Письма в "Крымскую правду"

19 Сентябрь 2018 851

Добрый след на Земле

Осталось немного до замечательной даты - 100-летия со дня рождения ВЛКСМ. Комсомол с честью выдержал все испытания, выпавшие на долю его и страны. Хотелось бы вспомнить о признанном вожаке комсомола Севастополя и Крыма в 60 - 70 годы прошлого столетия Иване Петровиче Ступицком. Он рано ушёл из жизни, в 1976-м, но до сих пор к памятнику ему на Севастопольском кладбище приходят люди.
Иван Ступицкий родился в Воронежской области в 1937-м, в село Орлиное под Севастополем семья переехала после войны. Окончил школу, отслужил в пограничных войсках. Потом - профтехучилище с отличием и работа токарем на Севастопольском морзаводе имени Серго Орджоникидзе. Избран секретарём комсомольской организации цеха: здесь, в трудовом коллективе, оформились лучшие качества - работоспособность, умение «зажигать» молодёжь на полезные дела, создавать атмосферу дружбы. В 1961 году его, заочно учащегося в Севастопольском приборостроительном (окончит с красным дипломом), избирают секретарём Нахимовского райкома, а через время возглавляет Севастопольский горком комсомола. В 1966 году областная комсомольская организация избирает Ивана Ступицкого первым секретарём.
И здесь он показал себя талантливым руководителем. Его наставником был первый секретарь Крымского обкома партии, впоследствии Герой Социалистического Труда Николай Карпович Кириченко. Говорят, в неофициальной обстановке он называл комсомольского вожака «сынок» - так близки были их жизненные принципы и стиль работы. В те годы на счету 160-тысячной Крымской комсомольской организации было много полезных дел. Ударной комсомольской стройкой стало строительство Северо-Крымского канала; тысячи юношей и девушек превращали полуостров в «область садов и виноградников»; участвовали в возведении предприятий, которые многие десятилетия составляли основу промышленности. В Крыму положено начало военно-спортивным играм «Зарница» и «Орлёнок», которые распространились по всей стране. В гуще всех событий, в «первичках», внедряя в жизнь новые идеи и местный опыт, неизменно был Иван Ступицкий.
Он не по годам обладал житейской мудростью, целеустремлённостью. Его уважали. Прост в общении, помогал в житейских вопросах.
У Ивана Петровича было много друзей, в том числе, кажется, весь комсостав Краснознамённого Черноморского флота, его всегда ждали на подшефном БДК «Крымский комсомолец». Общительный и хлебосольный: супруга Полина Васильевна вспоминает, как во время Всесоюзного слёта молодых рисоводов он привёл на чай чуть ли не всех участников.
А ещё был прекрасным семьянином, несмотря на то, что по роду деятельности мало бывал дома, проявлял постоянную заботу о родных, о чём свидетельствуют, например, письма в период учёбы в Высшей школе КГБ СССР. Добрый, надёжный, искренний - таким был и остаётся в благодарной памяти потомков настоящий патриот, комсомольский лидер Крыма Иван Петрович Ступицкий.

Николай ФАЛЬКО,
член Союза ветеранов
комсомола Крыма, завотделом обкома комсомола
в 1969-1975 гг.
Севастополь.

Хранители леса

Хотелось бы вспомнить о людях, которые берегут зелёные лёгкие полуострова, наши леса. Возможно, сейчас работа лесной охраны и не на виду - нет уже рескомлеса, сократилась численность, не стало председателя Совета ветеранов лесного хозяйства.... Но ежедневная работа по сохранению лесов от пожаров, самовольных вырубок, браконьерства ведётся регулярно. Вспомните хотя бы в День работников леса тех, кто защищает и защищал леса от пожаров и браконьеров. Создавал зелёные кольца вокруг Алушты, Белогорска, Бахчисарая, Севастополя, Симферополя, Судака, сажал полезащитные лесные полосы в Джанкойском, Раздольненском, Первомайском, Ленинском, Кировском, Красногвардейском, Симферопольском, Черноморском районах. Труженики лесного хозяйства вели работы не только по созданию защитных лесонасаждений, но и проводили рубки санитарные. Неизгладимый след в развитии лесного хозяйства Крыма оставили О. Б. Исаенко, С. Р. Булах, П. И. Мельниченко, И. А. Марченко, Н. И. Цыплаков,
В. В. Никифоров, которых, увы, уже нет с нами. Но жив ещё
И. И. Самойленко, в свои 90 лет он может много рассказать о лесном богатстве полуострова, о людях, хранящих его. Немало могут рассказать А. А. и В. Г. Дяговец из Раздольненского лесничества, В. В. Хоминушко из Джанкойского, С. Е. Рыбкин из Симферопольского. А. В. Спицин знает всё о выращивании в питомнике голубых елей и других экзотов, а Т. Н. Пучек - о лесах на горных склонах Белогорского района. Надеюсь, былая слава лесного хозяйства полуострова возродится.

В. Тур.
Белогорский район.

