Последняя инстанция

17 Ноябрь 2012 610

В цивилизованном мире средства массовой информации принято называть «четвёртой властью» - за то, что способны манипулировать общественным мнением, а значит, влиять на экономические, политические, социальные процессы. При Союзе «четвёртой власти» не было, но газеты (которых, кстати, было немного, однако выходили они миллионными тиражами) были для читателей истиной в последней инстанции. Всё, что было написано в тогдашней «Правде», было правдой - и никак иначе. Когда не стало ни «Правды», ни Союза, СМИ в нашей стране мутировали в два информационных подвида: те, кто не имеет никакого отношения к истине, и те, на кого уповают как на последнюю инстанцию. И то и другое - абсурд.

Абсурд уже потому, что не может и не должен печатный орган решать бытовые, социальные, финансовые проблемы своих читателей. Их должны решать специально обученные люди - коммунальщики, чиновники, социальные работники. Но - не решают. Более того, отфутболивают обратившихся к ним граждан куда подальше, и чем серьёзнее проблема, тем короче адрес, по которому граждан посылают.

И когда не остаётся у людей надежды вырваться из мёртвой петли беззакония и унижений, они идут и пишут, и звонят в редакцию газеты, которую читают десятилетиями. Но тогда своё бессилие мучительно начинают ощущать журналисты. Потому что даже самое острое перо бессильно в стране, где равнодушие и безнаказанность властей предержащих давно стала постыдной нормой.

Звонок из посёлка Гвардейского от нашей читательницы Надежды Кирилловны.

- Пять лет назад вы написали статью «Кто пасётся на трубе?». Помните?

Помню. Речь шла о том, что жители массива Вокзальный-2 обманом были лишены возможности распоряжаться газовой трубой, за их же деньги и построенной.

- Ну как, решился вопрос?

- Ой, что вы, нет! Помогите на приём к Анатолию Могилёву попасть, может, он поможет?

Нет, это, конечно, приятно, что меня одним махом возвели в высокий ранг секретаря крымского премьер-министра, но - увы! Организовать с ним встречу не могу.

Беседа продолжается на той же минорной ноте. Оказывается, в массиве застроено всего 60 из 240 участков, из-за этого здесь нет практически никакой инфраструктуры. Дети ездят за знаниями, а старики - за лекарствами аж в Симферополь. И всё бы ничего, да недавно и ближайшую остановку на Московской трассе ликвидировали. В Рескомтрансе, правда, обещали её вернуть, но когда - не уточнили.

- А на «горячую линию» премьера звонить не пробовали?

- Пробовала и не раз. В ответ одни отписки. Вы напишите об этом. Ведь Могилёв обещал чиновников за отписки увольнять.

Хорошо, напишу.

Следующий звонок - из Феодосии от Галины Алексеевны. Её невестку лишили родительских прав, внучку забрали в детский дом «Ёлочка» в Симферополе. Сын, состоявший с горе-невесткой в гражданском браке, пытался оформить опекунство - отказали. Пока суды-пересуды, ребёнок живёт вдали от родных, а теперь и видеть двухгодовалую внучку Галине Алексеевне запретили. По её словам, ничего не объясняют, ничем не мотивируют, просто выгнали из «Ёлочки», когда приехала проведать малышку.

- Может, генетическую экспертизу сделать, вместо того, чтобы по судам ходить?

- А вы знаете, сколько она стоит? Вы уж, пожалуйста, узнайте, как Кристиночка, внучка, где она? Говорят, её к удочерению в Испанию готовят...

Узнать, как Кристиночка, пока не удалось: в детском учреждении вполне обоснованно отказались давать комментарии по телефону. Съездим, узнаем, напишем...

Несколько звонков возмущённых жителей Симферополя. Причина - публикация в нашей газете информации о начале отопительного сезона в крымской столице.

- Зачем пишете, чего не знаете? У нас батареи ледяные, в квартире - 9 градусов тепла! - говорит Софья Рафаиловна с улицы Героев Аджимушкая. Ей вторит Юрий Михайлович с улицы Героев Сталинграда.

А на улице Горького в Феодосии, рассказывает жительница города Валентина Степановна, вместо тепла - развороченный асфальт под окнами: коммунальщики принялись за ремонт теплотрассы. В результате - холодные квартиры в трёх пятиэтажках.

- Отопление включает не «Крымская правда», а городские коммунальные службы. Они заявили, что тепло везде.

- Тем более зачем чужие глупости повторяете? У нас в этом году даже пробной топки не было, батареи до сих пор без воды - пустые.

Объясняю, что подобные диалоги с нашими читателями происходят каждый год в первые дни запуска котельных. И продолжаются в течение всего отопительного сезона. Чиновники утверждают, что всё в порядке, а редакционный телефон раскаляется от звонков: и там холодно, и там, и там...

- Так почему же чиновников за враньё не увольняют?

Тоже вопрос не к газете, увы.

Вот такой парадокс: журналист слышит, но реально сделать ничего не может, опять же - только написать. А чиновник - может, но не слышит. Даже если слушает - не слышит.

Звонок из посёлка Новоозёрного, что под Евпаторией.

- У меня несколько вопросов, - говорит Любовь Петровна Маслюкова, местный депутат. - Нам выдали «соцкарту крымчанина», но ни один магазин в посёлке к этой программе не присоединился и скидки не предоставляет. Мы добивались, чтобы у нас открыли социальную аптеку, но в крымском Минздраве ответили: аптека есть в Евпатории, езжайте туда. А это 40 километров, плюс до аптеки на другой конец города добираться. Кто поедет из-за 5% скидки?

- К тому же, - продолжает Маслюкова, - в посёлке хотят закрыть автостанцию. Перевозчик утверждает, что маршрут убыточный, а водители работают без кассового аппарата.

И ещё: заявление на тюнеры написали, а когда они будут? Нигде ответа добиться невозможно. Вы напишите, пусть власти будет стыдно! Когда выборы, они ездят, как будто у нас мёдом намазано, а как выборы закончились - их днём с огнем не сыщешь.

Напишу...

И об этом, и о том, как на
86-летнюю жительницу Феодосии Клавдию Семёновну охотятся, по её словам, «свидетели Иеговы», чтобы выжить из квартиры. А она, между прочим, участник войны, прошла Сталинград. Живёт в Крыму с 1944 года - с тех пор, как приехала сюда с мужем восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство.

- Обратилась в милицию, там говорят: не уголовное дело. Никому я не нужна!

Никому, по-видимому, не нужна и Ида Захаровна из Ялты, которая отапливает своё жилище газом. Вернее, не отапливает - боится превысить лимит, определённый Кабмином. Лимита на то, чтобы в доме было тепло, не хватает, вот и живёт старушка зимой в холоде.

- Могилёв обещал, что урегулирует вопрос.

- Ну обещать, сами знаете... К тому же это не в его компетенции.

- Зачем же тогда обещать?

Опять же вопрос не по адресу. И, похоже, адреса такого просто нет.

* * *

Очередной сеанс обратной связи с нашими читателями пройдёт в среду, 21 ноября, с 11 до 12 часов. На вопросы читателей ответит экономический обозреватель «Крымской правды» Алексей ЕРМОЛИН. Тел. (0652) 44-69-33.

Елена МАНИНА.