«Музей Тавриды воскрес из мёртвых»

7 Ноябрь 2012 706
Людмила Линиченко и Рудольф Подуфалый в 2005 году на одной из выставок.
Людмила Линиченко и Рудольф Подуфалый в 2005 году на одной из выставок. Фото автора.

Об этом сообщила предшественница «Крымской правды» газета «Красный Крым» в 1923 году. В статье говорилось: «В нём ценные полотна, фарфор, скульптура - искусство всех времён и народов. Собраны экспонаты из дворцов и дач - картины Брюллова, Айвазовского, Коровина, Серова». Через пять лет газета сообщила: «На Долгоруковской, 35, в бывшем здании офицерского собрания, где во времена врангелевщины была военно-полевая часть суда и выносились смертные приговоры революционерам-подпольщикам, открылся Центральный музей Тавриды, представляющий собой богатое собрание произведений искусства». До 1937 года картинная галерея входила в его состав как художественный отдел, а затем получила самостоятельность и с этого времени ведёт собственный отсчёт. 75-летие Симферопольского художественного музея совпало с двумя другими знаменательными датами: 200-летием Отечественной войны 1812 года и 100-летием марша «Прощание славянки». Их отметили в один день, потому что две последние имеют отношение если и не к самому музею, то к зданию, в котором он находится.

Из офицерского
собрания - в музей

Полк, сформированный в октябре 1809 года, участвовавший в Отечественной войне 1812 года и в Крымской войне в 1854-55 годах, в 1874 году был переброшен в Симферополь. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он охранял побережье Крыма.

Здание офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка было построено в 1913 году на улице Долгоруковской. Автором проекта одно время называли архитектора Николая Краснова, но документального подтверждения этому нет. Среди тех, кто мог принимать участие в создании проекта, называются Ф. Киблер, Е. Садовский и А. Рыков. Теперь это памятник архитектуры начала ХХ века.

Из архивных документов известно, что после установления Советской власти в Крыму в 1920 году в здании размещался госпиталь Красного Креста, флигель был приспособлен под кухонный корпус. Затем усадьбу отдали военкомату, а в июле 1922 года президиум СНК Крымской ССР передал его под музей Тавриды. На первом этаже расположили археологический отдел, библиотеку крымоведения (с фондом 15000 экземпляров), на втором этаже - художественный и этнографический отделы, во флигеле открыли Музей революции.

В период оккупации немцы разместили в здании конюшню, затем приспособили под казарму, а впоследствии использовали как мыловаренный завод. Перед отступлением из города здание подожгли, мебель и металлическую ограду вывезли. Восстановили историческое здание в 1947 году.

В июне нынешнего года в одном из залов открыт Музей 51-го Литовского пехотного Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея полка. В его собрании - подлинные документы, фотографии, которые вошли в слайд-программу «История Симферопольского художественного музея». Таврический центр военной истории реконструировал военную форму полка образца 1812 года.

Легендарный марш
«Прощание славянки»

Не только легендарный, но и окутанный легендами о его создании. Историки до сих пор ломают копья, споря об авторстве. Но существует официальная версия. Она связана и с Симферополем.

Марш написан в 1912-1913 годах штабным трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий первой Балканской войны.

По распространённой легенде, первым, кому Агапкин показал ноты своего произведения, был капельмейстер его полка Милов. Указав Агапкину на некоторые шероховатости, он посоветовал отвезти ноты в Симферополь известному в музыкальных кругах Якову Иосифовичу Богораду, совмещавшему должность капельмейстера в 51-м пехотном Литовском полку с нотно-издательской деятельностью. Богорад помог записать клавир и оркестровал марш, а также придумал название - «Прощание славянки». Вскоре в Симферопольской типографии была напечатана первая сотня экземпляров нот. На обложке этого первого издания изображена молодая женщина, прощающаяся с воином на фоне Балканских гор и отряда солдат. И надпись: «Прощание славянки» - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».

Марш был создан для военного оркестра, без слов. Все тексты появились позднее.

В Симферополе на торжественном вечере в Художественном музее марш прозвучал в исполнении образцового духового оркестра городского театра эстрады под управлением заслуженного деятеля искусств АРК Владимира Гнатыка.

Незабываемые годы

В Симферополе живут те, кто создавал славу музея. Среди них искусствовед Галина Федотова, пятьдесят лет проработавшая научным сотрудником, заведующей экспозиционным отделом, и реставратор Наталия Грищенко. Это они в поисках утраченного в годы войны изучили в архивах Крыма, Москвы, Ленинграда более 4000 дел, нашли 306 документов, касающихся Симферопольской картинной галереи.

