Осенний марафон для дилетантов

10 Ноябрь 2012 591
В багрянце и золоте.
В багрянце и золоте. Фото автора.

Отпускная пора у большинства коренных крымчан наступает глубокой осенью, когда пустеют пляжи и природа позволяет себе вздохнуть с облегчением. Тогда у нас появляется возможность насладиться красотой своего края без риска быть оглушёнными многоголосым гомоном туристической братии. Невзирая на обложной дождь, в эту пасмурную субботу мы отправляемся по одному из самых популярных туристических маршрутов - через посёлок Мраморное к верховью Чатырдага.

На «затерянном острове»

Всяк знает, что штурмовать верхнее плато суровой горы без элементарной подготовки не рекомендуется. Особенно, если дорога по крутому склону Чатырдага размыта лёгким дождиком, превращающим глинистый уклон в аналог ледового катка. Поэтому свою прогулку начинаем с уютной частной усадьбы, расположенной, правда, в слегка подпорченной карьерными разработками живописной низине вдали от сельского жилья. Неотапливаемый гостевой домик с крошечными номерами и удобствами в конце коридора уже впитал в себя ночную прохладу. А вековая раскидистая ива посреди двора ещё греет свои листья в пробивающих тучи солнечных лучах. Так переменчива наша крымская погода: сначала попугает, а потом таки пойдёт навстречу своему незадачливому гостю.

Да и мы не лыком шиты и изрядно утеплились, чтобы пережить, если случится, не только дождь, но и снег. Кто знает, чем на этот раз встретит нас этот высокогорный лес!

Пока наспех сгружаем прихваченные про запас одеяла и отогреваемся чайком из старого, советских времён, пластмассового термоса, хозяева усадьбы готовят к подъёму на плато специализированные вездеходы, которые были нам обещаны заранее. Но посмотреть на железных «покорителей Крымских гор» никто не торопится, потому что в гости к редким в такую погоду туристам заглянул старожил этих мест - матёрый серый кот по кличке Врангель. Он ласково трётся об ноги, мурлычет, идёт на руки и позволяет детворе себя тискать. Ведёт себя «белогвардейский офицер» так образцово, что хозяина засыпают вопросами: за что такая милая киска получила воинственную кличку? Ответ оказался сногсшибательным: в межсезонье Врангель из домашнего любимца превращается в опасного хищника и открывает в округе охоту на зайцев. В этом году на его счету уже четыре взрослые особи, которые были не только пойманы, но и быстро съедены охотником.

Это и понятно, есть хочется всегда, а до деревни - десять километров, и мелких грызунов здесь не водится.

Форсаж по-крестьянски

«Кони» готовы - у ворот нас ждут два видавших виды «УАЗа» выпуска годов семидесятых, на которых нам предстоит взобраться пусть не на самую высокую вершину Крымских гор, но одну из самых неприступных для транспорта. Восемь с лишним километров подъёма преодолеваем всего за тридцать минут, что почти равносильно рекорду. Водитель Володя, заметив мои тревожные взгляды на стрелку температурного датчика, смеётся: «Это с виду моя малышка такая хлипкая, а внутри у неё форсированное сердце!». И поясняет, что местные кулибины перебрали поршневую систему, расточили, укрепили, и теперь у нашего внедорожника мощность не «Запорожца», а как минимум «Форда». Правда, двигатель пока находится на обкатке, поэтому гнать его сильно не будем.

«Не будем!» - хором повторяем мы, вцепившись руками в края разболтанных сидений.

Подпрыгивая на скользком булыжнике, мы то выныриваем из тумана, то снова погружаемся в него. А когда выбираемся на вершину, там уже вовсю сияет солнце, в лучах которого спешим полюбоваться пейзажами, открывающимися со всех четырёх сторон.

От автомобильной экскурсии по плато спешу отказаться: хорошей езды должно быть в меру. Да и просто пройтись, набирая полную грудь этого живительного воздуха, на мой взгляд, гораздо приятнее. Чтобы потрогать мохнатые лапы приземистого можжевельника, погладить сизо-белёсые осколки выпирающей из грунта скальной породы, ощутить неповторимую красоту этой крымской осени. Чтобы запомнить свои ощущения на всю долгую зиму или даже на целый год, до следующей долгожданной передышки в делах.

Пещерных дел мастера

Искусные рукотворные дорожки из природного камня зовут гостей к входам в две указанные во всех путеводителях пещеры - Мраморную и Эмине-Баир-Хосар, которую в народе именуют Мамонтовой. Для запоздалых посетителей уже действуют щадящие расценки: за детский билет на короткую экскурсию платим 25, взрослый - 50 гривен. И хотя пещерный мир навсегда остаётся для человека неразгаданной тайной, останавливаем свой выбор на менее известной «в миру» пещере Эмине-Баир.

А экскурсоводы здесь - настоящие мастера своего дела: невзирая на девятиградусную прохладу, детвора битый час с открытым ртом слушает эту смесь легенд о гулявших по Крымским горам мамонтах, останки которых учёные обнаружили на дне обмелевшей со временем подводной реки. Окончательно убедиться, что так оно и было на самом деле, нашим детям помогает пример, похожий на те, что решают они в своих задачниках по математике и физике.

«Чтобы обнаружить место, куда вода снесла останки упавших из отверстия в своде животных, - рассказывает экскурсовод, - учёные пустили по реке обычную деревянную бочку. На том месте, где она остановилась, и стали проводить раскопки. Расчёт оправдался: в глинистой «консервации» были обнаружены отлично сохранившиеся кости доисторических существ».

Увы, увидеть берцовую или хотя бы фаланговую кость мамонта моему сыну на этот раз так и не посчастливилось. А вот загадка этого удивительного уголка крымский природы, скорее всего, надолго отложится в его памяти. Значит, мы сюда ещё обязательно вернёмся - вместе или порознь, вскоре или не очень, следующей осенью или ближайшей зимой. Только бы посещение природных достопримечательностей не оказалось слишком дорогим удовольствием для всех нас, кто обречён вырывать у будней краткие мгновения отдыха. Ведь мы тоже так любим свой родной край!

Наталия ГОНЧАРОВА.