Сокровищница города русской славы

20 Ноябрь 2012 756
Наталья Бендюкова.
Наталья Бендюкова.

85 лет назад в Севастополе была создана картинная галерея, которую мы знаем в статусе Художественного музея имени Михаила Крошицкого. Знаменательная дата - повод пройтись по его залам, заглянуть в фондохранилище, куда посторонним в обычное время вход строго-настрого запрещён. Грех не воспользоваться возможностью и благосклонностью директора музея Натальи БЕНДЮКОВОЙ, любезно согласившейся быть гидом в этой необычной экскурсии.

Истоки славных дел

- Ещё не переступив порог красивого старинного здания в центре города, а только подойдя к нему, понимаешь: музей - столь торжественна, а потому и слегка таинственна эта постройка.

- Торжественность и таинственность придаёт архитектура здания, выдержанная в традициях французского ренессанса, с включением элементов других стилей, с выраженной асимметричностью композиции фасада. Эркером на правом фланге, укрупнённой деталировкой лепных консолей балконов, архивольтов, герм, маскаронов, с мансардой верхнего этажа. В начале XX века это был доходный дом, принадлежавший севастопольскому купцу Семёну Христофоровичу Гавелову, гласному Севастопольской Думы, члену попечительского совета женской гимназии, попечителю приюта для престарелых. В нижних этажах размещались магазин белья братьев А. и Я. Альшванг, обувной магазин С. М. Каракоза, отделения Московского международного и Соединённого банков. Квартиры третьего и четвёртого этажей сдавались внаём. В тридцатых годах на втором этаже располагался Дом учителя. В годы Великой Отечественной войны здание горело, фасад его был изуродован осколками бомб. После войны его довольно быстро восстановили, но полная реставрация главного фасада была завершена лишь в 1974 году. Многие архитектурные и скульптурные детали выполнены заново. Музей вселился сюда в 1958 году. Делит помещения с городской музыкальной школой №1.

- Когда началось комплектование коллекции, Наталья Александровна? Кто стоял у истоков дела, щедрые плоды которого мы сегодня пожинаем?

- Если вести речь о собрании русского искусства, то надо рассказать две истории. Первая «писалась» в Ялте, где после окончания гражданской войны с декабря 1920 года стали собирать в одном месте произведения искусства из опустевших особняков и дворцов Южного берега. Когда скопилось довольно много ценностей, был открыт художественный музей. Организатором и хранителем назначили выпускника Харьковского университета Анатолия Коренева, который в начале прошлого века сотрудничал со знаменитым московским коллекционером Сергеем Щукиным, пройдя у него очень серьёзную профессиональную школу.

- Каким же образом эта ялтинская коллекция попала в Севастополь?

- В сентябре 1924 года участники III Крымской конференции музейных работников внесли в резолюцию пункт о «необходимости создания художественного музея в Севастополе - крупнейшем военно-морском и пролетарском городе». Обращение «к центру» с просьбой предоставить для этой цели соответствующий музейный материал возымело результат: в 1927 году нашему городу передали уникальные произведения искусства и предметы быта. Как писала городская газета «Маяк коммуны», ценное приобретение Севастополя стало достоянием широчайших масс. С этого времени наш музей и ведёт отсчёт своей собственной истории.

- За счёт чего пополнялась первоначальная коллекция?

- Нам передавали произведения искусства, причём очень высокого художественного уровня, сюжетно отражавшие природу Крыма, а также произведения художников, связанных с нашим полуостровом своей жизнью и творчеством, из разных собраний. Около ста произведений живописи и графики привезли из музейных хранилищ Главнауки Москвы и Ленинграда, несколько - из Государственной Третьяковской галереи. Отдел современного искусства пополнялся благодаря закупкам с выставок, дарили свои работы художники, делились с музеем творческие союзы, организации. И уже к 1940 году севастопольская коллекция насчитывала почти две с половиной тысячи предметов музейного значения, из которых больше тысячи относились к русскому искусству.

- Говорят, у каждого произведения искусства, как и у человека, есть судьба. И складывается она счастливо, если после смерти автора находятся умные и добрые опекуны. А главное - щедрые. У ваших были такие?

- Безусловно. В числе таких опекунов - известные московские коллекционеры Козьма Солдатёнков, Василий Кокорев, Павел Третьяков, Павел Харитоненко, Иван Морозов, князь Лев Голицын, Николай Рябушинский, купцы, промышленники, предприниматели, которые, внося значительный вклад в экономическое развитие России, понимали значение культуры, искусства, ценили творчество талантливых людей. Разбираясь в искусстве, эти люди собрали интереснейшие коллекции, имеющие музейную ценность на все времена.

- Один Лев Голицын чего стоит...

- Вот именно. В его имении в Новом Свете хранились произведения живописи великих мастеров Голландии и Фландрии. После национализации они поступили в Центральный музей Тавриды, а оттуда - в Севастополь.

Героическая страница

- Как удалось сохранить всё это богатство в годы Великой Отечественной войны?

