Владимир Хотиненко: Главный мой интерес - Россия

16 Октябрь 2012 501

На закончившемся недавно в Ялте тринадцатом Международном телекинофоруме «Вместе» жюри конкурса «Телевизионные игровые фильмы» возглавлял народный артист России Владимир Хотиненко, один из самых известных и успешных современных мастеров киноэкрана - актёр, режиссёр, сценарист, заведующий кафедрой режиссуры Всероссийского государственного университета кинематографии, преподаватель режиссуры игрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Ни один из его фильмов не прошёл незамеченным не только у кинокритиков, но и у зрителей. И, несмотря на то, что на престижных фестивалях картины Хотиненко получают призы, каждая вызывает горячие споры, неоднозначные и даже диаметрально противоположные оценки: одни принимают с восторгом, другие не принимают вовсе. Так было и с «Мусульманином», и с «Попом», и с «Достоевским». Скорее всего, такая же участь постигнет и «Бесов», к съёмкам которых приступил режиссёр. Но такое впечатление, что его это мало волнует. А так ли это, выясним у него самого.

- Владимир Иванович, помнится, вы утверждали, что никогда не возьмётесь за экранизацию классики. И вдруг - «Бесы»...

- Я действительно пламенно, страстно, аргументированно обещал никогда не экранизировать классику. Потому что мне совершенно туда нечего добавить. Это всё равно, что подойти к Давиду Микеланджело и начать его ковырять. Но когда мне предложили снимать «Бесов», не раздумывал, хотя это не в моих правилах. Согласился сразу, а потом испытал ужас, в котором пребываю до сих пор.

- Сыграл, наверное, определённую роль фильм «Достоевский»?

- Безусловно. Если бы я не снял сериал о Достоевском, не взялся бы за «Бесов». Мне захотелось ещё немножко пообщаться с Фёдором Михайловичем - привык к нему за два года. К тому же «Бесы» - вещь исключительная. И прежде всего по актуальности звучания. Мы ведь все одержимы бесами, заражены бациллой бесовской.

- Сериалом довольны?

- Да. Это не означает, что там всё безошибочно, но я сделал то, что хотел. Несмотря на то, что достоевсковеды от возмущения просто взлетали. Я знал всё, что они скажут, когда снимал. Но я чётко знал, чего хочу.

- А у вас всегда получается так, как хотите?

- Да нет, конечно. Идеальный фильм, из всего мною снятого нравящийся мне безоговорочно, - это «Кузнечик», который идёт пять минут тринадцать секунд.

Фильм был показан на мастер-классе, который режиссёр провёл на телекинофоруме. Это не просто мини-короткометражка, а кинопритча с пронзительной интонацией, свойственной картинам Хотиненко, но здесь она превратилась в квинтэссенцию всего его творчества, направленного на пробуждение в людях добра, любви, милосердия.

Сюжет фильма прост. Мальчонка лет семи-восьми, судя по одёжке и выражению поцарапанного лица, далеко не благополучной судьбы, в зябкий зимний день, прогуливаясь по довольно несимпатичной местности, от нечего делать пинает попавшийся под ноги спичечный коробок. Потом вдруг зачем-то открывает его и видит безжизненного кузнечика, погибшего от холода. Подносит коробку к губам и начинает дышать на замороженное тельце.
И происходит чудо: кузнечик зашевелился. Мальчишка бережно берёт коробку в ладони, продолжая согревать ожившее существо. Надо видеть, как просветляется и одухотворяется лицо парнишки, в первых кадрах казавшегося не очень-то смышлёным и симпатичным.

- Фильм был снят для благотворительного аукциона, деньги от которого пошли на помощь больным детишкам, - пояснил автор. - Фильм заработал 55 тысяч евро. Для меня он стал очень важным.

- Наверное, так можно сказать и о других картинах. А этапными считаете какие?

