Несравненная Рина

28 Ноябрь 2012 719
Рина Зелёная в роли Ариши в фильме «Подкидыш».
Рина Зелёная в роли Ариши в фильме «Подкидыш».

Она так и не дождалась главных ролей в кино и звания народной артистки СССР. Но у неё было иное - любовь зрителей. Сегодня, 28 ноября по новому стилю, исполнилось 110 лет со дня рождения Рины Зелёной.

Начало пути

Точную дату рождения актриса, казалось, не знала сама и дням рождения предпочитала именины: «В день рождения становится больше лет. Иногда даже больше, чем нужно. А именины - просто праздник». В дневнике (она вела его всю жизнь, позднее издав книгу «Разрозненные страницы») в 1920-м записала: «Мне уже 18 лет. Боже, какая старая!». В представлении к ордену Красной Звезды указано: родилась в 1901-м. А её племянница Тамара Элиава нашла документ об окончании тётей гимназии, там дата рождения: 15 (по старому стилю) ноября 1902 года.

Произошло это в Ташкенте, где жили Василий Иванович и Надежда Фёдоровна Зелёные. Фамилия у актрисы - настоящая, а подлинное имя - Екатерина. Когда отца перевели в Москву, девочку отдали в классическую женскую гимназию, учреждённую Верой фон Дервиз в память о дочери Варваре (ныне школа №325). Ещё девчонкой Екатерина отличалась остроумием. «Исчезни, не всякая пустота прозрачна!» - говорила одноклассникам, если что-то не нравилось, а в благодарность любила повторять: «Тронута, двинута, перевёрнута, опрокинута».

В актрисы попала по счастливой случайности: увидела объявление «Набор в театральную школу» (Московское театральное училище при Свободном театре. - Ред.), решила посмотреть: «Неужели на актёров учат?». Из почти сотни желающих приняли 22 человека, в том числе её. Дебют на сцене - в массовке «где-то под Царицыным». Шла гражданская война, выступали перед красноармейцами. Потом Одесса, куда перевели отца, и «КРОТ» (Конференция рыцарей острого театра): пела, танцевала, пародировала, и зрители заходились от смеха, «шли на Рину Зелёную». Именно в Одессе стала Риной: полное имя не поместилось на афише, и девушка зачеркнула первые буквы. Вновь Москва, кабаре «Нерыдай». Понимала: классические спектакли - не её. Гораздо приятнее, когда конферансье объявлял: «Актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица с иронически лукавой улыбкой и мгновенной реакцией на окружающее. Если вы скажете мне, что это Рина Зелёная, я не буду возражать!».

Петроградский «Балаганчик», Московские театры сатиры, обозрений при доме печати (Театр эстрады и миниатюр). В последнем нашла ещё одну стезю - творить для детей. Понадобилось заполнить паузу в концерте, и Рина прочла «Мойдодыра» детским голосом. Успех был ошеломительный. Актрису пригласили на радио вести программу «О маленьких для больших». Слушали не только взрослые - со всей страны шли письма с детским почерком на конверте: «Москва. Радио. Ринезелёной» (детвора решила, что такое имя у их «ровесницы»). Она любила детей. Своих не случилось, но были племянники, её и мужа, архитектора Константина Топуридзе, его сыновья от первого брака Сандро и Роман, писавший с фронта: «Рине, снаружи Зелёной, а внутри Золотой». Не сюсюкала с малышами, общалась на равных, прислушиваясь к фразам - «собирая материал для программ». Может, потому, что, даже повзрослев, Рина осталась ребёнком в душе, ей удавалось озвучивание мультиков. Это она - Вовка в тридевятом царстве и щенок из «Кто сказал мяу?», цирковое существо Лошарик и слониха из «Мама для мамонтёнка». И роли в детских фильмах: «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Чиполлино», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Как мы искали Тишку», «Иностранка», «Внимание, черепаха!», «Сказка о потерянном времени».

