Путь к халифату

5 Октябрь 2012 654

Наша газета одной из первых предупреждала об опасности распространения исламского фундаментализма. С тех пор исламские организации фундаменталистского толка при щедром финансировании из-за рубежа успели прочно обосноваться на территории полуострова и обзавестись немалым количеством сторонников.

Вторая стадия

Год назад мы рассказывали читателям об исламском факторе на Украине в связи с громким делом банды Дикаева, состоявшей из религиозных экстремистов («Мы медленно спустимся с горы...», «Крымская правда» от 3.11.2011 г.). Прошедший в конце сентября в Симферополе митинг протеста против демонстрации американского фильма «Невинность мусульман», оскорбляющего религиозные чувства верующих, показал, что численность крымских сторонников исламской партии Хизб-ут-Тахрир, выступающей за создание всемирного халифата, измеряется уже не сотнями, а тысячами человек. В ряде стран мира, в том числе в России, деятельность этой партии запрещена, но на Украине Хизб-ут-Тахрир представлена вполне легально. Стоит отметить, что противозаконной деятельности украинская организация Хизб-ут-Тахрир не ведёт, уделяя основное внимание пропаганде своих идей, которые имеют мало общего с традициями местных мусульманских общин.

Речь идёт не только о разнице в подходах к толкованию религиозных догм. Так называемый «исламский фактор» на Украине уже много лет представлен не только религиозными и культурно-просветительскими, но и политическими организацими фундаменталистского толка. Наиболее мощная из них - политическая партия Хизб-ут-Тахрир.

Мнения и оценки

Хотя Хизб-ут-Тахрир позиционирует себя как политическая партия, а не религиозная секта, в Духовном управлении мусульман Крыма весьма обеспокоены ростом влияния конкурентов в среде верующих.

- Как политическая сила они стремятся к власти. Поэтому им нужен подиум для распространения своих идей. Отсюда попытки захвата мечетей, религиозных общин, должностей имамов, - отметил в ходе заседания за «круглым столом», прошедшего накануне протестного митинга в крымской столице первый заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов.

- Формально придраться к ним невозможно, - отмечает политолог Виктор Харабуга. - В России эта партия была запрещена потому, что её члены «отметились» на Северном Кавказе. На территории Украины террористической деятельности Хизб-ут-Тахрир не ведёт. Нет действий - нет и преступлений. А беспокойство меджлиса легко понять, ведь они конкуренты. Популярность меджлиса падает. Деятельная молодёжь уходит к радикалам, это объективный процесс. К тому же меджлис - пантюркисты, ориентированные больше на сотрудничество с Анкарой, в то время как «хизбы», условно говоря, «саудисты», связаны больше с арабскими странами. «Поздняя» реакция на провокационный фильм объясняется тем, что Хизб-ут-Тахрир в Крыму до сих пор предпочитал «не светиться» и избегал активных массовых действий от своего имени. Но не поддержать единоверцев в других странах они не могли. Хотя логичнее, конечно, было бы протестовать не в Симферополе, а в Киеве, под окнами посольства США.

«Кроме Ислама, ни одна система - будь то капитализм, социализм, коммунизм - не соответствуют природе человека. Все они являются измышлением людей, и сегодня уже ясно проявились их недостатки и ошибочность. Они не соответствуют принципам ислама. Поэтому принимать эти ошибочные взгляды, распространять их, призывать к ним и объединяться на их основе - харам  (великий грех). Объединение мусульман может быть основано только на исламских идее и методе. Объединение же на основе капитализма, коммунизма, социализма, национализма, патриотизма или масонства - харам. Соответственно мусульманам запрещено участвовать в создании и деятельности социалистических, коммунистических, капиталистических, национал-патриотических, клановых или масонских партий».

Официальный сайт Хизб-ут-Тахрир Украина.

