Тринадцать дней, которые потрясли мир

26 Октябрь 2012 739
Никита Хрущёв и Джон Кеннеди.
Никита Хрущёв и Джон Кеннеди.

Полвека назад человечество стояло на пороге третьей мировой войны. Тогда у лидеров СССР и США хватило благоразумия удержаться от соблазна. Но наш мир с тех пор не стал ни более справедливым, ни более безопасным. Кризис, поставивший человечество на грань выживания, показал, что самое эффективное средство предотвращения агрессии - гарантия нанесения ответного удара. Эта гарантия надёжнее любых международных договоров и соглашений. Потому мы и живы.

Несимметричный ответ

К 1960 году США имели значительное преимущество в стратегических ядерных силах: приблизительно 6000 боеголовок против советских 300. К 1962 году на вооружении США находилось более 1300 бомбардировщиков, способных доставить на территорию СССР около 3000 ядерных зарядов. Кроме того, на вооружении США стояли 183 МБР «Атлас» и «Титан» и 144 ракеты «Поларис» на девяти атомных подводных лодках типа «Джордж Вашингтон» и «Этен Аллен». Советский Союз имел возможность доставить на территорию США около 300 боезарядов, в основном с помощью стратегической авиации и МБР Р-7 и Р-16, имевших низкую степень боеготовности и высокую стоимость создания стартовых комплексов, что не позволяло произвести масштабное развёртывание этих систем.

В 1961 году США начали размещение в Турции 15 ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» с радиусом действия 2400 км. Эти ракеты были способны долететь до Москвы. Однако президент Кеннеди считал стратегическое значение этих ракет ограниченным, так как подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами, могли накрывать ту же территорию, имея преимущество в скрытности и огневой мощи. Тем не менее в конце 50-х годов ракеты средней дальности технологически превосходили межконтинентальные баллистические ракеты, которые в то время не могли постоянно находиться на боевом дежурстве. Другим преимуществом ракет средней дальности является малое подлётное время - менее 10 минут.

Ответ был найден. Советские ракеты средней дальности, размещённые на кубинской территории, имея дальность стрельбы до 4000 км (Р-14), могли держать под прицелом Вашингтон и около половины авиабаз стратегических ядерных бомбардировщиков стратегических ВВС США, а подлётное время составляло менее 20 минут.

«Общий перевес США в ядерных боезарядах, которые могли достичь территории противника, составлял 3,4:1. А по количеству ядерных зарядов США превосходили СССР в 17 раз. При этих обстоятельствах революционная Куба с её геостратегическим положением наилучшим образом отвечала цели Советского Союза достичь ядерного паритета с США. Стратегическая операция «Анадырь» должна была изменить соотношения боевых возможностей двух сверхдержав, - вспоминает участник событий Владимир Романец. - Предусматривалось установить на Кубе 24 пусковые установки для ракет Р-12 (8К63) с дальностью действия 2000 км и 16 пусковых установок для ракет Р-14 (8К64) дальностью 4000 км. Всего планировалось разместить 60 ракет и 60 ядерных боезарядов с суммарным тротиловым эквивалентом 83 мегатонны. В США за период с 1 июня по 22 октября 1962 года были поставлены на боевое дежурство 82 межконтинентальные баллистические ракеты: 36 ракет «Атлас», 36 «Титан» и 10 ракет «Минитмен». Так что изменения соотношения сил в пользу СССР не произошло».

Помимо ракет в состав советской группы войск на Кубе входили также один вертолётный полк «Ми-4», четыре мотострелковых полка, два танковых батальона, эскадрилья «МиГ-21», 42 лёгких бомбардировщика «Ил-28», два подразделения крылатых ракет с ядерными боеголовками 12 Кт с радиусом действия 160 км, несколько батарей зенитных орудий, а также 12 установок С-75 (144 ракеты). Каждый мотострелковый полк насчитывал 2500 человек, танковые батальоны оснащались новейшими танками
«Т-55». Группа советских войск на Кубе (ГСВК) стала первой в истории СССР армейской группировкой, в состав которой вошли баллистические ракеты.

Операция «Анадырь»

Операция под кодовым названием «Анадырь», которой руководил маршал Советского Союза Иван Баграмян, была тщательно засекречена и осуществлялась под максимально возможным информационным прикрытием. Всем советским военнослужащим, техническому персоналу и другим сопровождавшим «груз» говорили, что они направляются на Чукотку. Для пущей достоверности к портам приходили целые вагоны шуб и дублёнок. Но несмотря на прикрытие, невозможно было скрыть ракеты от регулярно облетавших Кубу американских самолётов-разведчиков «U-2».

14 октября 1962 года американский самолёт-разведчик «U-2» обнаружил на Кубе в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12.

