Дума о референдуме

4 Декабрь 2012 576

На прошлой неделе президент Украины подписал закон «О всеукраинском референдуме», который в минувшую среду вступил в силу после опубликования в официальном печатном органе Верховного Совета страны «Голос Украины». Надо признать, что документ вызвал немалый переполох как среди оппозиционеров, так и среди представителей различных политических институтов на Западе. Несмотря на заверения власти, что принятый закон подтверждает намерение курса страны на евроинтеграцию, мониторинговый комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы попросил Европейскую комиссию «За демократию через право» («Венецианская комиссия») оценить этот документ.

Навстречу людям

Закон «О всеукраинском референдуме» определяет организацию и порядок проведения народного плебисцита, а также обозначает круг вопросов, которые могут быть решены путём всеобщего голосования. О проведении референдума могут объявить глава государства и парламент, а инициировать его проведение - народ и Верховный Совет. Для этого необходимо, чтобы как минимум три миллиона граждан Украины, имеющих право голоса, поставили свои подписи под требованием о проведении референдума. При этом подписи должны быть собраны не менее чем в двух третях областей страны - по 100 тысяч подписей в каждой из них, не меньше. Результаты народного волеизъявления на плебисците окончательны и не требуют утверждения или одобрения какими-либо органами государственной власти.

Документ вызвал неоднозначную оценку у украинских политиков. Учитывая, что по новому закону парламент устраняется от процедуры имплементации решений референдума в жизнь, а сам закон позволяет менять Конституцию не только народным депутатам, но и гражданам Украины, то есть нам с вами, это не кажется странным.

Комментируя документ, представитель президента в Верховном Совете, народный депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко сказал:

- Это требование Конституции о том, что мы, парламентарии, должны принять порядок проведения референдумов - нравится это политикам или нет. Мне странно слышать, что политики хотят лишить граждан права принимать решения о жизни в своей стране. Не надо забывать, кто слуга, а кто субъект власти.

...На то и напоролись?

А политики и вправду приняли закон в штыки. И в первую очередь представители оппозиционного лагеря, «щирые» рассказчики о важности соблюдения демократических прав и свобод. Им не по душе пришлось то, что на всенародное обсуждение отныне могут выноситься весьма неоднозначные предложения - как о выборах главы государства в парламенте, так и о вступлении Украины в Таможенный союз. Один из лидеров объединённой оппозиции Арсений Яценюк вообще назвал закон о референдуме антиконституционным.

- Этот закон не имеет ничего общего с реальным волеизъявлением украинцев, - считает он. - Посредством этого закона действующий президент пытается сделать две вещи: первое - принять решение о новой Конституции Украины, и мы сразу предупреждаем, что такое решение неконституционное и незаконное, так как изменения в Конституцию требуют голосования в Верховном Совете Украины; второе - насколько нам известно, закон направлен на то, чтобы через референдум присоединить Украину к Таможенному союзу.

Вдобавок к вышесказанному Яценюк пригрозил, что оппозиция не допустит проведения референдума, который бы противоречил воле украинского народа и Основному Закону. При этом Арсений Петрович не посчитал нужным объяснить, как процедура, призванная выражать волю народа, может этой самой воле противоречить.

Будем надеяться, что юридические моменты закона, вызвавшие недоумение у оппозиционеров, им разъяснит Конституционный суд, в котором, как сообщил депутат из фракции «БЮТ-Батькивщина» Юрий Ганущак, они намерены опротестовать документ.

В свою очередь первый президент независимой Украины, председатель Конституционной ассамблеи Леонид Кравчук подчеркнул, что вопросы, которые будут выноситься на всеукраинский референдум, должны исследоваться с максимальным вниманием, поскольку они могут сыграть как против инициаторов референдума, так и против государства.

- Тот, кто будет применять референдум, должен знать, что это может быть обоюдоострой проблемой, - сказал он. - И та задача, которая ставится, может вернуться с совершенно другой стороны и в другое время.

Кравчук также подчеркнул, что если бы «у нас Украина не была бы разделена на части три-четыре, у нас не было бы вопроса о референдуме».

Правовой инструмент

Министр юстиции Украины Александр Лавринович, пытаясь развеять опасения оппозиции относительно того, что закон о референдуме предоставляет власти больше прав, заявил, что вступивший в силу документ является инструментом для реализации прав граждан Украины.

- Закон ни президенту Украины, ни Верховному Совету, ни Кабинету министров никаких прав не предоставлял: он создал нормы для граждан Украины инициировать вынесение вопросов на референдум, - сказал Лавринович. - Понятно, что параллельное создание законов не выглядит реальностью: не будут каждый день граждане создавать инициативные группы и собирать по три миллиона подписей. Это могут быть только чрезвычайно важные вопросы для всех, для всей Украины.

Министр подчеркнул, что граждане Украины вместе с этим законом получили инструмент для возможности реализовать свои права.

- Это не механизм параллельного создания законов, поскольку никто из власти не сможет обходить парламент в создании законов, - отметил он. - Президент не имеет права выносить законы на референдум. Думаю, что мы сделали серьёзный шаг для того, чтобы основы демократии были защищены.

Едва закон о референдуме вступил в силу, как политики уже стали предлагать вопросы, которые необходимо вынести на референдум. Одним из первых с такой инициативой выступил бывший глава администрации президента Украины Виктор Медведчук, которого СМИ, кстати, называют идеологом создания закона. Политик уже предложил провести первый референдум по вопросу присоединения Украины к Таможенному союзу.

- Это поможет нашей власти и оппозиции избавиться от иллюзий так называемой безальтернативности европейского выбора, - уверен он.

Мнение эксперта

Дмитрий Выдрин, политолог:

- Главный нормативный объект использования инструментов демократии, таких, как референдум, есть политическая культура. Топор может быть инструментом для колки дров, а также топор может быть инструментом для рубки голов. Это не значит, что топоры нужно отменять. Все инструменты демократии - двойного назначения: они могут как служить на пользу обществу, так и нанести ему вред. Однако это не означает, что нужно отменить демократию. Нужно повышать политическую культуру.

Это обычный нормальный закон, обычная нормальная процедура и обычная нормальная традиция, которая закладывается на Украине, а выступать против нее смешно и не конструктивно.