- Да каждый фильм в определённом смысле этапный. Взять хотя бы «Паломничество в вечный город». Это очень серьёзный совместный проект Ватикана и Православной церкви о первомучениках, который снимался в Риме. Фильм имел очень хороший резонанс. Но мне он принёс ещё и очень большую личную выгоду: узнал то, чего не узнал бы без него никогда. Очень люблю этот фильм.

«Паломничество в вечный город - первый документальный фильм Владимира Хотиненко. Он состоит из пяти частей. Первая посвящена апостолу Петру, текст читает известный польский режиссёр Кшиштоф Занусси. Во второй серии Владимир Машков рассказывает об апостоле Павле. Юрий Соломин в третьей повествует о первых христианских мучениках. Далее вступает в разговор Ирина Купченко, рассказывающая о первых христианках.
И завершает картину Никита Михалков, повествующий об императоре Константине и императрице Елене, прекращении гонений и становлении христианства как официальной религии.

- Вы пришли к этой теме как член Патриаршего совета по культуре?

- Нет, это было раньше. И отказывался сначала, потому что не знал, как это делать. Я вообще не был тогда сторонником духовных тем. Спасибо жене Танечке. Она сказала: берись, не гневи Бога, а то вдруг кто-то другой возьмётся и сделает это плохо. Она - мой главный советчик, редактор всех моих картин. У неё очень богатый опыт: два года преподавала в Кембридже, сейчас ведёт предмет «Зарубежное кино» во ВГИКе.

- Вас не огорчило недопонимание критиками и зрителями фильма «Поп»? Как думаете, почему это произошло?

- Думаю, одна из причин в названии, которое я изменил, о чём жалею. Первоначально картина назвалась «На реках Вавилонских». Но на первом канале уговорили назвать «Поп», что у многих вызвало отторжение.

- Почему «На реках Вавилонских»?

- Потому что в сто тридцать шестом псалме Псалтыри Ветхого завета, рассказывающем о тяжёлой судьбе евреев, томившихся в вавилонском плену, есть пронзительные слова: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе». А ещё в нём описываются варварские методы ведения войны. Он нас предупреждает: с грехом надо бороться в самом зародыше, когда он появляется только в помыслах и подспудных желаниях, которые являются «младенцами» «дщери вавилонской». Удалившиеся из-за своих грехов и страстей от Бога становятся пленниками пороков. Если помните, в картине звучит прекрасная музыка Верди - хор рабов из оперы «Набуко», а в финале - композиция ансамбля «Boney M» «Rivers of Babylon» - символическое завершение драматической истории. Не надо было название менять.

- Некоторые усмотрели в картине некую лубочность, излишнюю красивость. Даже священнослужители говорили, что батюшка ваш слишком идеальный.

- Я с этим не согласен. Это было концептуальное решение - показать человеческие мерзости на фоне красоты природы. А священникам хорошо сказал святейший: так вы стремитесь к этому.

- Вы сразу определили на эту роль Маковецкого?

- Нет, не сразу. Нина Усатова была с самого начала, а вот пару ей подобрать не мог. Маковецкий появился опять же благодаря жене, которая настояла, чтобы я попробовал его на эту роль.

- Попали, что называется, в яблочко. Как и с Лизой Арзамасовой, ставшей для всех открытием после телемыла. Она совершенно неожиданно раскрылась как очень глубокая актриса.

- Для меня самого она стала откровением. По сценарию играть должна была более взрослая девочка. Но когда увидел на пробах Лизу, переделал сценарий. Потом я её в Достоевском снимал и ещё буду снимать. Совершенно чудесное явление.

- А вообще вы актёров сразу намечаете, берясь за новую картину?

- У меня есть как бы свой «театр». И если заинтересовал сценарий, сразу смотрю, на какие роли подойдут мои артисты. А уж если их не хватает, ищу на стороне.

- Главные роли - любимчикам, стало быть?

- Можно и так сказать. Но это у нас называется «золотой список».

- В него, конечно, входят Нина Усатова, Сергей Маковецкий, а кто ещё, если не секрет?

