Борис Токарев: Нельзя жить без идеала и мечты

18 Декабрь 2012 835

Для многих был идеалом его Саня Григорьев из, как теперь принято говорить, культовой картины «Два капитана». С неё и начался наш разговор на Ялтинском международном телекинофоруме, который заслуженный артист России посещает не впервые.

- Нет, наверное, на всём постсоветском пространстве человека старшего поколения, не посмотревшего этот фильм, да ещё и не по одному разу. Думаю, это и ваша любимая картина?

- Я действительно очень люблю эту картину. Даже могу сказать, что сейчас я её стал любить ещё больше, увидев, что она не стареет, не теряет своей энергии и по-прежнему увлекательна, её с удовольствием смотрит новое молодое поколение. Для меня это стало удивительным открытием. Считал, что это кино для поколения шестидесятых, семидесятых. Оказалось, ничего подобного.
И понял почему. Мы наше молодое поколение лишили мечты, заменив её некой банальной жёсткой реальностью. Когда деньги - превыше всего. Мы разрушили идеал, мечту, которая должна быть обязательно у каждого поколения. Не может молодой человек жить без мечты, без идеала. Это противоестественно. В «Двух капитанах» мечта есть. Это - поиск истины, поиск правды. Правды, которую человек доказывает всей своей жизнью. Это очень важно. И не подвержено веянию времени. Вечные ценности. Вот почему картина актуальна.

- Не страшно было браться за роль после первой экранизации романа Вениамина Каверина, в которой образ Сани воплотил Александр Михайлов?

- Нет, не страшно. Я много раз смотрел фильм режиссёра Владимира Венгерова. Главным образом потому, что там играла Ольга Заботкина. Потрясающая актриса! Удивительной, божественной красоты и своеобразия. Я до сих пор помню её лицо. Шестисерийная картина Евгения Карелова, в которой я снимался, была совершенно иного формата. Но это не телесериал, не телевизионный продукт. И не модный нынче ремейк. Фильм получился не хуже своего предшественника. Каверин даже сказал, что он ближе к его роману.

- Фильм можно назвать вашей визитной карточкой?

- Безусловно. Как и «Горячий снег». На одном из предыдущих телекинофорумов прямо на площади показывали фрагменты из этой картины в присутствии огромного количества зрителей, в том числе и молодых. Я, честно говоря, даже не ожидал, что закончится показ овациями. Ребята ведь сейчас смотрят только боевики, а тут картина советского периода... Дорог мне и фильм «А зори здесь тихие», в котором сыграл совсем малюсенькую роль лейтенанта-пограничника Осянина, мужа одной из главных героинь - Риты.

- Военные картины какую роль играют в вашем творчестве?

- Я без них не мыслю его, ведь в них роли, которые возвышают. Вообще военные фильмы очень нужны. Потому что война обостряет все человеческие свойства и качества. Не люблю громких слов, но именно они способны научить патриотизму и героизму. А ещё они - напоминание молодому поколению о том, что сделали их деды и отцы. Это очень важно на самом деле. Потому что в этом есть неразрывная связь времён. А сегодня допускается большая глупость - попытка порвать с прошлым. Результат - бездуховное поколение как минимум, как максимум - нигилисты, у которых нет ничего святого. Лучшие из военных картин становятся достоянием, что называется, всего человечества. Это культурный слой всего земного шара. «Горячий снег» - картина, с которой я объездил практически весь мир, и везде люди абсолютно правильно воспринимали фильм.

- Созданный вами в соавторстве с супругой, известной актрисой Людмилой Гладунко, фильм «Моя Пречистенка» называют лучшей картиной года. В нём снимались и известные артисты, и совсем молодые. Трудно над ним работалось?

