Он украшает города

14 Август 2012 808

Народный художник Украины, заслуженный художник Крыма Павел Грейсер делает это без пафоса, легко и лирично. Наш край богат талантливыми людьми. В том числе и художниками. Но и среди них можно выделить тех, кто своим творчеством заслужил особый почёт и уважение тем, что формирует эстетику окружающего нас пространства, воспитывает вкус, влияет на наше мировосприятие. Именно к таким относится Павел Грейсер. Думаю, не все, проходя ежедневно мимо его ярких, приковывающих внимание работ на шумных улицах города, знают фамилию автора более ста мозаик, рель- ефов, росписей, витражей, композиций из металла в архитектурных ансамблях. Назову лишь некоторые, и вы непременно вспомните, как они выглядят. В Симферополе Дворец культуры профсоюзов украшает металлопластика «Фанфары», вход в офис «Артека» - композиция «Хоровод деревьев», на здании завода «Фотон» разместилась броская «Телеорбита», отдыхающие в судакском санатории «Звёздный» любуются выразительной мозаикой на фасаде, приезжающие на евпаторийский вокзал не могут не обратить внимание на рельефы «Встреча» и «Прощание», алуштинцы и гости города отмечают выразительность и лиризм «Парусов над морем» над главным корпусом пансионата «Укоопспилка». Сложные металлические, бетонные конструкции не просто «парят» в воздухе, они как бы часть его, возникающая внезапно и естественно, словно из этого воздуха и сконструированы волшебной рукой мастера.

Классик современного искусства

Так назвал Павла Грейсера на недавней юбилейной выставке в республиканском Доме художника председатель постоянной комиссии Верховного Совета АРК по культуре Сергей Цеков.

Искусствоведы считают главным творческим принципом художника максимальное выявление декоративных свойств материала, с которым работает, и проникновение в каждую разрабатываемую тему. Взгляд со стороны - это всегда интересно, но не менее увлекательно и важно узнать, что думает сам мастер.

- В каждой работе стремлюсь как можно доходчивее передать свои мысли, ощущения. Не для того, чтобы заявить о своей персоне, а потому, что каждый человек - часть природы, образ и подобие её создателя. Как природа неповторима, так неповторим и человек. И эту неповторимость того, что видит, творческий человек выражает через собственное восприятие. Помогая другим пробудить свои чувства, свою способность воспринимать то, что видит каждый раз по-новому, свежим взглядом. И очень важно, конечно, не повторяться и никого не повторять. Настоящий художник - это тот, кто делает то, чего до него никто не делал. Только тогда из-под его кисти, резца рождается то, что мы называем настоящим искусством. Вызывающим восторг, будоражащим чувства, желание вступить в диалог с автором.

Павел Грейсер - художник многоплановый. Кроме монументально-декоративного искусства, произведения которого у всех на виду, он занимается и станковой живописью.

С той стороны зеркального стекла

- Павел Павлович, на каждой вашей выставке встречаешься с работами, я бы сказала, предельно личными - настолько оригинальны образы, идущие от сущности автора, обладающего воображением, которому впору только позавидовать.

- Ассоциативное искусство увлекало меня всегда, сколько себя помню. Занимался им с молодости, ещё во время учёбы в Московском высшем художественно-промышленном училище. Тогда это, правда, не только не приветствовалось, а осуждалось и преследовалось. Можно было запросто вылететь из училища. На втором курсе написал реферат по марксистско-ленинской эстетике, тему которого придумал сам: «О некоторых принципах абстрактного искусства, применение которых возможно в декоративно-прикладном искусстве». Это было обоснование собственной концепции, которая заключалась в утверждении: поводом для создания произведения могут стать кора дерева, нефтяные круги на воде, крыло бабочки, клетка, увеличенная под микроскопом... Крупных неприятностей счастливо избежал, но понимания у педагогов не нашёл. Учёбу успешно завершил. Начинал на факультете обработки металла, а закончил дизайнерское отделение.

- И где нашли применение своим творческим порывам?

- В монументально-декоративном искусстве. Два года работал в Феодосийском отделении «Укржилремпроекта» старшим архитектором. Но здания не проектировал, а оформлял их.

- То есть вы всё же больше монументалист?

- Я бы так не сказал. Это, конечно, важная сторона моего творчества, но назвал бы её наиболее видимой, заметной стороной. А станковые работы - это самое сокровенное, для души и от души.

- Специалисты отмечают, что ваши станковые работы не имеют аналогов. Наверное, иначе и быть не может, если в мастерской художника рядом с мольбертом сварочный аппарат, дрель, приспособления для обработки металла, мастики, эмали, керамика...