От имени коллектива и посетителей дневного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов благодарим завотделением Аллу Девойну за заботу и внимание. И поздравляем её с днём рождения. Алла Леонидовна - добрый человек, профессионал, умеющий найти подход к любому человеку. Желаем ей здоровья и благополучия.
Сотрудники отделения.
Симферополь.
* * *
Искренняя признательность коллективу почтового отделения посёлка Гвардейское: О. Сладенко, Д. Сейт­ибраимовой, Л. Михневич, Л. Андреевой, Н. Резник,
Т. Бредыхиной, М. Величко, Е. Панкеевой, Н. Денисенко, Л. Богуш, У. Бондаренко, Е. Щигол, Н. Мастеровой, Ю. Тегай, Е. Ананьевой за их уважительное отношение к посетителям и профессионализм.
Виктор ХАБЛЕНКО.
Симферопольский район.

Прошу помочь найти моего двоюродного брата Николая Андреевича Матвиенко или его родных. Он родился в 1936-м или 1937-м году в селе Теница Бахмачского района Черниговской области. Примерно в 1955-м был призван в армию, служил в Севастополе. После там и остался жить. Очень надеюсь на помощь крымчан. Мой адрес: ул. Новая, 2, с. Кирово, Ленинский район, Борис Васильевич Павлов.

Б. Павлов.
Ленинский район.

Лишь бы отчитаться

Очень надеемся, что нас услышат городские власти Симферополя и помогут всё-таки исправить ситуацию с нашей многострадальной дорогой в районе остановки Автобаза посёлка Комсомольский. С нею нам было трудно изначально: когда пару лет назад делали Евпаторийскую автотрассу, нам почему-то от остановки на дорогу в посёлок сделали такие высокие ступени, что людям или по трассе обходить приходилось, или буквально спрыгивать. Обидно было, что во всех остальных подобных случаях, на других остановках, сделали всё идеально и удобно. Зимой не напрыгаешься по гололёду, поэтому придумали жители кирпичи положить, чтобы удобнее спускаться стало. Правда, скользили они неимоверно, но всё же легче стало. Затем начали в посёлке трубы тянуть, вновь дорогу от остановки разрыли. Мы терпели, ведь доброе дело, нужное. Ждали, что когда будут заделывать яму, асфальтировать, то и ступени нам поправят заодно. Дождались: проложили, зарыли, однако не только ступени не исправили, а ещё и не разровняли ничего - огромные ухабы на месте ямы оставили. Писали, просили сровнять, заасфальтировать, как до этого было. Услышали нас, но... Все ухабы просто залили раствором, даже не разровняв - спотыкачи сплошные. Ступеньки тоже, правда, залили, но почему-то через одну, на старой ступени выбоина была - оставили. Спуск с них на дорогу тоже сплошной спотыкач, как были завалы, так и залили, похоже, даже кирпичи наши не убрали. При ремонте спилили большие ветви деревьев, они уже высохли давно, но вывезти, убрать некому. Жители шутят, чтобы было, за что в гололёд хвататься, когда будем попами асфальт сравнивать. В общем, обидно, что нужные, добрые вещи делаются у нас абы как, лишь бы отчитаться.

Валентин ТАРАСОВ.
Симферополь.

В мусоре уютнее?

Вопрос, конечно, риторический, но всё же, может быть, задумаются некоторые наши симферопольцы, что творят, вдруг исправятся и начнут беречь свой город не только по субботникам и праздникам. Почему мы превращаем свой Симферополь в мусорную свалку? Ведь уже и урны в городе - не редкость, как было совсем недавно, и мусорные баки есть, неужели сложно окурок или бумажку в них бросить? Доходит до смешного: на троллейбусной остановке стоит пустая урна, а вся площадка вокруг остановки усыпана окурками, скорлупками семечек, использованными билетами, ещё каким-то сором. Что, переломились бы, если бы пару шагов в сторону сделали и выбросили, куда положено? А как можно назвать людей, которые, вынося из дома пакеты с мусором, ленятся донести десять метров до бака, а бросают прямо на дороге, мол, всё равно тут мусоровоз будет проезжать - подберут. Пару раз сделала замечания таким лентяям, так один раз меня просто послали, а во второй раз женщина (!) долго распиналась, что она и налоги платит, и за вывоз мусора, так что специальные службы обязаны убирать его из любого места, где она бросит.
По-моему, это просто эгоизм, когда уверен, что тебе все почему-то обязаны. Да, мы платим налоги в бюджет, из которых зарплата коммунальщикам выплачивается, но неужели трудно самим быть людьми, уважать чужой труд, уважать свой город, не гадить, где попало. Ведь не зря бытует мнение, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Сколько бы ни убирали наши дворники, но если вслед их мётлам вновь будут лететь на асфальт вместо урны кучи мусора, то чище не станет. Одумайтесь, горожане, перестаньте жить в грязи.

Инна СЕРОВА.
Симферополь.

Санкционное дежавю

В своих письмах читатели «Крымской правды» всегда поднимают вечные темы, живо реагируя на происходящие в стране и мире события. Одной из самых обсуждаемых в почте последних недель стали очередные санкции.

