЬ.