Ихтиандр и Бананан. Из Крыма - на экран

5 Декабрь 2012 1132
Встреча Ихтиандра и Гуттиэре. Голубая бухта, Севастополь.
Встреча Ихтиандра и Гуттиэре. Голубая бухта, Севастополь.

Фильмы с разницей в четверть века: один - фантастический, второй - криминальный. Первый посмотрел каждый третий в СССР, второй - каждый шестнадцатый. Но есть у них и общее: оба о любви и снимались в Крыму.

Подарок Минфину

«Фантастический подарок Министерству финансов», - сказала режиссёру «Человека-амфибии» Владимиру Чеботарёву тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Ещё бы: 65,5 миллиона зрителей, и половина раскупила открытки с портретами актёров. Хотя в успех вначале мало кто верил, деньги выделялись неохотно - несерьёзное кино.
А оно на международном фестивале фантастических фильмов заняло второе место, уступив лишь американским «Звёздным войнам». К слову, первыми экранизировать роман Александра Беляева «Человек-амфибия» американцы и намеревались, но отказались из-за съёмок под водой. Советских киношников это не остановило (городские съёмки - в Баку, а всё, что связано с морем, - у нас).

Планировали в Саргассовом море, но не хватило денег. Тогда, как вспоминал Владимир Чеботарёв, «нашли Ласпи (между Ялтой и Севастополем - в то время почти нетронутая природа. - Ред.). Бухта показалась чрезвычайно удобной». Для консультации подводных съёмок хотели пригласить Жака-Ива Кусто (он согласился, требовалось лишь оплатить переход его корабля до Крыма), но денег не дали. Не хватило их и на обученных дельфинов (друзей Ихтиандра) из Новороссийска. Их заменили акулами. Фанерные и резиновые не подошли, тогда на помощь пришли крымские рыбаки, выловившие неопасных акул-катранов и морских свиней.

- За них рыбакам платили до 10 рублей новыми (купюры после реформы 1961 года. - Ред.), - вспоминает рассказы отца-рыбака Людмила Ивченко из Севастополя. - А «на сдачу» рыбаки давали мелких рыбёшек, что тоже мелькают в кино. Отец рассказывал, что наблюдать за съёмками было интересно: к примеру, катранов киношники время от времени выбрасывали на сушу (чтобы заставить их затем плыть в нужном направлении. - Ред.).
А к камням привязывали красочные фигурки из поролона и бросали в море - создавали коралловые рифы. Зато в кино всё смотрится, как настоящее. А я потом жалела, что папа не взял автограф у Ихтиандра - после фильма в актёра, исполнившего его роль, влюбились все девчонки.

Метровых катранов «укрупнили», снимая через специальный объектив, а мелкую рыбу оператор Эдуард Розовский придумал запустить в раструб с водой на объективе камеры: так создавался великолепный рыбный «передний план». Вообще идей хватало, ведь это был первый опыт таких съёмок: Розовский придумал спрятать камеру в водонепроницаемый бокс, изготовленный по его чертежам; костюм для Ихтиандра сшили из... колготок, на ткань укрепили десять тысяч чешуек из плёнки, выкрашенных вручную. Компьютерных спецэфектов не было, и съёмки по-настоящему проходили под водой. Консультантами стали аквалангист Владлен Кебкало, чемпион СССР по подводному спорту Рэм Стукалов, каскадёры-подводники Анатолий Иванов и Галина Шурепова дублировали актёров, исполнявших главные роли. Впрочем, в большинстве эпизодов Ихтиандр - Владимир Коренев (кстати, родившийся в Севастополе, его отец дослужился до контр-адмирала на Черноморском и Северном флотах) и Гуттиэре - Анастасия Вертинская работали сами. Режиссёр Владимир Чеботарёв вспоминал: «Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда добирались до места съёмок, актёр делал вдох, инструктор вынимал загубник из его рта, забирал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Сколько актёр мог держать воздух, столько мы и снимали».
С аквалангами были и члены съёмочной группы, сам Владимир Чеботарёв провёл под водой 260 часов. А оператор Эдуард Розовский вспоминал: «Прежде чем привязать артиста к якорю и бросить на глубину 18-20 метров, мы с Владленом Кебкало, не привязываясь, обхватили якорь, который бросили в воду. На глубине около пяти метров нас оторвало от якоря и выбросило наверх. Поэтому сняли кадр с привязанным Володей Кореневым».

