Дмитрий Табачник: Государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека

23 Октябрь 2012 512
Фото автора.

Образование - одна из самых значительных отраслей в нашей стране. В ней задействованы 42 тысячи юридических лиц, 4 миллиона 200 тысяч школьников, 2 миллиона 150 тысяч студентов. В среднем и внешкольном образовании работают более 500 тысяч человек, в высшем образовании I-IV уровней аккредитации более 350 тысяч. Их волнуют очереди в детские сады, затянувшиеся на годы, учебники на родном языке, которых так не хватает, льготы студентам и высшее образование, которое даст реальную возможность найти работу. На вопросы о самых насущных проблемах отвечает министр образования и науки, молодёжи и спорта Украины Дмитрий Табачник.

«Крестовый поход» детсадов

- Дмитрий Владимирович, проблемы в сфере образования начинаются не со школьной скамьи, а с детского сада. А ведь дошкольное образование у нас - одно из самых недофинансированных. Как быть?

- Мы понимаем, что дошкольное образование - фундамент всего образования. По оценкам экспертов ЮНЕСКО и ООН, одна денежная единица, вложенная государством в дошкольное образование, неважно, шиллинг это, фунт, доллар или гривна, позволит потом бюджету сэкономить 8-10 единиц, чтобы не устранять недостатки в воспитании, психологии, педагогике на следующих этапах. Два года назад, когда я заговорил о «крестовом походе» дошкольных учреждений, наша вечно скептичная пресса, которая считает, что её главная задача - учить людей ненавидеть, назвала это очередным пиар-ходом. Мол, попиарятся и забудут. С июня 2010 года в стране восстановлено, отсужено, с выселением арендаторов, 1096 детских садов. В том числе 250 - только в этом году, а это 175,5 тысячи мест. Сегодня 99,7% дошкольников могут посещать детсады. А в двадцати регионах страны это 100% показатель. Кроме того, в детсадах будет меняться и штатное расписание. Прежнее было утверждено в 1971 году. Это будет не очередной бюрократический документ, а реальная возможность заложить в бюджете ставку преподавателя музыки, художественной культуры, плаврука.

«Лингвистическая революция»

- В этом году много преобразований коснулось начальной и средней школы. Чем они обусловлены?

- Еврокомиссар, и это приятно, назвал то, что происходит на Украине, лингвистической революцией. Поскольку мы - единственная страна, которая в условиях экономического кризиса решилась ввести обязательное изучение иностранного языка с первого класса. Теперь это стандарт для всей Украины. Кроме того, информатика в виде легкодоступного игрового предмета и второй иностранный изучаются уже со второго класса.

Нам впервые удалось переломить систему распределения времени. Я считаю, что в средней школе педагоги тоже должны участвовать в творчестве. Теперь обязательная часть школьной программы - это лишь 50%. Всё остальное по разным программам, утверждённым министерством, может творить коллектив школы. А это, убеждён, приведёт к профильной школе, где 50% учебного времени - возможность углублённо изучать отдельные предметы. Ещё один важный момент нового стандарта, по которому как минимум ближайшие 10 лет будут учиться более четырёх миллионов школьников, - это то, что мы ушли от слишком явного увлечения гуманитаризацией среднего образования.

Если раньше гуманитарные предметы в школьной программе занимали 62-65%, теперь 51% учебного времени в средней школе отводится на математические и технические предметы.

Кстати, такой стандарт у нас появился на 6 месяцев раньше, чем в Германии. А там федеральный канцлер, доктор физико-математических наук Ангела Меркель считает, что XXI век будет принадлежать той стране, которая готовит лучших инженеров и лучших техников.

- По-прежнему острой в Крыму остаётся проблема учебников на родном языке. «Химия», «Физика», «Математика» в некоторых русскоязычных школах только на «державной мове».

- На Украине 19874 средние школы. Все они украинские, потому что финансируются этой страной. Есть украинские школы с венгерским языком преподавания, польским, русским, словацким, румынским. Для государства - это не прихоть, а обязательство обеспечивать учебниками школьников по требованиям региональных органов образования на том языке, на котором обучаются дети. По результатам государственного заказа на 2010 год, который формировали наши предшественники, на всю Украину на девяти языках национальных меньшинств потребовалась лишь 41 тысяча учебников. В 2011 году я сказал: перестаньте ломать о колено районо, областные отделы образования. Учителя должны заказывать учебники на том языке, на котором действительно обучаются дети. Тогда выяснилось, что на других языках нам нужно не 41, а более 900 тысяч учебников.
В 2012 году ситуация повторилась. Проблема в том, что перепуганные руководители районных управлений и отделов образования, директора школ поняли, что никто их за это не будет преследовать. Они подали заявления, оказалось, что на 2012 год необходимо 2,06 миллиона экземпляров на других языках. Все они были обеспечены. Здесь нет никакого европеизма, это просто отсутствие лицемерия. Раньше в Луганской области, в Харькове, в Крыму лицемерие насаждалось. Учителя вынуждены были, опустив глаза, просить родителей докупить учебники, которые недополучали. Сегодня есть недовольные тем, что из 2,06 миллиона учебников 1,08 миллиона на русском языке. Уверен, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека, форматировать его права, на каком языке говорить дома, обучаться и воспитывать детей.

«Нигде в мире коллаборационисты не являются борцами за свободу»

- А как обстоят дела с учебниками истории? Появится ли у нас российско-украинский учебник, о котором так давно говорят?