«И не надоест же господам заокеанским пугать русского медведя очередными санкциями. Похоже, они себе развлечение такое придумали, чуть что где - «виновата Россия, вводим санкции», - недоумевает Сергей Горячев из Симферополя. - Вот очередные - честно говоря, уже со счёта сбился, какие - ввели США с 27 августа «по делу Скрипалей». Ввели «запрет на поставки товаров и услуг для оборонного сектора (оружия, военной радиоэлектроники, реактивных двигателей, беспилотников), а также технологий и товаров, которые могут быть использованы для производства химического оружия». Кажется, уже были подобные, повторяются господа. Если серьёзно, то нашей стране подобные санкции - «до лампочки». Мы только рады им, ведь это шанс, наконец, развивать собственное производство, свои «мозги» применять.
А уж что касается оборонки, то и подавно: у нас уже такие технологии, оружие, которым нет равных в мире. И в мартовском послании главы государства это было продемонстрировано. Да и мы, крымчане, в этом убедились четыре года назад, когда на защиту полуострова поставили уникальный береговой ракетный комплекс «Бастион» - в противовес учениям НАТО в Чёрном море и подошедшему к нашему побережью эсминцу США. Ещё санкции грозят «запретом оказывать нашей стране финансовую помощь». Не очень-то и нуждаемся, господа: вы лучше доллары для своих подопечных приберегите, ведь заплачут без подачек. Мы - не заплачем, у нас есть гордость. От ваших санкций мы только закалимся. Ввели санкции после воссоединения Крыма с Россией - мы отвечаем им открытием нового аэропорта в Симферополе и движения по Крымскому мосту, трассой «Таврида», развитием собственного сельского хозяйства. Так что пусть не надеются, что Россию и наш Крым смогут поставить на колени своими санкциями. У нас есть прекрасная пословица в ответ: нас бьют, а мы крепчаем!»
Игорь Павленко из крымской столицы напоминает, что подобные «выходки иностранцев» наша страна уже успешно переживала много раз. «Буквально какое-то санкционное дежавю для нашей страны происходит. Было уже такое в нашей тысячелетней истории. Во времена Ивана Грозного, когда иностранных мастеров не пустили в Россию по воле Ливонского ордена - государства крестоносцев на территории современной Прибалтики; и при Петре Первом; и при Екатерине Великой, когда на империю Запад впервые «осерчал» за присоединение полуострова; и после Крымской войны, когда страну лишили права иметь флот на Чёрном море; и сразу после Октябрьской революции; и уже в СССР. Но наша страна выстояла, раз за разом получая из таких мер новый опыт, реформируясь, развиваясь. Вспоминается история моего дяди, работавшего в шестидесятых на строительстве нефтепровода «Дружба». Огромные трубы для него закупались в Германии, которая вдруг пошла на поводу у Североатлантического альянса и ввела эмбарго, запрет на вывоз их для СССР. Но нефтепровод-то построили: наши мастера в Челябинске придумали, как у себя создавать трубы такого диаметра. Утёрли нос Западу! И так будет всегда, потому что наша сила - в правде».
А вот Валерию Новикову из Симферопольского района тревожит, что «увы, не все наши крымчане уже разделяют эту позицию, сожалеют о санкциях и даже ставят под сомнение Крымскую весну». «Ехала в автобусе и стала невольной свидетельницей разговора двух, видимо, семейных пар, живо обсуждавших, что «если бы не вмешалась в нашу жизнь Россия, не было бы проблем с выездом за границу, не было бы санкций против полуострова и вообще». И, что самое страшное, люди вокруг сидели и слушали, никто возразить не пытался, даже некоторые «подпрягались», мол, не хватает им настоящих гамбургеров из американского кафе, родня с Украины ополчилась и тому подобное. Попыталась вмешаться, объяснить, от чего нас тогда спасла Россия, да только отмахнулись, мол, пропаганда. А у них, значит, не пропаганда? Хотелось бы через газету обратиться к таким «скучающе-сочувствующим»: никто вас здесь не держит, пожалуйста, езжайте туда, где считаете лучше и правильнее. Только вспомните о том, что творилось потом в Одессе, на Донбассе, задумайтесь: если бы не Россия в 2014-м, то по Крыму прошли бы такие вихри, что задели бы всех, и жизни многих из нас были бы переломаны или попросту закончены. Кто не верит - вспомните уроки истории, что творили бандеровцы, даже с младенцами, в годы Великой Отечественной. Или пересмотрите кадры фильма «Крым. Путь на Родину», где крымчане вспоминают, как ещё при Украине ездили на «антимайдан», о том «Корсуньском погроме», где националисты издевались над безоружными крымчанами, сожгли 4 автобуса, два десятка наших земляков тогда пропали без вести. Или вспомните, что произошло в Одессе 2 мая 2014-го. Россия тогда спасла нас физически, а теперь помогает развиваться, материально помогает, духовно. И никакие «настоящие гамбургеры», никакие загранпоездки не могут быть важнее этого, важнее жизни, которую нам сохранили.
И все санкции гораздо слабее этого, они, уверена, не смогут поколебать нашу веру в свою Родину, в Россию».

 

Наталья ПУПКОВА.