Ангелы и аэропланы

11 Август 2012 1066

18 августа будет отмечаться 100-летие создания отечественной авиации. Крым ещё с дореволюционных лет имел прямое отношение к её развитию. К числу объектов, связанных с воздухоплаванием, относятся Симферопольский авиазавод «Анатра», лётная школа в Каче, Коктебель со школой планеристов, аэропорт «Симферополь», на территории которого до 1941 года работала авиашкола гражданского воздушного флота. В 2011 году скромно и почти незаметно отметили 80-летний юбилей Симферопольского аэроклуба, основанного в начале 1931 года тогдашним Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Выходец из «авиационной» семьи, очевидец становления крымской авиации Анатолий Николаевич СИНИЦА решил поделиться с читателями «Крымской правды» своими воспоминаниями.

Из Качи в Симферополь

Мой отец Николай Петрович Синица ещё до революции проходил в Каче срочную военную службу и прошёл подготовку в школе авиатехников. Там его и застали революция и гражданская война. Новые власти приняли решение о воссоздании авиашколы уже как школы «красных лётчиков». Мой отец был в числе тех, кто подключился к восстановлению лётной школы. Сначала она работала в Севастополе, но вскоре, из-за отсутствия необходимых площадей, была переведена в Качу. В конце 20-х годов в школу поступали в разобранном виде самолёты и авиационные двигатели, в основном иностранного производства.

В конце 30-х наша семья переехала в Симферополь. Отец стал работать механиком в аэроклубе. Клуб был основан как 1-я школа гражданских лётчиков ОСОАВИАХИМа, в 1934 году преобразован во Всекрымский аэроклуб, который позднее стал называться Симферопольским. Мы жили на его территории, на холме возле церкви Всех Святых, за нынешним зданием ОСОУ (бывший ДОСААФ). Там стояли два или три одноэтажных строения барачного типа. В одном из них размещались штаб аэроклуба со служебными помещениями и учебные классы для курсантов. В других зданиях жили семьи лётчиков, авиатехников и других служащих. Возглавлял аэроклуб в те годы Харламов, начальником штаба авиашколы был Балатин, комиссаром - Василий Скибеда, старшим техником - Ковалёв, начальником лётной части - Виктор Митрофанович Воскобойников, начальником парашютной службы - Сервер Ваапов.

Первый выпуск лётчиков (около 20 человек) состоялся в конце 1931 года. Три лучших выпускника (двое крымских татар - А. Асанов и Мансур Мазинов и один русский - И. Жмарёв) были оставлены при аэроклубе. Вообще личный состав клуба, включая и его курсантов, состоял из представителей практически всех народов, живших в то время в Крыму.

Особо хочется упомянуть о судьбе лётчика-инструктора, преподавателя, теоретика аэродинамики Эдуарда Донгауэра, высококультурного человека, пользовавшегося непререкаемым авторитетом. Он был женат на молодой планеристке Лидии. Их семья была образцовой, но, увы, в годы репрессий Эдуард был выслан куда-то на Север, где и погиб. А Лидия осталась в городе. Она воспитала сына, но замуж так больше и не вышла, храня память о муже.

Самолётный парк авиашколы базировался на территории кожевенного завода имени Ф. Дзержинского, что за нынешним радиорынком. Лётное поле находилось на месте теперешнего завода пластмасс. Ангары от поля отделяла железнодорожная ветка. Через неё устроили деревянный переезд. Тягачей не имелось, и курсанты сами перекатывали самолёты. Лётное поле было грунтовым. Его выравнивали с помощью грейдера. На поле стояла пара будок, а над ним развивалась полосатая «колбаса» - простейшее устройство для определения направления ветра. Именно здесь каждый год 18 августа праздновали День авиации. Непременной его участницей являлась знаменитая певица Сабрие Эреджепова, известная как «крымский соловей». Между прочим, в аэроклубе служил механик с такой же фамилией. Не знаю, были ли они родственниками.

«Ударенные сталинской авиацией...»

В конце 30-х годов партия и правительство выдвинули известный лозунг: «Сельская молодёжь, на самолёт!». Целью кампании была подготовка начальных кадров для ВВС. В её рамках Симферопольский аэроклуб отправил несколько групп учебных самолётов «У-2» с лётным и техническим составом в крупные совхозы и колхозы для проведения теоретической и практической лётной подготовки сельской молодёжи без отрыва от производства.

В одну из таких групп вошёл и мой отец. Её направили в Ичкинский район (ныне Советский), в посёлок Черкез-Тобай (сейчас Чапаево). Отец взял с собой семью. Нам дали небольшую двухкомнатную квартиру с общей кухней на втором этаже двухэтажного дома. Соседом оказался классный столяр совхоза Алексей Якимьюк, уроженец села Альма, живший с семьёй в такой же квартире. Совхоз отвёл для хранения самолётов и необходимого оборудования амбар, выделил участок земли под лётное поле. Нашей группе помогали работники совхоза, особенно те молодые люди, которых планировалось обучать авиаделу. На первом этаже дома оборудовали учебные классы для теоретических занятий по устройству самолёта, элементарной аэродинамике и технике пилотирования.

Учебные полёты проводились c четырёх до девяти утра до работы в совхозе и после неё - с шести вечера до захода солнца.

