И Серпилин, и Киса, и Лёлик

Народному артисту СССР Анатолию Папанову исполнилось бы 90 лет

31 Октябрь 2012 1278
Анатолий Папанов в роли генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые». Фото с сайта www.kino-teatr.ru
Анатолий Папанов в роли генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые». Фото с сайта www.kino-teatr.ru

Он мечтал стать актёром с детства, и даже полученное на фронте тяжёлое ранение не помешало . Лёлик из «Бриллиантовой руки», Киса из «Двенадцати стульев» - его запомнили почему-то в основном по этим ролям, а ведь были ещё и генерал Фёдор Серпилин в «Живых и мёртвых» и «Возмездии», бухгалтер и фронтовик-радист Николай Дубинский в «Белорусском вокзале» и ещё 76 киноролей, 28 - главных. Более полусотни ролей в театре и десятки озвученных мультиков, в том числе любимый многими Волк в «Ну, погоди!».

Мальчик-«гром»

Сегодня в Вязьме Смоленской области открыли памятник Анатолию Папанову: артист присел на лавочку и что-то декламирует. Наверное, любимого Тютчева, а может, что-то из собственного сочинения, не афишируя авторство. Он не любил популярность, не «болел», как многие актёры его поколения, звёздной болезнью, скромный, сентиментальный и очень лиричный, даже в роли «злодея» Лёлика неподражаемо исполнил «Я встретил вас, и усё былое»...».

Он появился на свет в Вязьме 31 октября 1922-го - младший сын (у актёра была старшая сестра) служащего военных складов Дмитрия Филипповича и модистки, делавшей женские шляпки, Елены Болеславовны.

Дочь актёра Елена вспоминает, что первую роль он исполнил в Вяземском народном театре, где в свободное от работы время играл Дмитрий Филиппович. «Однажды в спектакле нужно было воспроизвести раскаты грома.
И дедушка утащил из дому корыто! Папа стучал по нему за кулисами - воспроизводил грохот грома». Гром маленький Толик «сыграл» в шесть или семь лет, а уже в восемь стал москвичом: отца перевели на работу в столицу. Ещё в школе парень стал играть в студии при клубе завода «Каучук». Но после школы пошёл литейщиком на шарикоподшипниковый завод. Отсюда 18-летний Папанов ушёл на фронт на следующий день после начала Великой Отечественной.

Из госпиталя - в актёры

Помните, как его герой Дубинский пел в «Белорусском вокзале» вместе с боевыми друзьями: «И, значит, нам нужна одна победа,/ Одна на всех - мы за ценой не постоим!». В Победе есть и вклад старшего сержанта, командира взвода зенитчиков Анатолия Папанова. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать...» - говорил он, когда просили рассказать о войне. Как и всякий фронтовик, не очень любил воспоминания о боях, гибели друзей, отступлениях, окружениях. Лишь иногда сожалел, что не смог дойти до Берлина, поквитаться за друзей. Анатолий Папанов был тяжело ранен под Харьковом в 1942-м. «Немец мне полпятки срезал», - говорил актёр. Да ещё два пальца на ноге оторвало, кости на ступне снарядом раздробило. Несколько месяцев в госпиталях, комиссован по ранению.

«Толя пришёл к нам в ГИТИС на второй курс, - вспоминает его жена актриса Надежда Каратаева. - Набор закончился. Но худрук Михаил Тарханов принял Толю. Толя читал ему стихи Симонова, был в линялой гимнастёрке с лычками за ранения, худой, какой-то угловатый. Тарханов спросил:
«А сможешь ли ты ходить без палки? Ведь актёр не должен хромать!». Толя ответил: «Да!». И я видела, как он истязает себя упражнениями; через полгода уже ходил, не хромая». Они расписались 20 мая
1945-го. «Я была в беленьком платьице, он - в каком-то костюмчике, принёс букетик незабудок», - вспоминает Надежда Каратаева.
О себе Анатолий Папанов говорил: «Я в душе лирик», творческие вечера заканчивал собственным четверостишием: «Не знаю, сколько жить ещё осталось,/ Но уверяю вас, мои друзья,/ Усталость можно сохранить на старость -/ Любовь на старость отложить нельзя». Однолюб: «одна женщина, одна семья, один театр». С женой прожили в браке 42 года, а Театру сатиры в Москве отдано
39 лет жизни Анатолия Папанова.

Впрочем, театров всё же было два. После триумфа на госэкзамене, где блистательно сыграл героев гораздо моложе и старше себя, актёра пригласили во МХАТ и в Малый театр. Но он с однокурсниками уехал в Клайпеду создавать русский театр и замечательно сыграл роль Сергея Тюленина в «Молодой гвардии». Увы, по не зависящим от актёров причинам театр закрылся. Вернувшись в Москву в 1948-м, Анатолий Папанов пришёл в Театр сатиры.
А в 1952-м сыграл эпизодическую роль адъютанта в фильме «Композитор Глинка». К первой главной кинороли - в фильме «Приходите завтра» - актёр шёл десять лет, но зато получил главный приз Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Потом будет генерал Серпилин, и Папанова, наконец, заметят.