- Самая интересная наша архивная находка: рукописи каталога, составленного в 1939 году, - говорит Галина Исааковна. -
В нём указаны 393 картины. Судя по тому, что они расположены по залам, это каталог экспозиции, в которую обычно включается наиболее интересная часть коллекции. Эта экспозиция давала возможность представить всю историю русской культуры, начиная с XV века. Позже были обнаружены фотографии, свидетельствующие, что экспозиция дополнялась богатейшей коллекцией декоративно-прикладного искусства: художественной мебелью, фарфором, фаянсом, изделиями из стекла.

- Коллекция произведений советских художников тогда только начинала формироваться. Скорее всего, основой стали работы мастеров, творчество которых связано с Крымом?

- Безусловно. И в первую очередь таких выдающихся мастеров, как Константин Богаевский и Николай Самокиш. Обнаружены фотографии, свидетельствующие о том, что в экспозицию входили четыре больших декоративных панно Богаевского - его творческая интерпретация мотивов крымской природы. Они висели вдоль парадной лестницы. Об этих панно мы можем судить не только по фотографиям, но и по хранящимся в музее эскизам к ним. Они входят в наиболее интересную часть нашего нынешнего собрания. Были в довоенной коллекции работы и других живописцев, связанных с Крымом: Куприна, Барсамова, Оболенской, Кандаурова.

- А известно, кто участвовал в формировании довоенных фондов? Ведь от этого зависит художественный уровень собрания любой галереи.

- В 1923-1925 годах этим занимался как «сверхштатный консультант по художественному отделению» (так значилось в приказе по Центральному музею Тавриды) академик Самокиш. А его компетентность в вопросах искусства ни у кого не вызывает сомнения.

- Из всего сказанного вами можно сделать вывод, что до войны в галерее было много ценнейших произведений. А что же ещё дала работа по изучению истории характера и судьбы довоенного собрания?

- Во-первых, мы получили достаточно полное, чёткое представление о том, каким было исчезнувшее собрание. А это, поверьте, немало. Во-вторых, подтвердились ранее довольно смутные представления о высоком художественном уровне. Проведённая кропотливая работа позволила составить картотеки, по которым легче искать утраченное. Главное же, конечно, то, что удалось вернуть 77 произведений довоенной галереи, и теперь они находятся в собрании музея. Например, в пятидесятых годах из реставрационной мастерской Третьяковской галереи вернули работу Репина «Натурщица».

Долгие годы с музеем было связано творчество известных крымских художников и искусствоведов Владимира Благовещенского, Леонии Холкиной, Анатолия Козлова, Владимира Яновского, Елены Нагаевской и Александра Ромма, Степана Мамчича. Многие современные художники подарили музею свои работы, и теперь он обладает поистине бесценной коллекцией, в которой картины Фёдора Захарова, Валентина Бернадского, Владимира Соколова, Якова Басова, Октября Федотова, Гуго Шауфлера, Леонида Герасимова, Евгения Владимирова, Николая Дудченко, Виктора Платонова, Александра Кропко, Татьяны Зиньковой, Василия Трусова, Виталия Проценко и многих других.

После войны директорами музея были ныне здравствующие Роза Бащенко, Раиса Попова, Наталия Дьяченко. Многие годы научной работой руководил искусствовед, заслуженный работник культуры АРК Рудольф Подуфалый. Это он извлёк из забвения выдающегося крымского художника Михаила Казаса. Был инициатором лектория выходного дня, в котором лекции читал не только он сам, но и другие профессиональные искусствоведы, настоящие знатоки изобразительного искусства, истинные подвижники, заслуженные работники культуры АРК Леонарда Рыбникова, Наталия Грищенко и Галина Федотова, Людмила Линиченко. Их лекции были результатом большой научной, исследовательской работы. Рудольф Трофимович умел находить и поддерживать таланты. Ему принадлежит идея проведения биеннале крымской камерной акварели и её успешное осуществление, проведение выставки одной картины с последующим обсуждением специалистами и любителями изобразительного искусства. По его инициативе крымские художники постоянно встречались со зрителями. Для них и для других музей был при нём родным домом. И в благодарность об этом незаурядном человеке, которого, увы, уже нет с нами, художники каждый год проводят выставки памяти, которые становятся событием и свидетельством, что добрые дела никогда не канут в Лету.

Даты приходят и уходят. Остаётся память о былом, его героях, авторах ставших бессмертными произведений. Музыкальных, живописных, архитектурных. Наполняющих нашу жизнь красотой и высоким смыслом.

* * *

В 1905 году в Литовском пехотном полку служил прапорщиком будущий писатель Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, передавший свои впечатления о завсегдатаях офицерского собрания, о жизни и быте полка в романе «Бабаев».

* * *

В основе коллекции Симферопольского художественного музея - произведения, собранные из особняков Южнобережья, которая постепенно пополнялась предметами из фондов Третьяковской галереи, Русского музея и Центрального музейного фонда.

* * *

В годы Второй мировой войны часть коллекции была утрачена во время налёта фашистской авиации на Керченский порт, откуда её вывозили, другая часть благополучно доставлена в Ереван, а после войны возвращена в Симферополь.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.