«За Москву, за Родину!»

5 Декабрь 2012 897

С этими словами 5 декабря 1941-го шли в атаку красноармейцы и ополченцы под Москвой. Первое крупное и успешное контрнаступление советских войск в истории Великой Отечественной, первая удачная попытка развенчать миф о непобедимости гитлеровской армии.

Уже был сорван немецкий план «Барбаросса» о покорении СССР к началу осени, но в оккупации оказались столицы двух создателей Советского Союза - Белорусской и Украинской ССР - Минск и Киев. Сражались Ленинград и Севастополь, но фашисты уже устанавливали свои порядки во многих регионах Советской страны, совсем поблизости от Москвы: Орёл, Брянск, Калуга, Калинин (Тверь), Можайск, Вязьма. «Тайфун» - такое имя Гитлер придумал для разгрома столицы СССР и выхода к Волге в районе Горького (Нижний Новгород). И уже планировал, как будет взорван ленинский Мавзолей, а красные звёзды над Кремлём заменят орлом и свастикой - герб третьего рейха.

- Знаете, была у нас такая частушка «Понапрасну, Гитлер, ходишь,/ Понапрасну танки бьёшь:/ CCCР не завоюешь/ И в Москву не попадёшь!» - рассказал нашей газете защитник Москвы Виктор Боярский, в 1941 году - студент второго курса Московского государственного педагогического института иностранных языков, один из студентов и преподавателей вуза, вошедших в 5-ю Фрунзенскую дивизию народного ополчения. - Она появилась после парада на Красной площади 7 ноября 41-го, после того, как в начале декабря частям, находившимся на рубежах Москвы, сообщили, что Сталин не эвакуировался из столицы. Тогда мы уже твёрдо поверили, что сможем отстоять столицу и прогнать фашистов с родной земли. Верили и вначале: знали, что, несмотря на многочисленные оккупации городов и сёл фашистами, на фронтах сражаются наши ребята. Верили и строили баррикады на улицах Москвы, рыли окопы, спешно обучались военному делу маленькие и взрослые. Но, что скрывать, был страшный день 16 октября 41-го, когда паника превысила всё. Было. Но были и ноябрьские подвиги бойцов Ивана Панфилова и политрука Василия Клочкова, чьи слова стали девизом: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!». Были и наши бои в декабре, когда погнали фашистов далеко от столицы. Из 15 ребят нашего курса, воевавших в ополчении, к началу января в живых осталось двое, да и те раненые. Но ведь выстояли, отстояли Москву. А мне потом повезло расписаться и на рейхстаге в Берлине в мае 1945-го.

29 ноября 41-го контрударом 1-й ударной армии Василия Кузнецова ликвидирован плацдарм противника на восточном берегу канала Москва-Волга, сорвано продвижение врага к Москве.
30 ноября верховный главнокомандующий Иосиф Сталин утвердил план контрнаступления Западного фронта под Москвой, разработанный Георгием Жуковым и Василием Соколовским.
С 1 по 5 декабря войсками Западного фронта проведена Наро-фоминская оборонительная операция. В результате была сорвана последняя попытка немецко- фашистских войск прорваться к Москве. 5 декабря - начало контрнаступления Красной Армии под Москвой. Калининская, Клинско-Солнечногорская, Тульская, Елецкая наступательные операции... Победный путь к весеннему Берлину 1945-го мы начали от зимней Москвы 1941 года. Будем помнить.

Медаль

Медаль «За оборону Москвы» учреждена 1 мая 1944 года. На лицевой стороне - Кремлёвская стена, на её фоне танк «Т-34» с группой бойцов на нём, слева - памятник Минину и Пожарскому, справа - башня. Над Кремлёвской стеной виднеется купол здания правительства с флагом, на котором изображены серп и молот. Над куполом - силуэты самолётов. В верхней части медали - по окружности надпись «За оборону Москвы».
В нижней - лавровый венок и пятиконечная звезда. На оборотной стороне медали серп и молот и надпись «За нашу Советскую Родину». По состоянию на 1 января 1995-го медалью награждены 1028600 человек.

Мемориал

Сорок пять лет назад был зажжён главный Вечный огонь в Советском Союзе - у могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве. Останки неизвестного воина сюда перенесли из братской могилы, расположенной на месте кровавых боёв в Зеленограде, в 40 километрах от Москвы. 2 декабря 1966 года братскую могилу вскрыли, прах одного из погребённых поместили в гроб, увитый Гвардейской оранжево-чёрной лентой - символом солдатского ордена Славы, на крышке гроба поместили каску образца 1941 года. До утра следующего дня, сменяясь каждые два часа, у гроба в почётном карауле стояли молодые солдаты и ветераны войны. 3 декабря гроб установили на открытой машине и траурная процессия двинулась по Ленинградскому шоссе в Москву.
В столице гроб перенесли на артиллерийский лафет и в сопровождении солдат почётного караула и участников войны, с развёрнутым боевым знаменем, под звуки траурного марша военного духового оркестра доставили к постоянному месту захоронения у Кремлёвской стены.

Память о героях

Их тысячи - ополченцев и воинов, отдавших жизни за то, чтобы враг не шагал по Москве. 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская, казнённая фашистами 29 ноября 41-го в деревне Петрищево Верейского района Московской области. 22-летняя разведчица Вера Волошина, казнённая в тот же день в деревне Якшино Нарофоминского района Московской области. 30-летний политрук 4-й роты 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии Василий Клочков, 16 ноября бросившийся под вражеский танк со связкой гранат. 26-летний сержант 1319-го стрелкового полка 185-й стрелковой дивизии Вячеслав Васильковский, у деревни Рябинки Калининской (Тверской) области закрывший собой амбразуру немецкого дзота 6 декабря 1941-го. 26-летний Венедикт Ковалёв, командир звена 11-го истребительного авиаполка, погибший 14 декабря 1941-го у станции Румянцево Московской области, направив подбитый самолёт в зенитную батарею противника.

Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайтов www.warheroes.ru и www.waralbum.ru