Его Крым

Снимался Анатолий Папанов и на нашем полуострове. В фильме «В городе С.» сыграл, как сам считал, одну из лучших ролей - Дмитрия Мальцева - Ионыча. Старожилы Симферополя вспоминают, что съёмки проходили в старом городе (снимали и на набережной в Ялте, курорт выдавался за Ниццу). «Дом Туркиных», где бывал Ионыч, снимали на улице Студенческой, 2. В 1904-м его построил бухгалтер Василий Макурин (отсюда и название Макурина горка). В 1920-м здесь находился штаб Михаила Фрунзе, в годы войны жили гестаповцы, а потом располагалось педучилище. В 1966 году дом заселён преподавателями Крымского пединститута. За год до этого и велись съёмки.

- Помню, мы девчонками бегали смотреть «на кино», - рассказывает Валентина Стеблова, - благо жили неподалёку. Все были немного влюблены в Игоря Горбачёва после его роли матроса Шванди в «Любови Яровой» - он играл Ивана Туркина. Анатолий Папанов запомнился тем, что в свободное от съёмки время любил, как и Алексей Смирнов (мы запомнили его Федю в «Операции «Ы»), стоять на краю Макуриной горки и смотреть на долину, где протекает Салгир. Иногда читал стихи, иногда вместе со Смирновым они говорили о войне (оба фронтовики) - местные рассказали им, что неподалёку было гестапо, где замучили актёров Крымского драмтеатра.

Спустя два года Анатолий Папанов снимался в фильме «Служили два товарища» на Арабатской стрелке, в Севастополе. «Что такое Крым во всероссийском масштабе? Так - кое-что, пупочка. Вот я её ладошкой прикрыл, и нет её на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак», - говорил о нашем полуострове герой Папанова - командир красного полка. В 1969-м в Симферополе, Ялте и Севастополе в «Адъютанте его превосходительства» играл роль Батьки Ангела. А в 1973-м в Евпатории и Ялте - Александра Самойленко в мелодраме «Плохой хороший человек». Крым отблагодарил актёра в 1976 году: астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Черных назвала открытую малую планету в честь Анатолия Папанова.

У него было много планов: поставил первый спектакль, набрал курс в ГИТИСе, впереди - озвучивание роли Копалыча в фильме «Холодное лето 53-го», новые сценарии... Но 5 августа 1987-го актёра не стало: умер в московской квартире, куда заглянул после съёмок в Петрозаводске и перед отлётом в Ригу, где гастролировал театр. За последнюю кинороль Анатолий Папанов посмертно удостоен Госпремии СССР. Впрочем, главной его наградой была и остаётся зрительская любовь. Анатолия Папанова любят и помнят.

Кстати

Фронтовику Папанову довелось играть Гитлера в фильме-спектакле
«Швейк во второй мировой войне». А ещё няню в фильме «По семейным обстоятельствам» и тётушку с кофемолкой Бетти в фильме «Вчера, сегодня и всегда». Памятники его героям есть в Харькове и Одессе - Киса Воробьянинов из «12 стульев», в Сочи - Лёлик из «Бриллиантовой руки».

Моменты судьбы

Жизнь 17-летнего Анатолий Папанова чуть было не пошла под откос, когда в заводской бригаде случилась кража. Арестовали всех. К счастью, следователь в Бутырской тюрьме определил, что парнишка ни при чём.

На роль генерала Серпилина в «Живых и мёртвых» пригласили по настоянию автора произведения Константина Симонова. Актёр шутил: «Знаю почему - в романе написано, что у Серпилина было лошадиное лицо, но умные глаза...». На самом деле в роли генерала-патриота фронтовик Симонов видел только человека, прошедшего войну.

В театральном институте Папанова ругали за голос с «вульгарными шипящими». Пытались переучить, но из-за неправильного прикуса с «недостатком» актёр не справился. Зато появился фирменный «папановский говор» у мультяшных Волка, Водяного из «Летучего корабля», тигра Шерхана из «Маугли».

С кино Анатолий Папанов хотел «завязать» из-за Эльдара Рязанова, «забраковавшего» его на роль Огурцова в «Карнавальной ночи». Зато уже в рязановском «Берегись автомобиля» подполковника в отставке Семёна Сокола-Кружкина сыграл так, что оценили все.
И долго, подражая ему, цитировали: «Свободу Юрию Деточкину!» и «Тебя посодют, а ты не воруй!».

Папановскую роль в фильме «Холодное лето 53-го» озвучивал Игорь Ефимов. Лишь в конце за кадром звучит фраза, сказанная самим актёром: «Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль».

Кинофразы

«Не люблю опаздывать и ждать. И ещё третье: просить не люблю» (Владимир Лобанов, «Время желаний»); «Терпеть не выношу!» (Алексей Луков, «Отцы и деды»); «Когда же будем морды бить?» (Киса Воробьянинов, «12 стульев»); «Он говорит: пока моя нога здесь, его физиомордия не покажется» (Иван Каретников, «Одиножды один»); «Пятьсот в зубы и никаких! Или 25 помесячно» (Александр Самойленко, «Плохой хороший человек»); «У нас ни товарищев, ни благородиев... Мы с мужиками порешили просто: братва и хлопцы». «Они нами брезгують». «Я это... эксперимент хочу сделать» (Батька Ангел, «Адъютант его превосходительства»); «Так может рассуждать совсем глупый дурак, но мы с вами будем рассуждать с умной точки зрения». (Командир полка, «Служили два товарища»); «Буду бить аккуратно, но сильно». «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты». «Туалет типа сортир». «Будет тебе и кофэ, будет и какава с чаем». «Лопух! Такого возьмём без шума и пыли» (Лёлик, «Бриллиантовая рука»); «Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я - без вести пропасть боюсь» (Фёдор Серпилин, «Живые и мёртвые»).

Наталья ПУПКОВА.