Хочешь жить - умей заботиться!

1 Ноябрь 2012 804
Когда истощение стало полным.
Когда истощение стало полным. Фото автора.

Легендарное плодородие украинских чернозёмов превратилось в миф: те, кто работает на земле, хорошо знают, как трудно сегодня получать хотя бы уже не рекордные, а просто достойные урожаи. Причина проста: за многие годы бессистемного использования почва настолько истощилась, что уже не способна щедро одаривать своих хозяев, ничего не получая взамен. В такой ситуации украинским аграриям никогда не удастся достойно конкурировать на мировом рынке, а напичканная химикатами плодовая и овощная продукция не станет востребованной в Евросоюзе. На этом фоне вопрос повышения плодородия почв становится жизненно важным, без решения которого у аграрного сектора экономики нет будущего.

Даёт - бери

По этому принципу работал на земле ещё древний человек, который кочевал с использованных территорий на ещё не тронутые, пожиная плоды щедрой в те времена природы. Земли было много, а потребителей - мало.
С развитием цивилизации природный баланс стал разрушаться. Процесс, в ходе которого вырубались леса, засорялись техническими отходами реки и моря, а пастбища закатывались под асфальт, протекал так медленно, что многим поколениям уже вполне культурных людей удавалось закрывать на него глаза.

Не стали сигналом бедствия и голодные годы, которыми традиционно сопровождались войны, революции и другие массовые человеческие беды. Чтобы уберечь себя от дамоклова меча продуктового дефицита, социалистические страны сделали ставку на интенсивный метод хозяйствования. Так, с 1960 года в бывшем Союзе началась тотальная химизация сельского хозяйства, в ходе которой в почву начали заделывать немыслимое количество минеральных удобрений и сильнодействующих ядохимикатов.

Последующие тридцать лет всё это не только концентрировалось в плодах выращиваемых культур, но и существенно подтачивало экологическое равновесие - до тех пор, пока бумерангом не вернулось к человеку, обрушившись в первую очередь на его иммунную систему. Оказавшись один на один с множеством неизлечимых болезней, мы стали обращать внимание на окружающую среду - воздух, воду, землю, и главное, на продукты, которые едим. Но потребительское отношение к земле не исчезло и после перестройки, скорее, наоборот: на независимой Украине эксплуатация природных ресурсов достигла невиданных прежде масштабов. В погоне за быстрыми доходами предприниматели стали выжимать, как губку, сельскохозяйственные угодья, заставляя их работать на износ. Так пролетели последние двадцать с лишним лет, и мы получили окончательно «износившуюся» от наших стараний почву.

По букве закона

В ноябре прошлого года Кабинет министров Украины утвердил порядок разработки проектов землеустройства по обеспечению эколого-экономического обоснования севооборотов и упорядочения угодий. Соответствующие изменения внесены в Земельный кодекс, который вступил в силу
1 января 2012 года. С первого дня будущего года должен вступить в силу Кодекс об административных нарушениях, в котором определены штрафные санкции за хаотичное использование земли, в частности, без проектов землеустройства. Поначалу требования будут распространяться лишь на крупных землепользователей, обрабатывающих 100 и более гектаров. С 2015 года нормативы станут обязательными для всех, кто занимается производством сельхозпродукции.

Однако порядок соблюдения севооборотов, как известно, представляет собой только верхушку айсберга, в который упёрлось
современное сельское хозяйство.
В условиях жёсткого дефицита собственных средств далеко не каждое предприятие может себе позволить держать под парами третью часть взятых в аренду паёв. Не у каждого фермера найдутся деньги, чтобы засеять половину поля растениями-сидератами, которые после следует заделать в почву в виде зелёных удобрений.

Вынужденные считать каждую копейку частники не станут по 500 и более гривен за тонну закупать навоз, который при этом требуется привезти за десятки и сотни километров. Немного найдётся и желающих выращивать многолетние бобовые травы, чтобы восстановить структуру плодородного слоя поля и обогатить его азотом.

Мы поняли, что жизненно необходимо отказаться от вспашки с переворотом пласта и что нужно переходить на минимальную и нулевую обработку почвы по системе No-Till: минувшее засушливое лето убедило в этом даже самых закоренелых сторонников дедовского метода. Да вот вопрос: где и за какие средства приобрести современную технику, чтобы сдать старые плуги в утиль?

По всему выходит, что стали наши селяне эксплуататорами поневоле, потому что, как и доисторическим собратьям, им вновь пришлось бороться за выживание. Однако выигрыша такая борьба не принесла, и очевидно, что через год-другой без коренных перемен мы рискуем остаться у разбитого корыта.

Кстати

Почвенный покров полуострова представлен чернозёмами на 69%. Половина плодородных земель (49%) подвержена ветровой эрозии, 11% - водной эрозии в сильной и средней степенях. В основном это почвы с содержанием гумуса всего от
2 до 3,5%. По подсчётам специалистов, годовые потери чернозёма составляют 1,4 тонны с гектара. На природное его восстановление потребуется 11 лет. Если ничего не предпринимать, через 20 лет верхний слой исчезнет, а поля превратятся в бесплодную пустыню. Не лучше ситуация с почвами и в Одесской, Херсонской, Николаевской и некоторых других областях Украины.