- Евгений Миронов, Марат Башаров, Саша Балуев, Чулпан Хаматова - это актёры с большим диапазоном. За что и люблю.

- Сейчас все говорят о кризисе кино. Если не брать во внимание финансовые трудности, что имеется в виду?

- Кризис идей. Фильмы снимаются ни про что. В нашей культуре всегда была идея - смысл существования человека на грешной земле. Сейчас этого нет. Хуже того - исчезает человек как творение божественное, как носитель красоты. Сейчас человек в кино - это носитель мерзости. Всяческой. Одно дело, когда человек преодолевает это, на что-то выходит. Нет, начал мерзостью и закончил мерзостью. Такого в нашей культуре не было до недавнего времени.

- Сплошная «чернуха», как теперь говорят.

- Вот именно. Это и есть кризис. Картины, конечно, могут быть разные, и такое кино не запретишь. Если уж рвется из души художника, что ж поделаешь... Но когда это становится основным содержанием, то это уже кризис. Для меня во всяком случае. А ведь именно такое кино поднимается, оно - основное на всех кинофестивалях.

- Не просто поднимается - довлеет...

- То-то и оно. И под такое кино начинают все подстраиваться. Потому что только такие фильмы берутся на международные фестивали. Только такие оцениваются критиками. Поэтому люди делают вывод: покупается это, значит, надо делать так. Не могу себе вообразить, как бы сейчас жил Василий Макарович Шукшин. Мне кажется, он сошёл бы с ума. Или запил.

- Но вы же не сошли с ума и не запили.

- Я всё-таки не совсем Василий Макарович Шукшин. Он, мне кажется, острее воспринимал жизнь.

- Когда есть время и желание, чьи фильмы смотрите? Или не смотрите вообще?

- Стараюсь отсматривать всё, что снимают отечественные и зарубежные коллеги. Для этого на фестивали и езжу. А если для души... Таких немного. «Андрей Рублёв», «Калина красная» и вообще всё Шукшина, «В бой идут одни старики» бесконечно могу смотреть. Фильмов десять-двенадцать наберётся.

- Во ВГИКе вы преподаёте на высших курсах, куда приходят люди с образованием. Есть среди них талантливые?

- И немало. Поэтому я и бьюсь за программу «Дебют» на всех фронтах, включая парламент.

- То есть пытаетесь выбить деньги на дебютные картины?

- Да, потому что это очень важно. У нас пока хватает только на пять дебютов в год. А во Франции, к примеру, девяносто дебютных лент в год снимается. Аудитория-то в кинотеатрах сплошь молодёжная, по отношению к фильмам старшего поколения агрессивная. Поэтому и надо дать возможность молодым поговорить со сверстниками. Может, тогда всё и наладится.

- Кто из ваших учеников наиболее успешен?

- Александр Котт - «Брестская крепость», его брат-близнец Владимир - «Муха», «Громозека», Андрей Кавун - «Кандагар», Коля Хомерики - «Сказка про темноту», «Сердце бумеранг», «Ночь длиною в жизнь», «Шторм», «Синдром дракона», Анна Фенченко - «Пропавший без вести». Их картины противостоят кризису, о котором мы говорили. Это и надо смотреть.

- Что вам наиболее интересно на данном этапе жизни и творчества?

- Меня интересует Россия и больше на самом деле ничего.

Цитаты из Хотиненко

«Если человек - атеист, это его отрицательно характеризует. Для меня это недостаток». «Мифы всегда устойчивее истории». «Не люблю, когда хвалят: не знаю, как на это реагировать. Когда ругают - есть о чём говорить». «Поп» - история человека, а не кино о религии или истории».

* * *

Крёстным отцом Владимира Хотиненко в кино стал Никита Михалков, взявший его ассистентом на картины «Несколько дней из жизни Обломова», «Пять вечеров», «Родня». Высшие курсы режиссёров и сценаристов, на которых теперь сам преподаёт, подпитали практика необходимыми теоретическими знаниями.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.