Лев Голицын: «Нужно сплотиться, чтобы создать богатство»

12 Октябрь 2012 743
Лев Голицын.
Лев Голицын.

В эти дни в Крыму проходят Дни Голицына, посвящённые основателю Дома шампанских вин «Новый Свет». Князь Лев Голицын по праву считается родоначальником русского виноделия. Его заслуги были оценены ещё при жизни его современниками. Свидетельство тому - празднование 25-летия его деятельности на ниве виноградарства и виноделия. Проходило чествование в октябре 1903 года в Новом Свете. 11 октября Лев Голицын обратился с речью к приехавшим чествовать его гостям. По некоторым сведениям, эту речь он произносил, выпивая шампанское, произведённое на его заводе, из бокала розового хрусталя, подаренного ему гостями из Москвы. В том же 1903 году речь Льва Голицына с сокращениями была напечатана, вероятно, в журнале «Крымское виноградарство и виноделие». Более точно узнать источник не удалось. Перепечатка этой статьи без указания названия журнала была предоставлена в отдел агитпрома Крымского обкома партии лично для первого секретаря обкома П. Ф. Тюляева в октябре 1944 года. Зачем понадобилась речь князя первому секретарю обкома, неизвестно. Но хранится она с тех пор в фонде архива обкома партии, в отделе агитпрома. Уже прошло почти 110 лет с тех пор, а некоторые высказывания князя Голицына актуально звучат до сих пор. История сделала очередной виток, и мы теперь имеем возможность познакомить наших читателей с мыслями первого русского винодела князя Льва Голицына.

Обращение к русским виноградарям
и виноделам

В жизни есть известные предания, известные приёмы, которые принимаются в расчёт, когда хотят кого-нибудь чествовать. Вступает на службу человек - его чествуют, оставляет её - его чествуют, получил человек коллежского регистратора - его чествуют, а если получил Станислава - и подавно. Вот и со мной случился такой пассаж.

Оказывается, что третьего дня ровно 25 лет как я сделал первое Бордо или первую бурду, и вот со всей России сошлись меня чествовать: Крым, Херсон, Кавказ, Москва, Петербург, Казань пришли смотреть на моё сияющее лицо, пришли с похвальными адресами по моему адресу. Я их всех выслушал. Прекрасно написано. Уж больно, господа, вы умеете хвалить: это сделал и то, одним словом, за всё должен вам только сказать «спасибо».

Но я доволен, что вы приехали не для того, чтобы слушать ваши речи, которые, по правде сказать, мне ужасно надоели, но чтобы с вами поговорить, вам показать, что было сделано и подумать с вами, как идти вперёд. Мы все, господа, верим в русское виноделие, это будущее богатство России, но нам нужно сплотиться, чтобы создать это богатство. Если наше поколение этого ещё не достигло, то нашим детям во всяком случае будет открыт горизонт, что делать, так как мы им укажем путь и дадим метод.Наша слабость заключается в том, что мы себе не верим. Читаем иностранные рецепты, мы слушаем иностранных специалистов. И вместо критики - перед ними отступаем с благоговением. Да разве иностранец желает, чтобы наша промышленность возникла, чтобы мы ему явились конкурентом на всемирном рынке... никогда! Возьму пример: в шестидесятых годах прошлого столетия наместник Кавказа, видя, что виноградарство составляет богатство края, желал поставить дело на рациональных началах, ничто для этого не жалея. Он обратился в Министерство земледелия Франции и просил его в виду массы виноградников на Кавказе послать ему именитого виноградаря, чтобы дело поставить как следует, дабы русские вина могли бы конкурировать с французскими. Встрепенулся и наш министр и письмо наместника отправил в Бордо для обсуждения и принятия нужных мер для его исполнения. Синдикат бордоских торговцев собрался, и они решили, что господин «Г» должен помочь создать должное русское виноградарство. Ему было назначено приличное жалование, и он приехал на Кавказ, чтобы начать устройство казённых училищ в Вилищике и Кизляре. Приехав же в Кахетию, он нашёл обрезку виноградников самой безобразной. Собрав кахетинских помещиков, он им прочёл длинную лекцию о вреде поливки, слишком короткой обрезки, что всё это варварство и что он их выучит. Через два года виноградник пропал. Тогда господин «Г» отправился в Кизляр. Собрав местных землевладельцев, он им прочёл целый трактат о том, что во Франции, в Бордо, никогда виноградник на зиму не закапывается, что так как они поступают в Кизляре, могут поступать только дикие народы. Удивлённые местные виноградари только молчали при потоке его красноречия и хотели возразить, да не посмели. Зимой весь казённый виноградник замёрз.

Сделав своё дело на Кавказе, он приехал в Крым. Поступил к тогдашнему городскому голове и убедил его, что так сажать виноградники, как делают в Крыму местные жители, - абсурд, что нужно сажать виноград не на ровных местах, не на покатостях, а на самой большой крутизне и непременно делать глубокий плантаж. Как не послушаться такого человека, француза, выписанного русским правительством. Были выбраны самые крутые места, произведён глубокий плантаж, засажены виноградники. Прошёл хороший дождь, и весь плантаж сошёл в долину.

Ему отказали. Уезжая, он заявил, что только во Франции может быть хорошее вино и что в России такого быть не может.

Простите, господа, что я выхожу за рамки ответной речи... Но мы приехали сюда не для того, чтобы выслушивать похвалы... Разве иностранец может любить нашу родину больше своей? Получать хорошее жалование, составить себе капиталец, вернуться к себе и посмеяться над нами... Разве все иностранцы, которых привёз князь Воронцов, что-нибудь создали? Разве все торговцы, которые нажили миллионы в России, подумали о русском виноделии? Никогда! Вот, господа, в эти дни, великие для меня, великие потому, что впервые вижу около себя одновременно стольких единомышленников, любящих русское виноделие, а потому считаю своим долгом оградить вас от этого увлечения.

25 лет назад, когда я приехал в Крым, большинство сортов имело ошибочные, фальшивые названия от неверного перевода иностранных книг. Путаница была неимоверная. Даже Магарачское училище, Ливадия и Удельное имение Абрау - продавали чубуки под фальшивыми названиями: Каберне назывался Пти-Вердо, Мильбек - Мерло, Алиготе - Пино-блан, Мурведр - Пино-флери и т. д. Если сажать репу и получить морковь, остаётся только удивляться, как под влиянием крымского климата редис превращается в хрен...Чтобы получить хорошее вино, нужны многие факторы (свои сорта, знание и правильное использование почв, крымского климата и т. д.), а главное нужно создавать людей. Сколько будет стоить человек (знающий виноградарь), столько будет стоить и вино. Значит, возьмёмся за дело - будем помогать русскому виноделию. Если я что-либо и сделал для этого, то уже это время прошло... Давайте все вместе работать без отдыха, без передышки, насколько у нас хватит сил для создания совершенного виноградарства, будем, как Антей, который, прикасаясь к своей матери земле, всегда черпал от нея новые силы.

Господа, поднимаю бокал за русского государя, который нас поддержит в этом направлении, и за Русь, которую мы обязаны для осуществления его идей сделать богатой. Второй же бокал за исполнителей этой мысли, за вас, господа. Я кончаю приветствие моё словами: «За работу!».

Материал предоставлен редакции научным консультантом группы
«Реабилитированные историей», кандидатом исторических наук
Нинель КОЗЛОВОЙ.