- Крымские исламисты, безусловно, являются частью мирового исламистского движения, - отмечает политолог Владимир Джаралла. - В настоящее время можно сказать, что процесс их экспансии на полуострове завершён и наступил этап стабилизации. Несколько снизились активность и степень радикализма. Закончился и так называемый «период романтизма». Сейчас уже наблюдается расслоение: внутри исламистского движения идут процессы распределения ролей и полномочий. Радикалы уже занимают своё место в национальном движении крымских татар - общее количество сторонников можно оценивать лишь приблизительно, но оно уже превышает пять тысяч. Но, как показал недавно прошедший в Симферополе митинг, это уже вполне реальная сила. Обратившись к программе Хизб-ут-Тахрир, можно заметить, что всё идёт по плану. Немаловажно, что крымские члены Хизб-ут-Тахрир стоят на позициях крымскотатарского национализма, и они более радикальные националисты, чем меджлис. Однако при этом их религиозный радикализм значительно ниже, они куда менее агрессивны, чем, например, их единомышленники на территории России, где, в частности в Татарстане, ситуация уже стала угрожающей.
У нас наибольшими радикалами выступают главным образом «ренегаты», относительно недавно сменившие свои религиозные взгляды. Помните тезис «нет более ревностных католиков, чем новообращённые»? Он справедлив и в этом случае. Примером может служить банда Дикаева, ликвидированная около года назад. Но это был, скорее, случай «отступничества», нежели проявление активности именно партии Хизб-ут-Тахрир.

- Духовному управлению мусульман Крыма надо просто активнее работать среди мусульман. Вместо этого они, чтобы убрать конкурента, пытаются привлечь государство на свою сторону. Да, в ряде исламских стран эта партия запрещена, но там она везде является оппозиционной, поэтому власти ведут с ней борьбу, - заявил глава Республиканского комитета АРК по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Рефат Кенжалиев.

«Целью Хизб-ут-Тахрир являются возрождение исламского образа жизни и распространение исламского призыва по всему миру. Она включает в себя возвращение мусульман к исламской жизни, в исламском государстве и обществе, где все дела решаются на основе шариата, а взгляды на жизнь определяются халялом и харамом. Исламское государство - это халифат, где мусульмане выбирают халифа и дают ему клятву на верность с условием, что его деятельность будет основана на Книге Аллаха и Сунне Его Пророка (благословение и мир Аллаха ему), и ислам будет распространяться по всему миру через призыв и джихад».

Официальный сайт Хизб-ут-Тахрир Украина.

- Отсутствие терактов и жёстких акций не говорит об отсутствии опасности. Опасность существует, поскольку Хизб-ут-Тахрир планомерно движется к поставленной программной цели. Она известна. Показательно, что координационный центр Хизб-ут-Тахрир находится отнюдь не в арабских странах. Совпадение по времени провокаций, связанных с оскорблением религиозных чувств православных (выходка Pussy Riot) и мусульман (кощунственный фильм о пророке), также нельзя считать случайным. Но если не углубляться в конспирологию, главный вызов украинскому и крымскому обществу Хизб-ут-Тахрир бросает на идейном уровне. И внятного ответа на этот вызов в настоящее время нет. Подавляющее большинство наших политических сил подходит к проблеме исламского радикализма крайне эгоистично - либо пытаются использовать её ради сиюминутной выгоды, либо попросту игнорируют само наличие этой проблемы. Исключение составляет разве что Партия регионов, поскольку она как правящая партия несёт ответственность за процессы, происходящие в стране. Но регионалы привыкли действовать системно, им приходится решать массу сложных проблем, стоящих перед государством, и пока проблема исламского фундаментализма не стала первостепенной, ей не уделяется достаточно внимания.

Вызов времени

События в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Бахрейне, получившие общее название «Арабская весна», показали, что в результате «твиттерных» и «фейсбуковых» революций на авансцену выходят исламские радикалы. Они же выступают главной движущей силой этих переворотов. Если взглянуть на карту, идея воссоздания халифата уже не кажется такой утопической, как год назад.

В политике не бывает случайных совпадений. Искусственно раздуваемый западными либералами скандал с кощунственной выходкой Pussy Riot в храме Христа Спасителя и оскорбительный для мусульман американский фильм, вызвавший волны протестов и массовых беспорядков в разных частях света, почти совпали по времени. Интересно, что из Саудовской Аравии - главного союзника США в арабском мире и единственной страны, где ваххабизм имеет статус официальной религии, - сообщений о массовых протестах не поступало.

