«Советская луна»

55 лет назад Советский Союз первым в мире вывел на орбиту искусственный спутник Земли

4 Октябрь 2012 640
Фото с сайта: www. nnm.ru

«Бип-бип-бип» - доносилось с высоты более 900 километров. И за крохотной звёздочкой, двигающейся в тёмном небе, следил весь мир. Свершилось то, что казалось фантастикой: творение рук человеческих проникло в космос. Благодаря Советскому Союзу! Огромная страна, ещё не до конца оправившаяся после Великой Отечественной войны, выиграла очередную битву: как в 1945-м, вопреки планам США советские солдаты первыми ворвались в фашистский Берлин, так и в 1957-м, сорвав надежды американцев, советские люди первыми открыли космическое пространство.

Это сейчас более шести тысяч спутников кружит вокруг Земли. Около тысячи действующих: правительственных, гражданских, военных, коммерческих - для метеорологических, научных наблюдений, разведки, навигации, связи - и более пяти тысяч уже бездействующих, пренебрежительно называемых космическим мусором. И сообщения об очередном запуске уже никого не удивляют.

Тогда же советский прорыв стал мировой сенсацией. Негласную битву за космос СССР и США начали сразу после Великой Отечественной и «поигрывания» созданными атомными бомбами.
У нас за воплощение идеи отвечал Сергей Королёв, у американцев - Вернер Браун. Толчком к ускорению работ по созданию первого искусственного спутника Земли стало обращение в 1954 году оргкомитета Международного геофизического года к ведущим мировым державам с просьбой рассмотреть возможность запуска спутника для научных исследований. Первой о намерении в ближайшее время запустить спутник заявила Америка, Советскому Союзу отставать было нельзя. Во главе с Сергеем Королёвым учёные Михаил Тихонравов, Мстислав Келдыш, Николай Лидоренко, Борис Черток, Владимир Лапко, Борис Чекунов и другие работали над созданием «объекта «Д» (вес 1400 килограммов, научной аппаратуры 300 килограммов). Определено место старта - созданный двумя годами ранее для запуска баллистических ракет научно-исследовательский испытательный полигон - ныне знаменитый Байконур в Казахстане.

Кстати, первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету создали тоже в СССР и удачно запустили 21 августа 1957 года. Этот же год выбрали и для запуска первого спутника. Он должен был стать подарком советским людям к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Однако к концу 1956 года выяснилось: подготовить «Д» в срок не получится. Королёв и Тихонравов решили сделать небольшой простейший спутник - ПС-1.

Две полусферы из алюминиевого сплава, соединённые 36 болтами и начинённые блоком питания, радиопередатчиком, датчиками температуры и давления; четыре штыря двух антенн, дающие равномерное излучение во все стороны. Таков ПС-1. В пятницу, 4 октября 1957-го, в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени стартовала ракета. Менее чем через 5 минут её центральный блок вместе с искусственным спутником был выведен на орбиту. Ещё через 20 секунд от центрального блока отделился спутник и выдал в эфир первые «бип». И тут же разлетелось сообщение Телеграфного агентства Советского Союза, подхваченное информагентствами мира: СССР открыл для человечества космическое пространство. Люди, говорящие на разных языках, учили русское слово «спутник».

На связи Крым

«Он техники советской достижение!/ Победа наша, гордость наша он!/ Мы первые! Нам честь и уваженье/ От всех народов и племён!» (Сергей Сергеев-Ценский) «Он разведчик в Космосе пока./ Смотрят озадаченные звёзды на него не так уж свысока! (Илья Тарло). «Отчизна гордости полна своим заоблачным питомцем!/ Летит советская луна, и удивлённо смотрит солнце» (Владимир Орлов). Эти строки крымских писателей и поэтов 55 лет назад публиковала наша газета. Полуостров не остался в стороне от космического триумфа СССР. Ведь путь в небо Сергей Королёв начинал ещё от Коктебеля, когда в сентябре 1927 года принял участие в слёте планеристов. Чуть позже появятся у нас пункт управления межпланетными станциями на склонах горы Кошка близ Симеиза, научно-измерительный пункт в Школьном под Симферополем, Центр дальней космической связи в Мирном под Евпаторией. А тогда, в октябре 1957-го, первые наблюдения за спутником с помощью светосильных трубок-телескопов вели во главе с Серафимой Васильевой около 20 специалистов Крымской астрофизической обсерватории, открытой годом ранее в посёлке Научном под Бахчисараем. Первое прохождение спутника они засекли через несколько часов после запуска. Следили за первым и последующими спутниками и обычные граждане.

- Каждый вечер, после того как сообщили о запуске спутника, мы, детвора и взрослые, выходили на широкий перекрёсток улиц в нашем «старом городе», становились кругом и напряжённо всматривались в небо, - рассказывает жительница Симферополя Нина Данилова. - Счастливчиком считался тот, кто первым замечал крохотную движущуюся точку. На несколько кварталов, наверное, были слышны наши крики: «Спутник! Спутник!». Выскакивали уже все жильцы ближайших домов. Из рук в руки передавался военный бинокль соседа-фронтовика, чтобы лучше рассмотреть летящую в небе точечку. Радости людской не было предела, все поздравляли друг друга с нашей космической победой.

Крымчане не только наблюдали за спутником, но и слушали его. Радиосигналы были доступны с интервалом 0,3 секунды в течение двух недель после запуска. Ловили их наряду со специалистами и обычные радиолюбители. «Первым среди крымских радиолюбителей принял сигнал Олег Дрига. Сигнал зафиксировали и симферопольские коротковолновики Александра Свинарёва, Юрий Вахлин, - писала 8 октября 1957-го «Крымская правда», - В областном радиоклубе ДОСААФ у радиостанций дежурят днём и ночью. Сигнал принят уже 30 раз».

Менее чем через месяц, 3 ноября 57-го, Советский Союз запустил второй спутник. Вес научной лаборатории составлял более 508 килограммов. И впервые в космос запустили живое существо - собаку Лайку. Увы, возвращать космонавтов на Землю тогда ещё не научились: Лайка прожила всего 4 из 2370 витков спутника вокруг нашей планеты (он сгорел в атмосфере 14 апреля 58-го).
В апреле 2008 года в Москве появился памятник первой собаке-космонавту - космическая ракета, переходящая в ладонь, на которой стоит Лайка. Американцы проиграли битву за освоение космоса: свой первый спутник они запустили только 31 января 1958-го. Менее чем через 3,5 года в космос благополучно отправился человек - наш Юрий Гагарин. СССР снова был первым. И хотя прошло уже более 20 лет после развала Советского Союза, мы по-прежнему гордимся историей и достижениями Великой страны.

Только цифры

Диаметр спутника 58 см, вес 83,6 кг, скорость около 8 км/с, высота полёта 947 км, время одного оборота 96,2 мин., время нахождения на орбите 92 дня (до 4 января 1958-го). Совершено 1440 оборотов вокруг Земли, пройдено расстояние около 60 миллионов километров.

Наталья ПУПКОВА.