- Это был просто колоссальный труд. Получился кинороман из 28 серий. В каждой серии - подборка редких хроник, прекрасная музыка композитора Александра Иванова, написанная специально для фильма, проникновенные романсы Тимура Зульфикарова придали ему необыкновенное своеобразие. Действие картины растянуто с 1900-го по 2000 год. Вначале герои встречают новое тысячелетие и гадают, каким оно будет. Потом через их судьбы отображены практически все важные события ХХ века - каждая серия охватывает пять лет.
Я очень люблю эту картину, где сыграл необычную для себя роль старого князя Репнина, главу большой династии, сторонника консервативных традиций. Совершенно неожиданная для меня работа. Но эта роль открыла для меня много нового. А ведь сниматься не хотел, Людмила меня буквально заставила.

- А почему упирались-то?

- Не очень верил, что смогу. Ну какой я князь? Срабатывал стереотип прежних киношных жизней. Да и собственной - деревенский мальчишка.

- И как же жена-соратница убедила?

- Примером Вячеслава Тихонова, который вырос в рабочей семье в Павловском Посаде, а сколько аристократизма! В хорошем смысле - дворянства.

- Кстати, ваша кинокомпания «Дебют», которой вы руководите вместе с Людмилой, сняла документальный фильм о Тихонове.

- И не только о нём. Сделаны «Две любви одинокого клоуна. Армен Джигарханян», «Олег Басилашвили. Мастер», «Алые паруса Василия Ланового», «Ирония судьбы, или Юрий Яковлев - кто вы?». «Дебюту» эти ленты заказывает РТР, работаем над ними в паузах между игровыми картинами. Эти проекты, конечно, денег не приносят, но они о наших коллегах, потому дело святое. Я горд, что мы сняли Вячеслава Васильевича. Фильм называется «Последний герой уходящей эпохи» режиссёра Сергея Садовского. Вячеслав Васильевич сам рассказывает о своей работе, о семье. Мы очень подружились, и он попросил меня стать крёстным отцом его внуков Гоши и Славика, сыновей дочки Ани, актрисы.

- Мы привыкли к вашему положительному имиджу на экране. И вдруг - отрицательный персонаж в фильме «Последний бой генерала Пугачёва» по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова сценариста Эдуарда Володарского.

- Нельзя однозначно сказать, что мой генерал Артемьев отрицательный. Это трагическая фигура времени. Генерал командует всеми колымскими лагерями, и кажется, что это страшный человек, зверски расправляющийся с заключёнными. Но в финале становится понятно, что он такой же заключённый, как и те, кого охраняет. Для него тоже очень важно быть свободным. А жил он в то время, когда люди, к сожалению, должны были существовать с двойным дном.

- Вы с готовностью брались за эту роль?

- Взяв в руки сценарий, подумал: «Если мразь, сниматься не буду». Но увидел очень хорошую драматургию и человека, на долю которого выпала человеческая трагедия. Есть несколько совершенно потрясающих сцен. Например, в госпитале генерал разговаривает с доктором, и мы понимаем, что Артемьев такой же зэк, как все там. Вначале его, боевого генерала, разжаловали, потом звание вернули, но отправили на Колыму охранять зэков. А зэки - боевые офицеры, люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы. Многие вырвались из немецкого плена - герои, а их упекли в ссылку. Они понимали, что единственная возможность спастись - убежать. Мой генерал Артемьев
командовал уничтожением беглецов, но сочувствовал им. Когда в госпиталь привезли израненного солдата, единственного оставшегося в живых, он подошёл к его носилкам и ужаснулся: «Что же вы наделали?», имея в виду бессмысленность побега. И услышал в ответ: «Ничего, генерал, хоть два дня, но на свободе!». Сказал и потерял сознание. Хирург пытался реанимировать, но Артемьев попросил: «Не надо его трогать. Он уже ушёл. Ушёл свободным». Ради этой фразы я и снимался...

- В сериалах вас не видно. Не приглашают?