Групп, как наша, было немало, а населённые пункты Крыма, где они действовали, назывались «точками». На «точки» с инспекцией регулярно приезжали представители Симферопольского аэроклуба. Чаще всего контрольные визиты осуществляли начальник лётной части В. М. Воскобойников и лётчик-инспектор Першин. Нередко их сопровождал журналист «Красного Крыма» Евгений Петрович Степанов. Иногда он бывал и у нас.

Сохранилась фото, сделанное 8 августа 1934 года в Феодосийском зерносовхозе: самолёт «У-2», на его шасси сидит лётчик-инструктор А. Асанов, рядом стоят мой отец Н. П. Синица, авиатехник Быков и не знакомый мне человек. В первой кабине находится Першин, а во второй, судя по камере в руках, кинооператор.

Об Асанове хочется рассказать подробнее. К сожалению, его настоящего имени я не знаю до сих пор - в общении с друзьями он называл себя Алёшей. Он был родом из села Отузы (ныне Щебетовка), из многодетной татарской семьи. Рядом с его малой родиной находится Коктебель, где действовала планёрная школа, определившая его судьбу. Один из его братьев жил в Симферополе и возглавлял отдел табаководства в Народном комиссариате земледелия Крымской АССР. Асанов приехал в столицу Крыма, поселился у брата, поступил в аэроклуб и закончил его с отличием. Так началась его дорога в небо.

Война и после

Немногие знают о том, что в Крыму существовало лётное училище гражданского воздушного флота (ГВФ). Оно располагалось на территории нынешнего аэропорта «Симферополь». Мой двоюродный брат Михаил Григорьевич Ковалёв поступил в него в 1940 году и успел закончить только первый курс. В конце лета 1941 года училище эвакуировалось в Пензу. Оттуда брат вместе с частью курса был направлен в наземные войска, в которых и провоевал до самого конца боевых действий. Иначе сложилась судьба его одногодка, моего соседа по дому Николая Степанова. Он тоже окончил эту школу, но служил в ВВС и вернулся в родной город с многочисленными боевыми наградами. После войны работал в Симферопольском аэроклубе лётчиком-инструктором. В 1948 году, выполняя тренировочный полёт с курсантом, при заходе на посадку задел линию электропередачи, разбился и погиб. Курсант при этом остался жив.

Моя связь с авиацией (пусть и не самая непосредственная) продолжалась и в послевоенные годы. После освобождения Симферополя я был мобилизован в Красную Армию, год провоевал в пехоте и ещё пять лет прослужил уже в Советской Армии. Вернулся в город с правами шофёра второго класса. Летом 1950 года стал работать в лаборатории ГСМ штаба ВВС Таврического округа, начальником которой была подполковник Наталья Михайловна Кошеварова. Я водил спецавтомобиль - передвижную лабораторию в фургоне на шасси «Студебекера», оснащённую оборудованием для проведения анализов на определение соответствия авиатоплива ГОСТам. Мы со специалистами постоянно ездили по авиагарнизонам, дислоцировавшимся преимущественно в степных районах Крыма, да и за его пределами. Самая дальняя «точка» находилась в посёлке Мокром под Запорожьем.

Затем я поступил на учёбу в Симферопольский автотранспортный техникум. Поскольку командировки мешали учёбе, я перевёлся дежурным водителем штаба ВВС Таврического округа. Там познакомился со многими авиаторами, в том числе с инженером округа полковником Григоряном, рекордсменом Союза и мира, мастером парашютного спорта майором Виталиным.

Окончив техникум, стал работать в 79-м авиаотряде, располагавшемся на территории аэропорта «Симферополь». Его командиром тогда был бывший морской лётчик, любимец коллектива Николай Иванович Зацепа, а инженером - серьёзный, отлично знающий авиатехнику специалист Фёдор Михайлович Пронин. Лётный состав был в основном сформирован из выпускников Симферопольского аэроклуба: А. Хачиньян, И. Жмарёв, Н. Ф. Богатырёв, другие лётчики, демобилизованные из ВВС. Нужно особо отметить Героя Советского Союза Михаила Павловича Мальченко, а также Якова Ильича Вольфсона - первого вертолётчика, который обслуживал китобойные флотилии «Слава» и «Украина».

В те годы собственных пассажирских самолётов авиаотряд не имел, а обеспечивал транзитные рейсы. В его состав входила эскадрилья легкомоторных «По-2» (бывшие «У-2»). Позже поступили «Ан-2» и «Як-12». В основном обслуживались почта, медицина (по санитарной авиации) и сельское хозяйство Крыма. Многие службы авиаотряда располагались в деревянных одноэтажных домиках. Лётчики и авиатехники ютились в обгоревших металлических ёмкостях объёмом 40-50 кубических метров. Постепенно авиапредприятие обустраивалось: появилось капитальное каменное двухэтажное здание аэровокзала с диспетчерской вышкой. Большая работа легла на отдел перевозок, который возглавлял Валерий Эскузян.

Вскоре я покинул 79-й авиаотряд. Но в моей душе навсегда осталась добрая память о нём и обо всех крымских авиаторах. Ведь профессия лётчика - это профессия героя, и сам выбор её - уже подвиг.