Другого пути нет

Необходимость коренных перемен назрела сразу по нескольким позициям. Во-первых, вынос питательных веществ с урожаем длительное время превышает поступление их в почву с органикой. Почвы снабжают растения питанием за счёт разрушения гумуса, его минерализации. Восполнить потери внесением одних только минеральных удобрений не удаётся: культуры испытывают дефицит микроэлементов и не дают хороших урожаев, подрывая экономическое состояние сельхозпроизводителя.

Во-вторых, потребители, распознавшие пагубное влияние нитратов и нитритов на своё здоровье, отказываются от продуктов, выращенных с применением селитры и химических средств защиты. В результате выращенную с таким трудом продукцию приходится реализовывать за копейки.

В то же время предприятия, которые научились производить экологически чистую продукцию, легко продают килограмм помидоров или огурцов за тридцать гривен. За такие же деньги они реализуют литр экологически чистого молока или десяток куриных яиц. За примером не нужно далеко ходить: такие фермерские хозяйства уже появились и в нашей стране.

Однако требования, выдвигаемые к ним международными экспертами, высоки. В первую очередь это поля, огороды и пастбища, очищенные от ядохимикатов. Получить на них сертификат европейского образца можно только после того, как почва очистится от вредоносных элементов в течение более трёх лет. Кроме этого изнурённую многолетней эксплуатацией почву следует восстановить, обеспечив в ней природный баланс микро- и макроэлементов. Всё новое поначалу пугает, но другого пути у украинских аграриев нет, ведь пришла пора искать выход из замкнутого круга. Хотим вывозить свой товар за рубеж и продавать его за достойную цену - придётся научиться выращивать много хорошей продукции на небольших участках. Ведь второй такой богатой чернозёмами Украины у нас нет, а сетовать на засилье завозной дешёвой «химии» надоело.

Элементарная технология

Школа нулевой обработки с использованием эффективных почвенных микроорганизмов (ЭМ-технологии) появилась в Японии в 1988 году и вскоре стала основной формой хозяйствования в большинстве азиатских стран. С её помощью удалось не только окультурить почвы, которые ранее считались непригодными для хозяйствования, но и существенно повысить урожайность, снизив при этом затраты на производство готовых продуктов. Фактически новая технология позволила вернуть почвам их первозданное состояние.

Русским аналогом японского ЭМ-препарата стал препарат «Байкал ЭМ-1», созданный доктором медицинских наук из Улан-Удэ Петром Шаблиным. В своей медицинской практике учёный столкнулся с тем, что первопричиной большинства болезней человека является потребление продуктов, загрязнённых пестицидами. Из-за этого гибнет микрофлора кишечника, нарушается баланс между полезной и патогенной микрофлорой, что и приводит к заболеваниям различных органов.

Шаблин пришёл к выводу о бесполезности лечения, если нет возможности получать экологически безопасные продукты. А взять их можно только из здоровой почвы, которая является супербазисом всего живого на Земле. Так и получилось, что врач взялся лечить почву: зная состав японского ЭМ-препарата, Пётр Шаблин изучал байкальские почвы.

Он выделил 80 лидирующих полезных микроорганизмов, связанных между собой пищевой цепочкой, и объединил их в действующем веществе «Байкал
ЭМ-1». Испытания, проведённые на арендованной под опыты земле, дали удивительные результаты: за сравнительно короткий срок микрофлора почвы восстановилась полностью. А если к «восстановителю почвы» добавить биологические средства защиты растений, то через три года почва настолько выздоравливает, что способна сама бороться с покушающимися на неё болезнями и вредителями. Есть у российского препарата и минусы: срок его действия в качестве защиты короче, а кратность обработок - выше, чем у ядохимикатов. Но это - мизер по сравнению с тем, как впоследствии выздоравливает почва. И эти расходы с лихвой окупаются, когда земля начинает сама уничтожать патогены и вредителей.

Панацея от стрессов

Использование «Байкала» на опытных участках южных регионов Украины принесло ещё один важнейший в современных условиях результат: культуры, произрастающие на оздоровленной почве, оказались гораздо более устойчивыми к резким перепадам температур, ранневесенним заморозкам и длительной засухе. В экстремальных условиях прошедшего лета жизнеспособными оказались только биологические методы защиты, которые действовали изнутри растения.

Опять придётся возвращаться к медицинским терминам. Здоровая микрофлора почвы повысила иммунитет каждого своего питомца до такого уровня, чтобы он смог выжить и дать плоды в любых условиях. Это как с гриппом: одного он валит с ног на две недели, а у другого всё обходится лёгким чихом.

В такой ситуации говорить об экономической выгоде работы с биологическими оздоровителями почвы излишне. Достаточно посмотреть на погибшие под палящим солнцем плантации овощных культур, которые щедро поливали чем угодно, но не тем, чем следовало бы. Но не будем злорадствовать: всем нам очень хочется выжить, а сделать это удастся только в симбиозе со всей живой природой.

Официально

По статистическим данным, в течение 1990-2011 годов на Украине в распаханном состоянии находится 78% сельскохозяйственных угодий. Такого показателя нет ни в одной развитой стране мира: во Франции засевают 42% земель сельскохозяйственного назначения, в США - 27%. Такая «ретивость» украинских аграриев привела к разбалансированию экологической устойчивости, при которой лесов, полей, водоёмов, садов и пашни должно быть в меру. По подсчётам Госземагентства Украины, безжалостная эксплуатация земли привела к тому, что около двух третей имеющихся площадей подвержены водной и ветровой эррозиям. Плацдармами для суховеев стали южные регионы Украины, особенно Крым и Херсонская область.

Наталия ГОНЧАРОВА.