Риска на съёмках хватало. Достаточно сказать, что осветительные приборы опускали в воду, лишь изолировав концы, но обошлось без замыканий. Рисковали, и когда Ихтиандра опускали на якоре. Кадр сняли, а акваланг, который дали актёру, оказался неисправен. Спас Рэм Стукалов: отдал свой акваланг, а сам рванул из глубины. «Все замерли, - вспоминали в съёмочной группе. - Давление несколько атмосфер, а он всплывает быстро. Подводники знают, что в лучшем случае разорвутся барабанные перепонки. Когда Стукалов всплыл, из его ушей хлестала кровь». Чуть не погибла при съёмках эпизода, когда героиня проплывает через отверстие в скале, и дублёр Галина Шурепова. «Подходящей скалы не нашлось, пришлось изготавливать макет, - вспоминала каскадёр. - Когда на суше делали отверстие, забыли убрать каркасные штыри. Стала я проныривать через отверстие и зацепилась купальником за штырь. Глубина большая, акваланга нет. Когда в глазах уже потемнело, рванулась изо всех сил, сорвала купальник, вылетела на поверхность и потеряла сознание».

Основные съёмки «Человека-амфибии» проходили в Ласпи, но мелькают в кадре и мыс Айя, Карадаг, скала Ифигения и Голубая бухта в Севастополе. И хоть официально полуостров в фильме не упоминается, крымчане и полвека назад, и сейчас узнают местные пейзажи.

Пальмы в снегу

Уникальное для Южнобережья явление запечатлено в фильме «Асса». Фильм уникален ещё и тем, что он - один из немногих, где Крым был самим собой. Говорят, после выхода кино количество любителей зимнего отдыха в Ялте возросло. Снег выпал неожиданно, снять его придумал Станислав Говорухин.

- Со снегом у киношников чуть облом не вышел, - смеётся местный житель Николай. - Снимали в Никитском саду (по сюжету - эстрада Театра лилипутов. - Ред.). Снегу навалило много, так кто-то из киногруппы нанял местных жителей, чтобы его убрать. Работали мы всю ночь, получили по «пятёрику». А утром оказалось, что зря: режиссёр был не против снега в кадре.

Ялтинцам довелось участвовать в съёмках эпизодов в массовке. Например, в гостинице «Таврида», где в ресторане играла группа главного героя Бананана. Здание, кстати, историческое, постройки 1875 года. В нём, ещё носящем название «Россия», жили поэты Николай Некрасов, Иван Бунин и Владимир Маяковский, композиторы Модест Мусоргский, Сергей Рахманинов и Николай Римский-Корсаков, писатель Антон Чехов. Правда, их номера, как и ресторан из «Ассы» с бассейном и стеклянным куполом, пострадали во время пожара, но в 2005-м здание отреставрировано с сохранением исторического колорита.

- Мы с братом снимались в массовке ещё в «Алых парусах», тогда нам было по 15, - рассказывает бизнесмен Дмитрий Владимирович. - С тех пор фото, видимо, и сохранились в архиве киностудии, потому и в «Ассу» пригласили. Снимали поздно вечером сцены с участием музыкальной группы. Если честно, то музыка не нравилась вовсе. Зато поразило, что еда на столах была настоящая и есть разрешали - самое то после трудового дня. А вот водка в графинах - вода.

Финал фильма с Виктором Цоем, исполняющим песню «Хочу перемен», снимали в два этапа: на сцену он выходит в ресторане ялтинской гостиницы, а толпа зрителей покачивает зажатыми в руке огоньками в Зелёном театре Московского парка культуры и отдыха имени Горького.

- Я учился в Москве, - вспоминает симферополец Леонид Лидов. - Когда по общаге прошёл слух, что будет бесплатный концерт Цоя, началось невообразимое. Пошли, наверное, всем общежитием. Народу собралось тысячи. Перед входом выдали спички, но сам Цой предупредил, что мы участвуем в съёмках и зажечь их нужно по команде.

В Москве снимали и якобы Симферопольский ипподром, где герои Станислава Говорухина и Сергея Бугаева делали ставки. Ипподрома в Симферополе между улицами Севастопольской, Качинской, Дмитрия Ульянова и Крымских партизан (бывшей Ипподромной) уже лет 20 не существовало. Зато в остальных случаях Ялта в «Ассе» узнаётся и сейчас: «Ореанда», где жили Крымов и Алика, частный сектор на Поликуровском холме, где обитал Бананан, и, конечно, канатная дорога от набережной до холма Дарсан.

Их сотни - фильмов с разными сюжетами, снятых в разных жанрах и разными режиссёрами. Но есть общее - место съёмок. Наш Крым.