Путёвка в кино

Рина Зелёная сыграла в 52-х фильмах. Роли второго плана, эпизоды. Но зато они запоминались: не ограничивалась текстом роли, остроумно переписывала, а то и сочиняла (как гримёршу в фильме «Весна»), оживляла скучные образы, импровизировала - всегда удачно, эти кадры и входили в фильм. Но приглашали в кино почему-то мало. «Обещали, - писала она в дневнике. - Говорили: вы же знаете, как вас ценят, как мы вас любим». И опять никогда не снимали. А я, глядя, как равнодушно раздаются маленькие эпизоды не тем актёрам, страдала, как голодный человек, видящий выброшенный и растоптанный хлеб. Не потому страдала, что была безработной, - у меня театр, концерты. И не в том дело, что это имело бы какой-то материальный смысл. Просто люблю кино больше всего на свете».

Дебютировала в нём в 1931-м - в одном из первых советских звуковых фильмов «Путёвка в жизнь». Девушка из шайки Жигана, исполнявшая частушку: «На столе стоит чернила, а в черниле два пера. Прощай, папа, прощай, мама - я поеду на Кавказ!». Её фамилии нет в титрах, а в фильм вошёл лишь этот эпизод - остальные кадры плёнки с Риной Зелёной случайно засветили. В кино петь довелось ещё дважды, чему была несказанно рада. Певица ресторана в фильме «Дайте жалобную книгу»: «А нам с тобой, любимый мой, семнадцать лет, семнадцать вёсен». Ещё один романс - Тортиллы в «Приключениях Буратино»: «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда...». «Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортиллы». Исполняет Рина Зелёная», чувствую себя тенором в опере», - говорила актриса.

Она сыграла миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе» и бабушку Красной Шапочки, тётушку Ганимед в «Трёх толстяках» и учёную в «Валентин и Валентина», пассажирок, иностранок, домработниц... После «Приключений Буратино» шутила: «Вот я уже и черепахой была. Вижу - человеческой роли не дождаться, вот и согласилась». Последние её роли - миссис Хадсон в пятом фильме о детективе Холмсе «XX век начинается» и чтеца фрагмента из повести «Вино из одуванчиков» в фильме-спектакле «Мир Рэя Бредбери». Ей было тогда уже 84 года. За 20 лет до этого перенесла тяжёлую операцию, а за три года - более недели провела в коме, но выкарабкалась. «Всё дело в большой любви. К жизни», - говорила актриса.

Cкромная и отзывчивая, одарённая (пела, сочиняла стихи и прозу, писала натюрморты), не любящая сплетен и собирающая фарфоровые игрушки. Такой близкие запомнили Рину Зелёную. Жизнерадостная, обаятельная, весёлая, талантливая. Такой запомнили её мы, зрители.

«Муля, не нервируй меня!»

Актриса Фаина Раневская переживала, когда её преследовали этой фразой героини. А вот с автором слов Риной Зелёной сдружилась. Сценарий одного из первых советских семейных фильмов - «Подкидыш» (1939 год) - Рина Зелёная написала вместе с Агнией Барто. Хотя это была их первая попытка писать сценарий, его на «Мосфильме» приняли без единой правки и согласились с Риной Васильевной, предложившей на главные роли Ростислава Плятта и Фаину Раневскую. Сама Рина Зелёная сыграла домработницу-тараторку Аришу. В сценарии её не было - додумывала на съёмочной площадке. Фраза Ариши «Старушка одна тоже зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися - пианины нету!» улетела в народ.

Предсказание

Рине Зелёной не присвоили официального звания «Народная артистка СССР». Она отшучивалась: «Если и дадут, то за 45 минут до смерти». Так и случилось. Указ подписали утром
1 апреля 1991-го, а днём актрисы не стало. «Посмертно» звание не давали - указ отменили. Но народная любовь к Рине Зелёной от этого не уменьшилась.

