За непобеждённый Севастополь!

16 Ноябрь 2012 669
Война - игрушечная, эмоции - настоящие. Фото Анастасии ВАКАРЧУК.
Война - игрушечная, эмоции - настоящие. Фото Анастасии ВАКАРЧУК.

Гул вражеских самолётов наводит ужас. Добрый мужчина прячет нас в блиндаже. Здесь холодно, гуляет сквозняк и, должно быть, безопаснее. Но гул вражеских самолётов всё равно наводит ужас. Даже если знать, что всё понарошку, что всё происходящее - всего лишь реконструкция боя при обороне Севастополя в ноябре 1941-го. Почти две сотни реконструкторов из военно-исторических клубов Украины, России и Белоруссии взялись показать зрителям на 12-м километре Балаклавского шоссе, на плац-театре военно-исторического клуба «КЛИО», как это было, организовав бой-реквием «Непобеждённые».

Идёт 143 день войны. Немцы взяли в блокаду Ленинград, подошли к Москве. И жизнь идёт своим чередом: всё так же пахнет свежевыпеченный хлеб, всё так же звучат песни, только теперь кузов грузовика, укрытый кумачом, исполняет роль сцены в прифронтовой полосе. Когда немецкие войска начали второй штурм Севастополя, защитникам города было приказано: «Ни шагу назад!».

Ревут самолёты. Слышны крики: «Воздух!». Начинается вражеская воздушная атака. Враг сильнее. Он укомплектован лучше.

- Команда - залп! Тогда стреляем, поодиночке не стреляем! - кричат командиры. - Залп!

Немецких мотоциклистов - эдакий мобильный, хорошо вооружённый дозор - встречает пулемётная очередь. И опять крики: «Воздух!». И опять вражеская авиация бомбит позиции русских. В действие вступает немецкая артиллерия, дот подвергается серьёзному обстрелу. У противника почти вдвое больше калибр, это - его преимущество. Вот тяжело идёт агитационная машина немцев, за ней - пушка, на случай, если слова не возымеют желанного действия. Да и какие слова, когда «ни шагу назад»?!

Вместе с нами в блиндаже укрываются отец и его сын-дошкольник.

- Пап, а что, опять началась настоящая война? - спрашивает мальчишка. - Смотри, всю траву «загорели». А это кто? Плохие или хорошие?

- Это наши, - отвечает отец.

- Значит, хорошие, - «умозаключает» сынок.

Вдруг враги бросаются на окопы, в штыковую. Щелчки затворов, выстрелы, взрывы. Запах пороха, огонь, крики. Всё, как тогда. Только без крови. Бойцы фотографируют друг друга в окопах. И раны друг другу наносят не смертельные, а бутафорные.

Славное прошлое в назидание настоящему для мирного будущего - главная идея военно-исторической реконструкции. Война - это всегда плохо, и в ней нет победителей. И любая оборона - изначально трагическая, а уже потом - героическая.

- Это мероприятие проводится четвёртый раз и является уже традиционным для нашего города, - говорит руководитель Клуба любителей истории Отечества («КЛИО») города Севастополя Юрий Мишин. - Зрители могут воочию увидеть знаменитый бой, о котором ходят легенды и написан не один десяток книг. В бою задействованы не только костюмы, идентичные военному времени прошлого столетия, но и образцы военной техники Великой Отечественной: мотоциклы, грузовики, броневики, самолёты. Реконструкция - это такой вид подачи исторической информации, когда люди в форме бойцов того времени показывают, как это могло быть. Мы надели форму и взяли в руки оружие не для того, чтобы показать, как всё это весело, а чтобы показать, как всё было страшно.

- Мы из Керчи приехали, потому что нам нравится, как всё сделано, обстановка нравится, - говорит «рядовой вермахта» Игорь Постников (клуб исторической реконструкции «Эльтиген»). - Я отлично себя чувствую в немецкой форме, потому что это форма противоборствующей стороны, та форма, которую должны видеть наши дети, наши граждане. И не только на картинке, а воочию, если хочется, то подойти и потрогать (улыбается).

- Кто-то же должен быть немцем, - подхватывает, подойдя, «рядовой Советской Армии».

- А никто не хочет быть немцем? - интересуюсь.

- Как не хочет? - говорит наш «рядовой» Лоза (клуб «КЛИО»). - Без них не будет реконструкции. Не могут ведь все быть русскими, патриотами. Ведь и немцы - тоже патриоты своей страны. Они на нас не обижаются (кивает на товарища), а мы на них не обижаемся. Когда человек надевает форму вермахта, он должен прочувствовать ситуацию, должен ощутить себя немцем. Иначе какой из него солдат вермахта? Но если его переодеть в русскую форму, он будет настоящим русским солдатом. Солдаты выполняют свой долг и приказы, поставленные командованием, хотят они того или не хотят. Они - обычные люди, которые просто являются орудием в руках политиков. Поэтому давайте не будем марионетками. Давайте будем жить мирно, дружить, любить!..

На финальном построении участники сражения стоят плечом к плечу. Смеются, обнимаются, жмут друг другу руки. Ну а потом едят гречневую кашу из одной миски. От этого она, с дымком, на сале, наверное, становится особенно вкусной.

Ирина КОВАЛЁВА.