Эльдар и его фильмы

17 Ноябрь 2012 713
Эльдар Рязанов.
Эльдар Рязанов.

«Служебный роман» и «Карнавальная ночь», «Старики-разбойники» и «Ирония судьбы...», «Зигзаг удачи» и «Вокзал для двоих», «Берегись автомобиля» и «Гусарская баллада» и ещё два десятка фильмов, ставших классикой советского и российского кинематографа. Их объединяет одно имя - режиссёра, сценариста, актёра, продюсера Эльдара Рязанова. Завтра Эльдару Александровичу исполняется 85 лет.

Сын разведчика

Он появился на свет 18 ноября 1927 года в Самаре. Хотя мог родиться и в Москве, и в Тегеране, где незадолго до рождения сына работали Александр Семёнович и Софья Михайловна Рязановы. «Родители никакого отношения к искусству не имели, - вспоминает режиссёр. - Отец - большевик, окончил Арзамасское реальное училище. Оттуда ушёл на гражданскую комиссаром полка, потом стал комиссаром дивизии. Мать, повстречав бравого красноармейца, ушла с ним из своей мещанской семьи. Отец воевал против Колчака. В 1922 году, когда ему было 24 года, его послали разведчиком в Китай. Мать поехала с ним. Потом, ещё до моего рождения, они работали в Персии, в Тегеране. Числились работающими в торгпредстве, но отец, видимо, засыпался, как шпион, и их оттуда выслали». Супруги вернулись в Москву, а рожать Софья Михайловна уехала в Самару, где жили её родные. В память о годах, проведённых на Востоке, новорождённого нарекли Эльдаром. Увы, семейная жизнь у Александра и Софьи Рязановых не сложилась: когда мальчику было три года, они развелись. А в 1938-м Александра Семёновича арестовали, в лагерях он провёл 17 лет. Эльдара с семилетнего возраста воспитывал отчим - «инженер, совершенно обычный человек, но с огромной внутренней интеллигентностью».

Вновь в Самару (Куйбышев) Эльдар Рязанов вернулся в 1941-м - из Тбилиси, где отчим строил авиазавод. После начала войны в Москву с детьми не пускали. «Мне было тринадцать лет, брату - год. Мы отправились через Баку и Астрахань, потом по Волге, - рассказывает режиссёр в интервью для книги Виталия Добрусина «Самарские судьбы. Эльдар Рязанов». - Была остановка в Сталинграде. И мама сошла на берег, чтобы взять деньги по аккредитиву (со счёта в банке. - Ред.). А я с братцем годовалым остался на палубе. И в этот момент толпа беженцев ринулась на пароход, потому что немцы уже приближались, город бомбили. И капитан, боясь, что пароход утонет, обрубил концы. Когда мама вернулась к причалу, увидела, что парохода нет. И вот тут я не могу не восхититься мамой. Она пошла к военкому, который был в Сталинградском речном порту. Объяснила, что у неё двое пацанов уплыли без копейки денег. Ей дали скоростной катер, и она догнала этот пароход. Пароход затормозил, маму перегрузили, и мы поплыли дальше».

«За компанию»

Парень обожал читать, научившись «таинству» самостоятельно в три года. Рано начал сочинять разные истории и стихи «под Маяковского», «под Есенина», улавливая их литературную манеру. Да и город на Волге благотворно повлиял на выбор профессии. Эльдар Рязанов ходил в расположенный рядом театр музкомедии, в эвакуировавшийся из Москвы Большой театр. Правда, о режиссуре, актёрстве не мечтал. «В восьмом классе я уже не сомневался: самая лучшая профессия на земле - писатель! Для меня не существовало занятия прекраснее, чем чтение книг. Хотелось стать писателем и доставлять такое же удовольствие другим». Потом понял, что писатель должен знать жизнь, а потому вначале надо избрать профессию, которая поможет это сделать.
И Эльдар решил поступать в мореходное училище, даже сдал экзамены за 10 класс экстерном.
А затем, узнав, что один из знакомых, тоже сдававших экстерном, поступает во ВГИК, решил пойти «за компанию». И, выдержав на режиссёрский факультет конкурс 25 человек на место, в 16 лет стал студентом Всесоюзного института кинематографии.

Диплом с отличием, работа на Центральной студии докфильмов: сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», киноочерки «Дорога имени Октября», «Недалеко от Краснодара», «Нефтяники Кубани». Переход на «Мосфильм» в 1955-м, режиссёрский дебют в художественном кино - «Весенние голоса», а через год - враз ставшая любимой кинозрителями «Карнавальная ночь». Эльдар Рязанов - соавтор сценариев многих своих фильмов («Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Берегись автомобиля», из последних - «Андерсен. Жизнь без любви»), автор книг, стихотворений, пьес, телепрограмм. А ещё актёр - почти во всех своих фильмах снимался в эпизодах: пассажир в «Служебном романе» и «Иронии судьбы...», начальник станции в «Вокзале для двоих», директор книжного магазина в «Привет, дуралеи!».

В одном из интервью Эльдар Рязанов сказал: «Спрашивают: «Для кого вы работаете?». Отвечаю: «Я работаю для себя». Делаю такие фильмы, которые я хотел бы увидеть сам как зритель. И у меня счастливая судьба, потому что в 60-е, 70-е, 80-е годы это совпадало с тем, что хотело увидеть огромное количество народа. Фильмы били рекорды, на них ходили десятки миллионов зрителей.
И это было счастье, потому что мои интересы совпадали с интересами народа». Совпадают и сейчас: фильмы, снятые режиссёром, по-прежнему любимы, а фразы из них давно ушли «в народ».

Кинофразы из фильмов, соавтором сценариев которых стал Эльдар Рязанов

«А девкой был бы краше!», «Не верю я в безгрешных: сам грешен» («Гусарская баллада», 1962 г.).

«От каждого по способности - каждому по труду в его наличных деньгах», «Положь птичку!», «Тебя посодют, а ты не воруй!» («Берегись автомобиля», 1966 г.).

«Давайте взвесимся на брудершафт!», «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!», «Ребята, а это я ломаю дверь» («Ирония судьбы, или С лёгким паром», 1975 г.).

«Выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно», «Не перебивайте, пожалуйста, я и сам собьюсь», «Она не женщина, она - директор» («Служебный роман, 1977г.).

«Ах! Тусуйте меня!», «Главное - не посуда, а что в ней» («Старые клячи», 2000 г.).

Кстати

В канун юбилея Эльдара Рязанова в его родной Самаре открыли памятник Юрию Деточкину - герою фильма «Берегись автомобиля» (эту роль сыграл Иннокентий Смоктуновский).

Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайта www.kino-teatr.ru