«Наследники» Афанасия

10 Октябрь 2012 897

Вчера наши друзья и партнёры из Крымской дирекции «Укрпочты» отметили профессиональный праздник - Всемирный день почты. Впрочем, у крымских почтовиков в октябре ещё одна памятная дата - 224 года назад 13 октября в Симферополе открылась первая почтовая контора Таврической области. Почта, существовавшая на Руси с конца XVII века, официально пришла на крымскую землю.

От гона до станций

Плакаты, газеты, почтовые марки, открытки, конверты, фотографии - история почты бережно хранится в музее на территории Симферопольского почтамта Крымской дирекции «Укрпочты».

- Вообще-то возраст почты на Руси можно отсчитывать с X века, - рассказывает Михаил Сосин, начальник отдела маркетинга Симферопольского почтамта, - с введения особого вида повинности - «повоза», когда людей в разных регионах обязывали выделять княжеским гонцам лошадей с повозками. Затем возникла ямская гоньба - служба для пересылки корреспонденции по гонам (перегонам). Опять же с помощью лошадей - для их содержания создавались особые территории в населённых пунктах - «ямы», там же жили ямщики. В конце XVII века возникла уже государственная почтовая служба, регулярная и узаконенная специальными положениями. Её родоначальником стал Афанасий Ордин-Нащокин - военный, дипломат, канцлер Московского государства, знаменитый и тем, что первым конвертировал рубль, установив через перевод векселей заграничный денежный курс для России, построил первый русский боевой корабль «Орёл». Изображение этого неординарного человека, в конце жизни постригшегося в монахи, есть на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Корреспонденцию по-прежнему перевозили на конных экипажах, но лошадей уже меняли на станциях - они находились, как правило, на расстоянии дня пути друг от друга, с учётом, что почтари (так теперь называли ямщиков) преодолевали около 100 вёрст (приблизительно 100 километров). Кстати, слово «почта» в переводе с латинского и означает «станция в пути». К концу XIX века на полуострове было 42 станции. К слову, в Симферополе сохранилось одно из зданий почтовой конной станции - на бульваре Ленина, 11, где сейчас отдел милиции. Появилось оно с открытием в 1874 году участка железной дороги от станции Лозовой до Симферополя: почта поступала по ней, а конные экипажи доставляли дальше по городу, Крыму. У почтарей появилась и униформа - кафтаны зелёного цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна, позже - нагрудная медаль-бляха с «двоеглавым орлом». Через плечо - почтовый рожок для оповещения о движении кареты.
С тех пор он считается символом почты.

От веса и расстояния

Первая почтовая контора на территории полуострова открылась в начале 1780-х годов в Феодосии, но отсчёт времени крымская почта ведёт всё-таки с появления главной конторы Таврической губернии в Симферополе.

- Располагалась она в районе нынешней улицы Некрасова, - продолжает экскурсию Михаил Александрович, показывая копию указа об образовании в Симферополе почты. - Работали в ней всего пять человек. Переписка была в основном деловая, доставляли её сначала два раза в месяц, потом два раза в неделю конными экипажами по почтовым трактам. Но пользовались такой услугой лишь обеспеченные люди да государственные мужи. Во-первых, обучены грамоте, а во-вторых, отправить послание было делом затратным и хлопотным. Письмо того времени - несколько раз сложенный лист бумаги, на одной стороне которого написан текст (он должен быть внутри сложенного письма). Одна сторона письма опечатывается сургучом, на другой указываются адрес и данные получателя. Никакого конверта. «Куверты» (французское звучание) появились лишь в середине XIX века, тогда же, когда и уличные почтовые ящики. Отнести письмо надо было на почту, где все отправления регистрировались в журнале - «Почтовом протоколе», к каждому составлялась почтовая карта, через какие станции и города доставлять. Доставку и страховой сбор надо было оплатить наличными (марок ещё не было), в зависимости от ценности, веса письма и расстояния пересылки. Обходилось это дорого: за письмо в Феодосию, к примеру, около 30 копеек, в Санкт-Петербург - более 2 рублей, при том, что пуд (шестнадцать килограммов) овса стоил около 12 копеек.

Всё изменилось с 1844 года, когда ввели единый тариф пересылки: за единицу расчёта взяли вес письма - 12,8 грамма (лот) - 10 копеек. Эту цену указали и на первой почтовой марке, появившейся в 1858 году, автор эскиза - гравёр Франц Михаель Кеплер.
В музее хранится увеличенная копия прямоугольника с изображением короны и двуглавого орла.

- Марку можно было купить на почте и самостоятельно наклеить на конверт, - продолжает Михаил Сосин. - Если после взвешивания на почте вес письма превышал 12,8 грамма, покупались и доклеивались новые марки. Традиционный ныне круглый штемпель с указанием даты и города отправления, которым гасились марки, появился в конце XIX века, до этого марки погашались крест-накрест чернилами.