«Были баллистические ракеты средней дальности, способные донести боеголовку до округа Колумбия. И были ракеты промежуточной дальности, которые могли достичь Омахи (штат Небраска), где базировалось стратегическое авиационное командование США. Таким образом, они держали под прицелом две трети территории Соединённых Штатов», - утверждает американский эксперт Грэм Аллен.

22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия». Соединёнными Штатами был введён так называемый «карантин» острова Свободы. Согласно международному праву блокада является актом войны. В то время как ни размещение ракет в Турции, ни ответное размещение ракет на Кубе никаких соглашений не нарушало. Таким образом, США оказывались в роли стороны, развязавшей войну. В связи с этим возникали опасения по поводу реакции не только Советского Союза, но и мирового сообщества. Поэтому решение о введении блокады было вынесено на обсуждение Организации американских государств (ОАГ). ОАГ единогласно поддержала введение санкций против Кубы. Акция была названа не «блокадой», а «карантином», что означало не полное прекращение морского сообщения, а лишь препятствие поставкам вооружений. Хрущёв заявил, что блокада незаконна и что любой корабль под советским флагом будет её игнорировать. 180 кораблей ВМС США окружили Кубу с чётким приказом ни в коем случае не открывать огонь по советским судам без личного приказа президента. Кубинское руководство в 5 часов 40 минут 23 октября 1962 года ввело на острове военное положение. 25 октября фотографии советских ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН.

«Чёрная суббота»

27 октября над Кубой был поражён советской ракетой американский самолёт-разведчик «U-2». Пилот «U-2» майор Рудольф Андерсон погиб. Приблизительно в это же время другой «U-2» был почти перехвачен над Сибирью, так как начальник штаба ВВС США пренебрёг приказом президента прекратить все полёты над советской территорией. Ещё через несколько часов два американских самолёта фоторазведки RF-8A «Крусайдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу. Военные пытались убедить президента Кеннеди немедленно отдать приказ о вторжении на Кубу, однако он этого не сделал. День 27 октября 1962 года, когда человечество оказалось на грани ядерной войны, вошёл в историю как «чёрная суббота». В ночь на 28 октября брат президента США Роберт Кеннеди встретился с советским послом и сообщил ему о согласии дать гарантии ненападения на Кубу, снять морскую блокаду и вывести ракеты с территории Турции в обмен на вывод советских ракет с острова Свободы.

28 октября Хрущёв объявил по радио, что Советский Союз принял предложение США и выведет свои ракеты с Кубы.
К середине ноября это обещание было выполнено. А к апрелю следующего года в соответствии с секретным соглашением американские ракеты были выведены с территории Турции.

«Но операция «Анадырь» этим не ограничилась, - отмечает Владимир Романец. - Она имела геополитическое, планетарное значение, и решающую роль в ней сыграли ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые своими активными действиями по развёртыванию ракетно-ядерной группировки создали реальную угрозу существованию Соединённых Штатов Америки, сдерживая таким образом агрессию против Кубы. Не достигнув паритета ядерных сил, они обеспечили «паритет страха», при котором каждая из сторон не считала бы себя победителем в ядерной войне».

Несмотря на уроки Карибского кризиса, за прошедшие полвека мир не стал безопаснее. Благоразумие так называемых «развитых» западных демократий, как и 50 лет назад, основывается не на миролюбии и библейских принципах, а в первую очередь на опасениях получить неотвратимый ответный удар.

«Нынешнему конфликту вокруг иранской ядерной программы, конечно, далеко по своей напряжённости до Карибского кризиса, однако у них есть немало общих черт, - пишет французское издание «Slate.fr». - Иранские лидеры, которым пришлось столкнуться с сильнейшим финансовым давлением, предлагают компромиссы для выхода из кризисной ситуации. Их предложения пока что совершенно неприемлемы (они требуют, чтобы Запад снял санкции перед тем, как самим отказаться от обогащения урана), однако это не означает, что переговоры нужно закрыть».

«В 1962 году войну удалось предотвратить благодаря согласию Хрущёва на гегемонистские требования Кеннеди. Но рассчитывать на такое здравомыслие постоянно мы вряд ли можем. Это просто чудо, что ядерной войны удаётся пока избегать. Сегодня имеется больше, чем когда-либо, оснований для того, чтобы внять предостережениям Бертрана Рассела и Альберта Эйнштейна, прозвучавшим почти 60 лет назад. Тогда они сказали, что мы должны сделать выбор - выбор «мрачный, страшный и неизбежный». Так положим ли мы конец человеческой расе или человечество отвергнет войну?» - задаётся вопросом британская газета «The Guardian».

Ответа на этот вопрос нет и теперь.

Николай ФИЛИППОВ.