Тест на самостоятельность

17 Октябрь 2012 514
Фото с сайта www.cripo.com.ua
Фото с сайта www.cripo.com.ua

Опыт функционирования Автономной Республики Крым в составе унитарного украинского государства бесценен в свете возможной перспективы федерализации страны. В этом уверены представители крымской общественности, которые обсудили возможные пути реализации проекта «Украинская федерация» на заседании за «круглым столом» на тему «Функционирование Крымской автономии как реальный опыт в перспективе федерализации Украины». Прошедшая в Евпатории конференция состоялась по инициативе всеукраинского общественного движения «Украинский выбор», Крымской республиканской организации «Таврический союз» и Европейского института политической культуры.

В ходе дискуссии крымский политолог, председатель общественной организации «Таврический союз» Анатолий Филатов отметил, что видит украинский путь в контексте реинтеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и зоны свободной торговли.

- После распада СССР Украина де факто стала самостоятельным государственным образованием не в результате каких-то внутренних устремлений и возможностей, а вследствие геополитической катастрофы. В этой связи Украина будет оставаться в статусе «недоосуществления» до тех пор, пока этому будет способствовать сложившаяся геополитическая обстановка, - считает он.

По мнению эксперта, за двадцать лет украинское государство фактически не сумело оформиться в качестве самодостаточного во всех отношениях.

- Единственным способом сделать это является федеративное устройство, то есть оформление реально имеющихся различных этнополитических, этнокультурных фрагментов этой территории во встроенную конструктивную государственную систему, - полагает Филатов. - По сути дела те, кто выступает против федерализации Украины, являются проводниками проекта, основной целью которого было и остаётся только внесение разобщения в систему Русского мира.

По мнению эксперта, несмотря на своё унитарное устройство, Украина сегодня не демонстрирует никакой административной целостности, поэтому федерализация Украины - это тест на её самостоятельность. Следующим не менее важным шагом, по словам Филатова, является необходимость заключения договора о разграничении полномочий между Киевом и Автономной Республикой Крым и восстановление территориальной целостности Крыма.

- В 1995 году Севастополь был по сути волюнтаристским способом выведен из состава Республики Крым и была образована отдельная административная единица, - заключил политолог.

В свою очередь директор Европейского института политической культуры Александр Булавин считает, что идея федерализации имеет немало противников на Украине.

- Успех возможен лишь в том случае, если народ Украины чётко поймёт выгоды, которые способно принести федеративное устройство государства, - подчеркнул он, добавив, что на Украине сегодня отсутствуют влиятельные политические силы, готовые выступить с инициативой федерализации страны.

При этом эксперт охарактеризовал опыт Крымской автономии как пример, на ошибках которой необходимо учиться при осуществлении проекта федеративной Украины.

- В какой-то мере опыт Крымской автономии показывает, что и как надо делать, когда мы будем строить федерацию, - констатировал он, отметив, что крымчане так до конца и не осознали всех преимуществ, которые им даёт автономный статус Крыма.

Анализируя опыт функционирования Крымской автономии, кандидат политических наук Виктор Афанасьев с сожалением отметил, что идея федерализации так и не стала приоритетной в риторике большинства политических партий Украины. По его словам, существование в политической системе Украины феномена Крымской автономии воспринимается в центральном руководстве страны, скорее, как «исключение» в унитарном государстве.

- В области экономики самым ярким примером можно считать полное забвение центральной властью идеи одноканального бюджета. Дотации и субвенции из государственного бюджета продолжают оставаться сильным аргументом центральной власти в негласном споре за влияние, - считает политолог.

- Простой анализ позволяет сказать о том, что среди двухсот политических партий, зарегистрированных Минюстом, лишь две имеют в своей программе чёткий и однозначный тезис о необходимости конституционного перехода к федеративной модели устройства Украины, - констатировал эксперт.

Что касается культурно-языковой специфики полуострова, он уверен, что сегодня защита прав русских и русскоязычных граждан, проживающих в автономии, невозможна в полном объёме с помощью того арсенала средств, который предложен действующим законодательством унитарной Украины.

- Не меняет ситуацию и закон Кивалова-Колесниченко «Об основах государственной языковой политики», - считает он. - Парадокс заключается в том, что закон базируется на европейских принципах демократии и федерализма, уважения прав региональных сообществ.

По словам Афанасьева, в реалиях унитаризма местные бюджеты не имеют реальных возможностей по финансовому обеспечению программ поддержки функционирования и развития русского языка.

- Государство не увеличивает заказ на подготовку преподавателей русского языка и литературы, региональные учебные пособия для школ проходят обязательное утверждение в профильном министерстве в Киеве. По-прежнему вся министерская переписка с вузами в русскоязычном Крыму ведётся исключительно на украинском языке. Государственная служба, избирательный процесс, банковское дело, налогообложение, лицензирование, нотариат, Вооружённые силы по-прежнему сохраняют приоритет на использование лишь одного языка - украинского. В подобных условиях закон «Об основах государственной языковой политики» будет эффективно работать лишь вкупе с федерализацией Украины, - резюмировал эксперт.

Александр ДРЕМЛЮГИН.