- Во многом благодаря Михаилу Крошицкому, который в декабре 1939 года был назначен директором галереи. Он оказался не только специалистом высокого класса, но и человеком мужественным, с риском для жизни спасавшим севастопольскую сокровищницу. Тринадцать месяцев длился нелёгкий путь галереи и её директора из осаждённого Севастополя до сибирского Томска. Это был поистине героический путь через Чёрное и Каспийское моря, большие города и крошечные полустанки Кавказа, Средней Азии, Алтая, Сибири. Немало сложностей пришлось испытать Михаилу Павловичу и при возвращении в родной город. В июне 1945-го спасённые им произведения вернулись в Крым, но здание музея сгорело, город был полностью разрушен. Ничего не оставалось, как временно разместить коллекцию в здании Симферопольского художественного музея.

В ноябре 1947 года открылась объединённая экспозиция двух музеев. Симферопольская коллекция создавалась фактически заново, севастопольская пополнялась за счёт поступлений из центральных российских музеев, из дирекции художественных выставок и панорам. Делались также закупки у частных лиц. Только к осени 1956 года коллекция вернулась в Севастополь, а через два года обосновалась в этом красивейшем здании города на улице Нахимова, где мы теперь принимаем гостей со всего мира. В 1965 году галерея была переименована в художественный музей. Михаил Крошицкий проработал в нём до мая 1958 года. С 1991 года музей носит его имя. Земляки вспоминают Михаила Павловича с уважением и благодарностью за сделанное им для города, для нас, для потомков, для искусства.

Столицам не уступаем

- Севастопольское музейное собрание, конечно, уступает по размаху столичным коллекциям, но, наверное, есть в нём картины, от которых не отказались бы крупнейшие музеи и галереи?

- И таких немало. Нельзя сказать, что наше собрание позволяет в полной мере проследить сложную эволюцию русской живописи, но оно помогает понять наиболее яркие, характерные явления искусства XVIII - начала XX века, раскрывая новые, неожиданные грани творчества знаменитых и незаслуженно забытых художников.

- Что особенно выделяется?

- Портретная живопись. Мы гордимся работами Василия Тропинина, одного из самых известных художников 20-30 годов XIX века. Выполненные бывшим крепостным, а впоследствии академиком портреты - украшение любой музейной экспозиции. Его холсты, хранящиеся у нас, представляют характерные черты живописной манеры художника на разных этапах творчества. Наиболее известен портрет князя Сергея Голицына. У нас находится один из ранних вариантов. Дело в том, что портрет так понравился князю, что он просил художника его повторить. Это относится и к портрету жены негоцианта Киселёва.

- А что есть из раритетов?

- Довольно редко в музейных собраниях встречаются живописные работы основоположника русской пейзажной гравюры Степана Галактионова. Мы обладаем такой - это картина «Фонтан в парке».

- Какой жанр представлен наиболее полно?

- Пейзаж. Он представлен полотнами Айвазовского, Боголюбова, Шишкина, Куинджи, Васильева, Поленова, Левитана, Васнецова, Серова... Всех и не перечислить. Периодически оформляем свежие экспозиции, в желающих увидеть которые недостатка нет. Особенно летом.

- Словом, жизнь солидного по возрасту музея идёт своим чередом, коллекция постоянно пополняется. И сколько же сейчас экспонатов?

- Более девяти тысяч. Пять лет назад сделала подарок дирекция выставок Министерства культуры и туризма Украины, передав 89 работ украинских художников второй половины прошлого века. Среди них картины Марии Примаченко, Георгия Якутовича, крымчан Заремы Трасиновой, Рамазана Усеинова, Владислава Сухоруких. Вносят свой вклад в расширение коллекции участники всеукраинских пленэров, которые проводятся в нашем городе. Живописцы, графики после каждого из них дарят музею свои лучшие работы, с которыми мы знакомим любителей изобразительного искусства.

- Сотрудники музея - не только хранители сокровищ, но и пытливые исследователи, не так ли?

- Вне всякого сомнения. Огромный вклад внесли в развитие музея наши предшественники Нина Крошицкая, Людмила Хорунова, Наталья Григорьева, дело которых продолжали ныне здравствующие Раиса Попова, Татьяна Рыжова. У опытных сотрудников, в числе которых искусствовед Людмила Смирнова, учится молодёжь: Мария Кузнецова, Людмила Гречаная, Павел Хлебовский, Светлана Ткаченко, которые ведут активную исследовательскую и просветительскую работу.

Жизнь не стоит на месте, в том числе и музейная. Коллектив, возглавляемый заслуженным работником культуры Украины, лауреатом премии Крыма Натальей Бендюковой, в постоянном поиске, в стремлении к новизне и обновлению.

* * *

Десять дней длится праздничная декада. Она началась с торжественного вечера и вернисажа, продолжилась выставками и вечерами классической музыки. Закончится в день рождения (118-летие) Михаила Крошицкого Днём открытых дверей.

* * *

Михаил Крошицкий был не только прекрасным организатором, но и успешным художником. Окончил высшее училище Императорской Академии художеств, где его учителем был выдающийся живописец Маковский. Но главным в его жизни стало музейное дело. Начинал с момента открытия Севастопольской галереи научным сотрудником в ней. Через два года был переведён в Алупкинский дворец-музей. Потом жизнь сложилась так, что переехал в Воронеж, где стал директором созданного при его активном участии музея изобразительных искусств. А в 1939 году вернулся в родной Севастополь.

* * *

Коллектив музея - постоянный участник профессионального конкурса, который проводят республиканское Министерство культуры и Ассоциация заповедников и музеев. По итогам прошлого года он стал обладателем гран-при в номинации «Музейное событие. Экспозиция и выставочная работа». Получал награды в разные годы и в других номинациях.

 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.