- Редко приглашают. Зная, что я очень занят как руководитель кинокомпании. Много занимаюсь с молодыми, проводим фестивали, встречи. Считаю, что это сегодня совершенно необходимо. Это просветительская часть нашей работы. Если хотите, это даже проповедническая деятельность. И я, как ни странно, очень это люблю. Встречаюсь с людьми не просто побалагурить, а поговорить по каким-то принципиальным вопросам. И зритель, надо сказать, очень тонко и точно это чувствует. Иногда у нас возникают даже политические дискуссии. Что вообще не имеет никакого отношения к творчеству, к ролям, но зрители видят в тебе собеседника. Значит, есть доверие. Мы вообще перестали доверять. Врачам - что они нас правильно лечат. Учителям - что они обладают необходимыми знаниями.

- И моральными, кстати, качествами, тоже...

- Вот именно. Перестали доверять полиции. Словом, всем вокруг. И оказались абсолютно одинокими в этом мире. Но ведь доверять только самим себе невозможно: человек - существо общественное.
И без взаимосвязи с внешним миром жить невозможно.

- Что вы на этот раз представили на телекинофоруме?

- Небольшую документальную картину об актёре Николае Парфёнове, «короле эпизода», как его назвали, - «Его знали только в лицо». Сняли картину к 100-летию со дня рождения актёра, в советские времена бывшего очень популярным и у режиссёров,и у зрителей, снимавшегося больше всех, а доживавшего в нищете и забвении.

- Когда у вас находится свободное время, чьи фильмы смотрите?

- Стараюсь смотреть практически всё русское кино. На большом экране, конечно. Кино по телевизору - это совсем другая история. Совсем. Благо я живу рядом с Домом кино, просто попасть на премьеру.

- Какие картины произвели впечатление?

- Андрея Звягинцева, Александра Котта и Владимира Котта. «Неадекватные люди» Романа Каримова. Очень интересные ребята, и у них путь свой. Мне вообще интересны молодые режиссёры.

- Фильмы Мизгирёва входят в круг ваших интересов?

- Лёша в нашем «Дебюте» делал свой первый фильм - короткометражку «Увольнение». Теперь он признанный мастер, отмеченный престижными призами. Им можно гордиться. Но я могу с ним концептуально поспорить и спорил, когда он снимал у нас, а я, кстати, продюсировал картину. Уже тогда было видно, какие фильмы он будет снимать. Но он - человек талантливый. По принципиальным позициям отношение к миру у нас разное. Вне всякого сомнения.
Я в большей степени оптимист, гуманист, чем он. Он - человек более жёсткий. Но имеет право на свой взгляд.

- Вам ведь и запах театральных кулис знаком: работали в театрах имени Пушкина и Советской Армии.

- В Театре имени Пушкина в 1961 году оказался случайно: ассистентка режиссёра, у которого я, двенадцатилетний мальчишка, снимался в картине «Спасённое поколение» на студии имени Горького, ушла туда и позвала меня. Предложили роль сына консула в спектакле «Столпы общества» по пьесе Ибсена. Днём учился в школе, а вечером выходил на сцену.

В Театр Советской Армии меня взял Андрей Алексеевич Попов - главный режиссёр, который хотел, чтобы я там остался работать после армейской службы. Но кино для меня всё равно желанней.

А мой собеседник стал для кино личностью яркой, не просто заметной, а в чём-то даже незаменимой.

Из фильмографии

«Код апокалипсиса», «Досье капитана Дубровского», «Президент и его женщина», «Исполнитель приговора», «Вербовщик», «Поручить генералу Нестерову», «Дорога к морю».

Признание

Государственная премия РСФСР за исполнение роли лейтенанта Кузнецова в фильме «Горячий снег». Главный приз на всесоюзном кинофестивале «Молодость» за фильм «Ангел мой». Премия Ленинского комсомола за создание образов современников в кино. Приз «За самый удачный дебют» - фильм «Нас венчали не в церкви». Премия ФСБ за телевизионный фильм «Тайная стража».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.