- Есть, конечно, и заимствованные технологии - не будешь же уже изобретённый велосипед придумывать. А вот усовершенствовать - дело другое. Так что и уже известное модернизирую обязательно. Есть и чисто мои технологии. Ноу-хау, как говорится.

Пластика мыслей и чувств

Работы Павла Грейсера - сочетание эмоционального и рационального. Наверное, поэтому они рождают всплеск чувств, среди которых восхищение удивительной гармонией, построенной на контрасте линий и цвета. Кипящий красный уравновешивается чистотой белого на полотнах «Взлёт на закате», «Птица белая». Есть и такие, что рождают тревогу, у них даже названия соответствующие: «Лобовая атака», «Протест», «Раздвоённость чувств», «Развал структуры». Полная противоположность тем, что дарят покой и умиротворённость.

- Всё, как в нашем мире, - замечает автор. - Борьба противоположностей была, есть и будет. Главное, чтобы было и равновесие. К этому надо стремиться, чтобы не «грузить» ни себя, ни зрителей, гармонизируя свои ощущения и посылая их в мир.

Как бы в подтверждение своих мыслей для наглядности художник показывает фотографии работ, выполненных на Кипре.

Теплом, радостью, покоем веет от мозаики «Въезд Христа в Иерусалим», выполненной Павлом Павловичем вместе с сыном Егором для Музея православия в Кикосе. Выполненные для этого музея выпуклые бронзовые и плоские из мягкого камня рельефы, продолжающие старинные традиции византийской резьбы с соблюдением иконографических канонов, отстраняют от житейской суеты, умиротворяют. Созерцая их, размышляешь о бренном и вечном. Такого гармоничного сочетания благородства формы и утончённого духовного строя, погружающего в космические, музыкальные ритмы, может достичь только настоящий мастер. Он сам живёт в красочном мире и даёт нам с вами возможность окунуться в него, ощутить свободный полёт над бездной не пугающей, а напоминающей о многомерности мира, с которым надо жить в ладу и согласии, а не в противоречиях. В работах Грейсера не надуманная, привнесённая философия, а выражение его оригинального мышления, высокой профессиональной и человеческой культуры, разносторонней эрудиции, которые он никогда не выставляет напоказ. Но и скрыть их никак невозможно перед вдумчивым зрителем, стремящимся и умеющим попадать на одну волну с автором неповторимого творения.

По завету великого Леонардо

- Вы очень редко выставляете «традиционные» пейзажи, которые украсили бы любую престижную выставку. Почему?

- Выполненное на пленэре, натурное - это моя записная книжка. Промежуточное звено между запечатлённым состоянием природы и моим отношением к ней и тем, что потом рождается в мастерской в результате кропотливого долгого труда.

Его труд давно по достоинству оценили искусствоведы и ценители изобразительного искусства. Работы Грейсера находятся в музеях и частных коллекциях в Англии, Венгрии, Польше, России, на Кипре.

Поклонников его творчества привлекают образная выразительность, отсутствие прямолинейных решений, проработка деталей, создающая объёмность и глубину, которые буквально затягивают, погружают в сюжет, помогают взаимопроникновению человека и природы. И, конечно, инновационный подход художника к творчеству. Что отнюдь не стремление выделиться, а собственная эстетика, наитие, без которого не найти новых путей и подходов в искусстве, рождённом на заре человечества, вечном и непреложном. Каждая новая работа Грейсера - свобода самовыражения, безоглядная и безудержная, не подчиняющаяся чьим-то вкусам, требованиям. Он сам себе строгий судья и критик. Юбилейная экспозиция мастера, достигшего возраста творческой зрелости, выпукло, ярко представляет весь спектр его устремлений и реализованных возможностей: мозаика, роспись, абстрактные композиции, графика, живопись.

- Концепция ретроспективной выставки выстраивалась постепенно, - признался юбиляр. - Задумал собрать и показать сделанное за последние лет тридцать. Внимательный зритель обратит внимание на отсутствие тематических предпочтений. Взял за основу техники и хронологию, чтобы можно было легко проследить мои пристрастия и увлечения. Ретроспектива - дело непростое. Она отражает быстротекущее время и отношение художника к нему, к себе, к творчеству.

Экспозиция в республиканском Доме художника ещё раз показала, что идёт мастер не проторёнными путями, а собственными тропами. Не отталкивая, а совершенствуя опыт великих предшественников разных эпох. Внимательный зритель поймёт, почему девизом выставки стало изречение великого Леонардо: «Живописец должен быть всеобъемлющим. О, художник, да будет твоё разнообразие столь же бесконечно, как явление природы. Продолжая то, что начал Бог, стремись умножить не дела рук человеческих, но вечные создания Творца. Никогда никому не подражай. Пусть будет каждое твоё произведение как бы новым явлением природы».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.