* * *

«Человек-амфибия», 1962 год. Режиссёры: Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский. Сценаристы: Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов, Алексей Каплер. Оператор - Эдуард Розовский. Сюжет: рыбаки Буэнос-Айреса напуганы - в море появился «морской дьявол». Владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита (Михаил Козаков) решает поймать его. «Морской дьявол» - Ихтиандр (Владимир Коренев) - человек с жабрами акулы, пересаженными ему отцом, доктором Сальваторо (Николай Симонов). Ихтиандр спасает тонущую Гуттиэре (Анастасия Вертинская), между ними вспыхивает любовь, но отец девушки настаивает, чтобы она вышла за Зурито. Тому удалось поймать Ихтиандра. Любимая помогает ему бежать, но здоровье Ихтиандра ухудшается, он уже не сможет покидать море.

* * *

«Асса», 1987 год. Режиссёр - Сергей Соловьёв. Сценаристы: Сергей Ливнев, Сергей Соловьёв, Натан Эйдельман. Оператор - Павел Лебешев. Сюжет: медсестра Алика (Татьяна Друбич) сходится с бандитским авторитетом Крымовым (Станислав Говорухин). Ожидая любовника в Ялте, снимает комнату в доме Бананана (Сергей Бугаев), поющего с друзьями в ресторане. Между Аликой и Банананом возникает любовь, об этом узнаёт Крымов. Он предлагает Бананану покинуть город. Получив отказ, приказывает убить парня. В отместку Алика убивает Крымова. В эпилоге друг Бананана приводит в группу нового исполнителя - Виктора Цоя (солиста рок-группы «Кино»). Параллельно в фильме ещё две линии: о краже скрипки Гварнери и жизни императора Павла I (книгу о котором читает Крымов).

В тему

Исполнилось 95 лет, как в Крыму начали снимать кино. Точнее, снимали и раньше: в 1908-м в Ялте - первые видовые фильмы французской кинофирмы «Пате», в 1911-м в Севастополе - первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» Василия Гончарова и Александра Ханжонкова. Именно Александр Алексеевич в 1917-м создал в Ялте летнюю кинобазу (с 1919-го Ялтинская кинофабрика, с 1957-го - Ялтинская киностудия художественных фильмов. Ныне - ЗАО «Ялтинская киностудия»). Крым «играл» весь мир: от полуострова Таймыр до США, от Заполярья до порта Кейптаун. А ещё античные, подводные, подземные и сказочные государства.

Некоторые киноюбиляры

(по году съёмок или выхода)

60 лет, 1952 год. «Максимка» (режиссёр Владимир Браун; съёмки в Ялтинском порту).

55 лет, 1957 год. «Дон Кихот» (Григорий Козинцев; Коктебель, Ялта, п. Орджоникидзе).

50 лет, 1962 год: «Увольнение на берег» (Феликс Миронер; Севастополь); «Здравствуйте, дети» (Марк Донской; «Артек»); «Улица младшего сына» (Лев Голуб; Керчь); «Деловые люди» (Леонид Гайдай; Ак-Кая у Белогорска).

45 лет. 1967 год: «Дубравка» (Радомир Василевский; Гурзуф, Партенит); «Неуловимые мстители» (Эдмонд Кеосаян; Ялта, скала Дива); «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (Леонид Гайдай; Симферополь, с. Лучистое, с. Куйбышево, Ай-Петри, Алушта); «В городе С» (Иосиф Хейфиц; Симферополь, Ялта).

40 лет, 1972 год: «Девушка из камеры №25» (Давил Рондели; Симферополь, бухта Капсель); «Печки-лавочки» (Василий Шукшин; Алупка).

35 лет, 1977 год: «Собака на сене» (Ян Фрид; Ливадия); «В зоне особого внимания» (Андрей Малюков; Севастополь); «Сумка инкассатора» (Август Балтрушайтис; Симферополь), «Красные дипкурьеры» (Вилен Новак; Феодосия).

30 лет, 1982 год: «Спортлото-82» (Леонид Гайдай; Феодосия, Алушта, мыс Капчик, биостанция у Карадага); «Остров сокровищ» (Владимир Воробьёв; Новый Свет); «Возвращение резидента» (Вениамин Дорман; Ливадия, с. Перевальное).

25 лет, 1987 год: «10 негритят» (Станислав Говорухин; Алупка, Ласточкино гнездо, скала Дива); «Лиловый шар» (Павел Арсенов; Ай-Петри); «Мио, мой Мио» (Владимир Грамматиков; ЮБК); «Человек с бульвара Капуцинов» (Алла Сурикова; Ак-Кая, Коктебель).

 Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайта www.kino-teatr.ru