Постепенно востребованность почты среди простого люда росла: через почту стали доставлять газеты, отправлять телеграммы, появились почтовые карточки - открытки, из Симферополя корреспонденция уходила уже дважды в день, и маленькое здание уже не вмещало расширившийся штат сотрудников.

Новые здания

В конце XIX века для губернской почтовой конторы город выкупил здание (на его месте сейчас памятный знак в честь 200-летия Симферополя) в Гимназическом переулке. Чем была почта для тогдашнего Симферополя и Крыма, можно судить хотя бы по новому названию переулка - Почтовый (ныне Совнаркомовский). Кстати, сейчас Почтовая улица есть в столичном микрорайоне Белое и в посёлке Гвардейском Симферопольского района.

- Востребованность почты возрастала, - продолжает Михаил Сосин, - известно, что лишь в 1910 году через губернскую почту прошло более 3,2 миллиона писем. Кстати, в зависимости от вида разносимой корреспонденции сотрудников конторы делили на письменосцев (разносили местные письма) и почтальонов (иногородние). Увы, это здание почты не пережило фашистскую оккупацию. В 1944 году под главный городской почтамт отдали здание бывшего Всесоюзного текстильного синдиката на углу улиц Карла Маркса и Серова (сейчас здесь выставочный зал крымских художников).

В память о тех временах на музейных стендах множество фотографий из частных коллекций: почтовые конторы Крыма, почтальоны, служившие до и после революции, Великой Отечественной. Как символ многолетней дружбы «Крымской правды» и почты - №70 газеты (ещё «Красного Крыма») за 1927 год и заметка из газеты за 1940 год о награждении лучших связистов. 30 лет назад у Симферопольского почтамта появилось новое здание - специально построенное на улице Розы Люксембург (Александра Невского), 1. В начале этого года после капитального ремонта открылись два его операционных зала.

В век Интернета и мобильной связи история почты продолжается. За месяц через столичный почтамт проходят десятки тысяч писем - популярна деловая переписка. Увы и зря, но личная ведётся уже не в тех объёмах. А ещё люди по-прежнему выписывают газеты и журналы, приходят на почту, чтобы оплатить коммунальные услуги, отправить посылку, заказать билеты, воспользоваться услугой курьерской доставки - почта идёт в ногу со временем. И каждый день тысячи крымчан с нетерпением ждут, когда в почтовый ящик опустят газету или знакомый голос у калитки скажет: «Вам письмо!» или «Пенсию принесли». И словно привет из тех времён, когда почта только зарождалась в Крыму, смотрит с эмблемы здания почтамта голубка, изображённая на фоне земного шара рядом с почтовым рожком.

Крымские марки

Первая типографская марка, выпущенная на полуострове, напечатана Марком Львовичем (Мордух Лейба) Грабовецким (отцом художника «Крымской правды» Эммануила Грабовецкого) в 1919 году. Идея выпуска принадлежит Матвею Сулькевичу, председателю Крымского краевого правительства. На ней изображён герб Таврической губернии. Первая почтовая марка с крымской тематикой выпущена в СССР в 1933 году в серии «Народы СССР» - «Татары Крыма». На рисунке два татарина ломают табак. Номинал марки - три копейки. Через пять лет появилась серия марок «Виды Крыма и Кавказа». Крымские: «Ялта» (5 и 15 копеек), «Ласточкино гнездо» (15 копеек), «Алупка» (40 копеек), «Гурзуф» (50 копеек), «Крым» (80 копеек), «Ай-Тодор, Ласточкино гнездо» (1 рубль).

А вы в курсе?

Почтовые дилижансы перевозили не только корреспонденцию и посылки, но и пассажиров. Проезд и провоз 8 килограммов багажа стоил рубль (для сравнения, медвежья шкура - 2 рубля). При почтовых станциях открывали постоялые дворы, где путники могли переночевать и поесть за отдельную плату.

Бдительность

С первого десятилетия прошлого века появился аналог заказного письма - почтальонам предписывалось вручать письмо исключительно адресату, чтобы не могли воспользоваться мошенники. Заботились и о безопасности почтальонов, правда, как встарь, им уже не выдавали оружие, зато дворникам предписывалось «брать под охрану почтовых чинов, являющихся в дом для вручения писем и посылок».

Кстати

Это сейчас мужчина-почтальон - в диковинку, а раньше наоборот, ведь приходилось управляться с лошадьми и охранять почтовый груз (письма, посылки, деньги). Учитывая сложность работы, почтари освобождались от воинской повинности. Первые женщины-почтальоны появились лишь в 1909 году.

На фото: почтальон начала XX века и создатель почты Афанасий Ордин-Нащокин на советской и российской марках; довоенное здание Симферопольского почтамта, что находилось на месте нынешней стелы к 200-летию Симферополя в сквере имени Дыбенко.

Наталья ПУПКОВА.

Фото автора и с сайта www.simfion.net