Дешёвый бензин до Крыма не дошёл

17 Ноябрь 2012 620

С конца октября на Украине сложились все предпосылки для падения цен на топливо: на мировом рынке упали котировки нефти, а внутри страны снизились спрос и объёмы продаж, и хранилища топлива оказались переполненными. Однако послабления ценовой политики на заправках мы так и не дождались: шлагбаум дешёвому бензину поставили таможенники, которые начали затягивать процедуру оформления грузов ради наполнения бюджета.

«Раскатали» шланги

Ещё в последних числах октября в СМИ было объявлено, что на Украине и в Крыму в частности следует ожидать падения цен на популярные виды топлива. Объективных причин для этого имелось несколько. Прежде всего на ценовую ситуацию на АЗС влияет стоимость барреля нефти на мировом рынке. А она существенно снизилась из-за почти в одночасье постигших Америку стихийных бедствий и президентских выборов. Более того, в США продолжают активно распродавать собственные запасы нефти по достаточно щадящим ценам.

В то же время внутри Украины после парламентских выборов резко упал спрос на все виды топлива, и нефтетрейдеры зафиксировали существенное снижение объёмов продаж своего товара. Тому тоже есть логичное объяснение: у населения закончилась пора отпусков и долгих поездок, а бюджетные организации успели выбрать все рассчитанные до конца года средства и вынуждены затянуть пояса.

На основании перечисленных экономических факторов эксперты взахлёб прогнозировали грядущее удешевление всех видов топлива.

- Сейчас нефтетрейдеры продают импортное топливо по ценам, которые сформировались ещё в начале октября, - сообщил две недели назад коммерческий директор крымской корпорации «ТЭС» Антон Раскин. - Они были выше, чем сейчас. А поскольку почти всё топливо на Украине импортное, отечественные компании ориентируются на международные котировки. Поэтому цены на топливо в сложившейся ситуации должны обязательно снизиться.

По словам Раскина, потребителям не стоит ожидать резкого падения цен на бензин и дизельное топливо. Однако к середине ноября цена литра популярного бензина А-95 должна была снизиться с 11,2 до 11 гривен. Стоимость всех других видов топлива тоже планировалось снизить в среднем на 15-20 копеек за литр.

- Возможно, - планировал Раскин, - цены на украинских заправках и дальше продолжат снижаться, но достоверно это пока неизвестно.

В непробиваемой броне

Однако, несмотря на то, что котировки нефти продолжают снижаться и некоторые сорта «чёрного золота» уже подешевели на 5,7-6,2%, ценники на украинских заправках застыли намертво. Происходящее противоречит всем законам бизнеса и выходит за рамки аналитических расчётов экспертов.

Так, эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко утверждает, что падение котировок не может не сказаться на украинском рынке, где 80% продаваемого топлива - импортный продукт.

- Трейдерам всё равно - рано или поздно придётся распродавать накопленные запасы, - считает он. - Если цены на мировом рынке продолжат падение или даже просто остановятся на нынешних позициях, с начала ноября на Украине должно начаться снижение розничных цен на все виды топлива.

Увы, учесть катаклизмы, возникшие в стране скорее по политическим, чем по экономическим мотивам, не удалось даже профессионалам топливного рынка. Дело в том, что дешёвый бензин попросту застрял на украинской границе и в нефтехранилищах, что и не позволило снизить розничные цены на него на заправках.

Задача - докопаться!

С первых дней текущего месяца украинские нефтетрейдеры начали испытывать проблемы с таможенным оформлением. В частности, как сообщил 12 ноября гендиректор компании «Ромпетрол Украина» Андрей Кузьменко, нефтепродукты, купленные его фирмой, с 1 ноября не могут пройти таможенное оформление, на которое законодательно отводится два-три дня.

- Хотя предоплату за растаможку и налоги наша компания перевела на счета Гостаможни вовремя, - сообщил Кузьменко, - таможенники изъявили желание провести отбор проб для подтверждения качественных показателей топлива, но по неизвестным причинам исследование так и не провели.

В такой же ситуации оказались и многие другие компании, осуществившие поставку топлива в страну в первые дни ноября. Из-за этого на нефтебазах скопилось большое количество топлива, которое не оформлено документально и не может быть реализовано по оптовым ценам. Именно это позволяет операторам розничной торговли держать цены, которые наиболее благоприятны для процветания их бизнеса.

За примером не нужно далеко ходить: на Херсонской нефтебазе, снабжающей топливом южные регионы страны, хранится 10 тысяч тонн неоформленного бензина А-95. В ближайшие дни к нам прибудут ещё два танкера с нефтепродуктами суммарным объёмом более 20 тысяч тонн, которые некуда будет сливать. Если произойдёт международный срыв графика и танкеры застрянут на рейде или уйдут назад, весь механизм работы нашего топливного рынка может дать сбой. К каким ценовым колебаниям это приведёт, можно только гадать. Остаётся задаться вопросом: насколько весомы у таможенников причины докапываться до нефтяного импорта, если они сознательно идут на такие риски?

Во дают!

Эксперты Минэнерго связывают действия украинской таможни с проблемами наполнения государственного бюджета. По неофициальным данным, от ведомства потребовали резко увеличить объём таможенных поступлений в казну. По этой причине при оформлении деклараций оно цепляется за любую возможность, чтобы оформить грузы по более высокой цене и получить с них больший НДС.

А в это время бензин на заправочных станциях юга страны не дешевеет, а, напротив, дорожает. Из-за таможенного рвения цены на бензин А-95 на АЗС Херсонской, Николаевской, Одесской и Запорожской областей выросли с 11 до 11,2 гривны за литр и сравнялись с крымскими.

Наталия ГОНЧАРОВА.