Красная Звезда и «Северный полюс»

Во время Великой Отечественной Рина Зелёная находилась на фронте в составе концертной бригады. Бывала под бомбёжками и обстрелами. Но от концертов не отказывалась. Писала потом: «На мою долю выпало счастье - слышать смех, громкий, беззаботный, такой необычный в этой обстановке. Наивные, светлые строчки детских стихов Михалкова, Маршака несли с собою тепло, воспоминания о семье, и, может быть, каждый в эту минуту думал о своём ребёнке, за нарушенное детство которого он мстит здесь врагу».

16 ноябре 1944-го начальник политуправления 4-го Украинского фронта Михаил Пронин подписал представление к награждению Рины Зелёной орденом Красной Звезды: «Находясь на 4-м Украинском фронте, товарищ Зелёная вместе с боевыми частями прошла через Карпаты. В минуты передышки между боями в землянке, разрушенном сарае или на поляне выступала в 83-х концертах. Своим мастерским исполнением «детских рассказов для взрослых» воодушевляла воинов фронта на ратные подвиги во славу нашей Родины».

Осенью 1945 года Рина Васильевна побывала в Берлине и расписалась на рейхстаге: «Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн».

12 апреля 1955 года с ещё 12 артистами Рина Зелёная выступала перед полярниками на льдине дрейфующей станции «Северный полюс-4».

Сказано и не только в кино

«Уважение - первая заповедь человеческого общества». «Извините, что я вас застала», - так актриса начинала телефонный разговор. «Чего ждём - сами себя задерживаем!» - медлительным спутникам. «Если у вас бессонница, считайте до четырёх. Можно до половины пятого». «Что вы все хлопаете меня по коленке? Не выношу, когда вмешиваются не в своё тело!». «Мне пора называться не Риной, а Руиной Васильевной» - о возрасте. «Испортили хорошую вещь. Надоели мне ваши химические опыты, мистер Холмс» («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). «Это гораздо лучше и, заметьте, намного острее!» («12 стульев»). «Она играла Дездемону. Её своими руками душил народный артист Удмуртской ССР» («Похищение»). «Всё в порядке - Таня в больнице. У неё дистрофия - она ест творожники» («Внимание, черепаха!»). «Она готовится стать матерью!» («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»). «Я сама была такою триста лет тому назад» («Приключения Буратино»). «Жених начинает петлять!» («Жених с того света»). «Почему вы высказываетесь?! Вы же не член худсовета»; «У меня от неё каждые пять минут разрыв сердца делается»; «Вы хотите стать срывальщицей?» («Девушка без адреса»). «У меня под кроватью большой снаряд. Это не я его туда положила. Он мне абсолютно не мешает, нет-нет. Но он очень грязный. Скажите, я могу его вымыть с мылом?» («Встреча на Эльбе»). «Ну губы такие уже не носят»; «И главное дело - они хотят меня отправить в отпуск. Как будто я могу вот с такими нервами в отпуск!»
(«Весна»). «С места не сойду, пока не умру!
А умру я не скоро!» («Иностранка»). «Шо я вам должна отвечать?! А может, вы жулики! Хорошее дело!» («Подкидыш»).

Её Крым

На полуострове Рина Зелёная бывала часто, выступала перед воинами-освободителями в 1944-м, в пионерских лагерях и домах культуры совхозов, гостила в Ялте у Самуила Маршака. Он писал о ней: «Устрой всемирные смотрины/ И созови весь женский пол,/ Но я уверен: лучше Рины/ Ты никого бы не нашёл». Снималась в Симферополе и Ялте - в фильме «В городе С» в 1966-м. А впервые в Крыму оказалась в 1926-м: «Мы, актёры, приглашённые для работы на Южный берег Крыма, работали по всему побережью: Алупка, Симеиз, Алушта, Гурзуф». В Ялте она выиграла в бильярд у мастера этой игры Владимира Маяковского (а ещё играла в теннис, занималась гимнастикой и каталась на коньках). «Мне аплодируют, а я боюсь посмотреть на Владимира Владимировича. Потом оглядываюсь и вижу, он улыбается, доволен. Его плохое настроение как рукой сняло». За её выигрыш поэт поставил всем, кто был в бильярдной, по бутылке вина».

Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайта www.kino-teatr.ru