Глумятся над Поэтом и над нами

«Музей в осаде», 3.06.2003 г., «Пушкин в режимной зоне», 24.06.2003 г., «И выше слова - ПУШКИН - слова нет!», 6.06.2007 г.

12 Декабрь 2012 509
Пушкинские богатыри здесь ни при чём.
Пушкинские богатыри здесь ни при чём.

В перечисленных материалах мы с горечью писали о фактах глумления над памятником истории и культуры - музеем Пушкина в Гурзуфе, о его непростой судьбе. Не раз пытались его выселить из стен исторического дома Ришелье, вернувших гению всех времён и народов вдохновение. Абсурд не в том, что каждый раз предлагалось неприспособленное для этого помещение, а в самом возникновении столь кощунственной идеи: выбросить экспонаты ради того, чтобы устроить здесь ещё один корпус санатория. Несчастье музея в том, что по праву отданный под него прекрасно сохранившийся дом находится вблизи от моря, в парковой зоне. В желающих захватить его никогда не было недостатка. Посягательства в последнее время вроде бы прекратились, но остро стоит проблема доступности музея всем, кто хочет побывать в этом святом для каждого русского месте, чтобы почувствовать дух Поэта в любимом им Юрзуфе.

Глумление над теми, кто хочет подойти к музею и к памятникам Александру Сергеевичу, началось не сегодня и не вчера. Давно уже руководство санаториев «Пушкино» (на его территории оказались музей и один из памятников) и «Гурзуфский» («владелец», а вернее, захватчик второго монумента) закрыло доступ на свои территории тем, кто хочет самостоятельно посетить музей, поклониться Поэту. Меняется руководство, но не ситуация. Одно время «прорывающихся» заставляли приобретать экскурсионный билет, не дававший права пройтись по «Пушкинской аллее», подойти к памятникам: продвигаться можно было только строго по тропинке к дому Ришелье, знаменитым пушкинским кипарисом любоваться издалека. Гонению подвергали не только почитателей Поэта - сотрудников музея одно время не пускали на работу через проходную санатория, и им приходилось либо лазить через забор, либо пробираться через совхозные виноградники. Правда, после выступления газеты отношение несколько изменилось: каждый сотрудник музея получил бесплатный пропуск. Что же касается посетителей, то они буквально «с боем», что называется, прорывались к Пушкину. Возмущению не было предела. Вот выдержка из письма девятилетней давности: «Накануне дня рождения Пушкина решили побывать в музее в Гурзуфе. Да не тут-то было: у ворот на набережной нас остановил охранник и сказал, что музей закрыт, потому что это теперь территория санатория администрации президента. Мы очень удивились, просили пропустить, чтобы убедиться в том, что музея больше нет, но никакие уговоры не помогли. Что происходит?».

Выяснилось, директор санатория «Пушкино» категорически запретила пропускать не только одиночных посетителей, но и экскурсии. Даже делегацию поселкового Совета, которая пришла выяснить, что же происходит, директор санатория буквально выставила, не пожелав объясниться. Выход уже тогда, кстати, в Год России на Украине, который проходил под патронатом президентов Леонида Кучмы и Владимира Путина, работники музея видели один: решить как можно скорее вопрос с отводом земли и отдельным входом в музей с набережной.

Теперь ситуация ещё больше усугубилась. «Железный порядок» привёл к тому, что музей оказался напрочь отделённым от обоих памятников новостройкой. Калитка в заборе между санаториями «Пушкино» и «Гурзуфский» наглухо закрыта. Охране «Гурзуфского» строго-настрого запрещено пропускать посторонних, стало быть, ни к одному памятнику теперь ни цветочка не положишь, ни постоишь в благоговейном трепете, вспоминая строки, написанные под гурзуфским небом. Не пробиться и на территорию санатория «Пушкино» даже по журналистскому удостоверению. Приказ «не пущать» выполняется неукоснительно. Порядок, мол, для всех один: вывешено на заборе объявление, когда проводятся экскурсии, вот и дожидайтесь, когда за вами работники музея придут.

Они, конечно, приходят. Летом даже чаще, чем каждый установленный час. Потому что знают, как не любит отдыхающий народ ждать. Надоело загорать или солнышко спряталось за тучку - вспомнили, что есть рядом музей, почему не заглянуть в него? Не пустили, и второй раз уже ни времени подходящего, ни желания может не появиться. Человеку что - разочаровался в крымском гостеприимстве, только и всего. А то, что музей внакладе, да ещё в каком, нынешнего владельца санатория ничуть не волнует. Это и понятно: кто чужие копейки считать будет, если своих - хоть отбавляй.

Да, нынче что ни территория на ЮБК, то частное владение. Вот только земля-то наша, крымская. И стоят на ней здания, много лет назад построенные на народные деньги, для этого самого народа, получавшего путёвки за ударный труд, чтобы здоровье своё восстанавливать и поддерживать ради этого ударного труда на общее благо, а не на благо нынешнего частника.

Понятное дело: не справляется новоиспечённое маленькое государство с тем, что по наследству получило от большого. Вот и распродаёт заводы, пароходы, здравницы - всё, что продать можно. Тут уж не до культурных и исторических святынь. Даже в голову не приходит поставить условия особого к ним отношения. Вряд ли частный владелец санатория «Пушкино» обеднеет, выделив мизерную по сравнению со всей остальной территорию для устройства аллеи к музею Александра Сергеевича Пушкина, отгородив её, уж если так надо спрятать своё приобретение от народа и отдыхающих в старых, ещё советских корпусах.

Народ многое может понять и простить. А вот история... Вляпаешься в неё и не отмоешься не только в отведённый тебе век. Запятнаешь имя своё и на все последующие времена.

Жаль, что те, от кого зависит порядок в крымском доме, не понимают, не хотят или делают вид, что не понимают, в какую бездну бескультурья толкают нас приверженцы «железного порядка», попирающие без зазрения совести элементарные права граждан называющего себя демократическим государства. В котором всяк капитал сколотивший может свои законы устанавливать и является со своим уставом в чужой для него, но родной для нас «монастырь».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.