- Российско-украинского учебника не было, нет и не планировалось. Это националистическая провокация. Другое дело, что учёные из России и с Украины уже завершают работу над совместным пособием для учителей, состоящим из 30 модулей. Пять из них уже опубликованы. Первый - это «Культура и повседневность Киевской Руси в IX-XIII веках». Второй модуль посвящён изучению истории через повседневность «Повседневная жизнь российского и украинского дворянства, шляхты и крестьянства в XV-XVII веках». Третий - «Роль Киево-Могилянской академии в развитии украинского и российского образования в XVII-XVIII веках» и так далее. Получился очень достойный, интересный материал. Эти книги появятся в свободной продаже, будут распространяться через институты повышения квалификации учителей. Если бы я был учителем истории, хотел бы такое пособие иметь. Это попытка постичь совместную историю без конфликтов, через самые интересные моменты в повседневной жизни разных слоёв. Такую практику мы будем продолжать и с другими государствами. Сейчас ведём переговоры с Турцией о выпуске подобного пособия.

- Как в учебниках истории, на ваш взгляд, должна подаваться информация о роли УПА?

- Объективно. На основании документов. Сейчас много принято говорить о недостатках СССР: однопартийное, тоталитарное государство. Но другого на момент начала войны не было.
И это тоталитарное сталинское государство никогда не планировало уничтожение и порабощение 80% украинского этноса, которое предусматривал составленный со всей немецкой педантичностью план «Ост». Этот факт, который знают русские, европейские, американские и не сервильные украинские историки. А сервильные холуи, которые пытаются работать на зарубежные гранты, к историкам относятся с натяжкой. Те политические, военные деятели, которые пришли на Украину в обозе гитлеровской армии - коллаборационисты и преступники. Сколь благородными бы их помыслы ни были. В Европе нет двойных стандартов. Нигде коллаборационисты не являются борцами за свободу.

- Существующий сегодня ряд проблем связан со средним образованием. Не считаете ли вы, что сама по себе классно-урочная система уже устарела?

- Если бы передо мной стояла задача дать среднее образование менее чем 3% детей, думаю, можно было бы дать фантастическое образование, выращивать нобелевских лауреатов. В ближайшие годы при массовости и обязательности среднего образования ни одно государство в мире не сможет отказаться от классно-урочной системы. Безусловно, её нужно модернизировать. Мы этим занимаемся. Только за этот год 25 тысяч компьютеров пришло в среднюю школу. В Крыму сегодня все сельские школы и 90% городских подключены к Интернету.

«Время карликовых университетов уходит»

- Многие преподаватели и студенты обеспокоены: количество вузов страны стремительно сокращается.

- Есть замечательная фраза из новеллы О'Генри: «Боливар не вынесет двоих». Если Украину представить в виде Боливара даже со слоновьей спиной, то я думаю, что 1048 высших учебных заведений и их филиалов даже стадо слонов не смогут пронести. До 1991 года в режиме плановой экономики на территории УССР было 126 вузов, из них лишь пять готовили юристов. Когда я стал министром, у нас только государственных вузов было 378, сейчас их 354. Это за счёт того, что 24 вуза укрупнили в 9 региональных. Сегодня в Крыму работает около ста вузов. По итогам вступительной кампании этого года, в 91 учебное заведение, имеющее лицензию, не было подано не то что оригинала документов, даже ни единого заявления от абитуриентов.

Никто эти вузы не закрывает, но мы же понимаем, что в такой ситуации ни бюджет, ни качество образования невозможно гарантировать. Поэтому предлагаем создавать крупные региональные вузы и повышать аккредитационные требования по профессорско-преподавательскому составу. В Крыму, например, таким крупным региональным вузом мог бы стать ТНУ. 20-летний эксперимент в нашей стране с негосударственным высшим образованием не дал ожидаемых результатов. Увеличилось лишь число юристов, экономистов, менеджеров. Я три года подряд со всех трибун обращаюсь к родителям: позаботьтесь о своих детях, когда ищете профильность образования. Нельзя учиться совсем как по Пушкину чему-нибудь и как-нибудь. Время «карликовых» университетов уходит.

Близится век технарей

- Сейчас много говорится о повышении престижа рабочих специальностей, в которых остро нуждается страна. Что для этого сделано?

- Раньше по классификатору профессий у нас их было более шести тысяч. Только профессия сварщика именовалась в шести стандартах - электросварщик, газосварщик и т. п. Человек с таким узким подходом менее конкурентоспособен на рынке труда. За два года создано 250, к 2013 году появится ещё более 60 новых объединённых стандартов. Думаю, что в следующем году такие преобразования коснутся всех базовых профессий. Кроме того, в профессионально-техническом образовании важно сконструировать социальный лифт, чтобы дети, получающие такую специальность, не чувствовали себя забытыми. В этом году впервые в профтехучилищах мы разместили пять тысяч мест государственного заказа. Это позволяет лучшим ученикам получить не просто диплом квалифицированного рабочего, а младшего специалиста. Самые достойные из них смогут потом с этим дипломом поступить по своей специальности в вузы сразу на второй курс.

В тему

Дмитрий Табачник о предложении крымского правительства начинать учебный год 1 октября:

- В школе этого делать не стоит. Есть добрая традиция - 1 сентября, День знаний, общесемейный и общегосударственный праздник. Не нужно это и первокурсникам. На месяц сдвигать начало учебного года - сложно, а на 15-16 дней - может быть. Я бы передал это на рассмотрение вузов. Для экономики Крыма это выгодно. Мы найдём компромиссный вариант.

Абитуриентам на заметку

По данным центров занятости, в автономии в прошлом году было выпущено с высшим экономическим образованием 4954 человека, с юридическим - 1200 человек, с медицинским - почти 1000 человек. По всем указанным направлениям Республиканский центр занятости фиксирует избыточность специалистов и невозможность им трудоустроиться по избранным специальностям.

Юлия ЦИСАРЬ.