Интересно также, что активистки движения FEMEN, устроившие «крестоповал» в Киеве, спасаясь от уголовного преследования, переместились во Францию. На днях движение было официально зарегистрировано в этой стране. А немногим раньше Франция «приняла эстафету» от США, в результате выхода популярного журнала с карикатурой на пророка Мухаммеда на обложке.

- В силу особенностей ислама мусульмане реагируют на оскорбление своих святынь более агрессивно и жёстко, чем православные христиане. Эти особенности давно известны, в том числе и авторам провокаций. У каждого есть право на протест, - говорит Виктор Харабуга. - Если уж говорить об угрозах и опасностях, давайте отметим, что симферопольский митинг ведь прошёл достаточно мирно в отличие от некоторых акций, организованных меджлисом. Настоящая опасность в том, что одним позволено нарушать закон, а другим - нет. Закон должен быть один для всех. Почему незарегистрированная организация, именующая себя этническим «парламентом» (меджлис), много лет ведёт незаконную политическую деятельность, и правоохранительные органы её не пресекают? Меня лично гораздо больше пугает идея создания крымскотатарского государства в Крыму, а не халифата.

Пожалуй, главный вызов нашего смутного и нестабильного времени находится даже не в материальной, а в идеологической сфере. Общество сегодня остро нуждается в иных идеях, нежели идея стяжательства и бесконечного накопления бумажек с портретами американских президентов. Именно такую романтическую идею предлагает единоверцам Партия исламского возрождения. В этом основа роста её популярности. И адекватного (по степени романтизма, по масштабам и привлекательности) идеологического ответа на этот вызов пока нет.

Досье

Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами - «Партия исламского возрождения» - суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1953 году в Иерусалиме Таки уд-Дином ан-Набахани (Taki ud-Din an-Nabahani). Его идеи распространились в арабских странах Ближнего Востока, включая Ирак, Афганистан, Иорданию и Ливан, а также в Центральной Азии, России и европейских государствах, включая Великобританию и Германию. Основатели и современные лидеры партии настаивают на монополии своего религиозного знания и истинности идей, что вызывает критику даже со стороны других исламских движений арабского мира.

В настоящее время лидером партии является палестинец шейх Абдул Кадим Заллум (Sheikh Abdul Qadim Zallum), 1925 г. р., проживающий в Иордании.

В апреле 2003 года главой Хизб-ут-Тахрир был избран палестинец Абу Ясин Ата ибн Халиль ибн Ахмад ибн Абдулькадир Аль-Хатиб Абу Рашта. Центр стратегического планирования Хизб-ут-Тахрир находится в Лондоне.

Цель партии - воссоздание единого мусульманского государства - халифата, в котором действуют законы шариата. Все немусульманские народы будут обязаны платить дань халифату и за это станут пользоваться его покровительством. Если же немусульманские страны откажутся платить дань, то халиф может объявить им джихад. При этом насильственные действия возможны лишь после создания халифата.

Хизб-ут-Тахрир относит Крым к оккупированным мусульманским странам, которые халифат должен будет освободить от неверных.

Борьба за реализацию поставленных целей будет включать три стадии, на первой из которых формируется партийное ядро, на второй происходит активное взаимодействие с мусульманской общиной. Третья стадия начинается после установления исламского государства и включает среди прочего «миссию донесения ислама до остального мира». Партия не устанавливает сроков воссоздания халифата, рассчитывая в этом вопросе только на «помощь Аллаха».

После обретения независимости центральноазиатскими республиками деятельность Хизб-ут-Тахрир в этом регионе стала развиваться бурными темпами. Правительства Таджикистана, Киргизии и Узбекистана обвиняли членов Хизб-ут-Тахрир в терроризме и применяли к ним репрессивные меры.
В 2003 году Хизб-ут-Тахрир была признана террористической и запрещена на территории России.

Движение имеет жёсткую, хорошо организованную структуру. Каких-либо специальных требований для того, чтобы стать членом движения, помимо необходимости быть мусульманином и разделять идеологию Хизб-ут-Тахрир, не существует. Однако процесс обучения и подготовки новых членов занимает, как правило, несколько лет. Декларируется, что Хизб-ут-Тахрир не приемлет терроризма и обращается к народам через средства массовой информации.

Николай ФИЛИППОВ.