Это было в Краснодоне

3 Октябрь 2012 1872

«Это было в Краснодоне,/ В грозном зареве войны,/ Комсомольское подполье/ Поднялось за честь страны». Эти строки поэт Сергей Островой напишет спустя три года после гибели большинства членов подполья, в их честь назовут улицы, шахты, города, корабли, появятся книга, фильм об их деятельности. 70 лет назад группы молодых подпольщиков Краснодона (Ворошиловградская, ныне Луганская область) объединились в «Молодую гвардию». Название предложил 17-летний Сергей Тюленин. Спустя год ему присвоят звание Героя Советского Союза - посмертно. Самому старшему молодогвардейцу было 25, младшему - 14.

Клятва непокорённых

Они застыли в бронзе на площади города Краснодона: Олег Кошевой, держащий красное знамя, Любовь Шевцова, Ульяна Громова, прижимающая полотнище знамени к сердцу, Иван Земнухов с книгой «Как закалялась сталь», Сергей Тюленин с автоматом - члены штаба «Молодой гвардии». И кажется на миг, что слышишь слова их клятвы: «Клянусь мстить беспощадно за сожжённые, разорённые города и сёла, за кровь наших людей. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебания». Молодогвардейцы не изменили клятве. Неподалёку от памятника «Клятва», установленного на площади имени Молодой гвардии в 1954-м, - братская могила, где покоятся останки 37 ребят, 14 взрослых подпольщиков и 7 неизвестных, чьи тела были изуродованы фашистами до неузнаваемости. Могилы в посёлке Краснодон, где покоятся 13 местных молодогвардейцев, в городе Ровеньки, где перезахоронили расстрелянных в Гремучем лесу Олега Кошевого, Любовь Шевцову, Виктора Субботина, Семёна Остапенко и Дмитрия Огурцова, в посёлке Суходол, где захоронен Семён Борисов, в Новгород-Волынском - Василий Борисов, в Ново-Светском районе - Павел Палагута и Василий Ткачёв.

Ещё одно скорбное место - у террикона бывшей шахты №5. На пути к нему - огромные цифры «1943» - год, когда погибла «Молодая гвардия». Большинство молодых подпольщиков, молчавших даже после жестоких пыток, сброшены 15, 16 и 31 января в шурф шахты: кого-то расстреляли, кого-то, как Нину Кезикову, Сергея Левашова, Ульяну Громову, Ивана Земнухова, Виктора Третьякевича, сбросили живыми на глубину 53 метра. Александре Бондаревой отрубили голову за то, что перед казнью она крикнула: «Красная Армия придёт, она отомстит за нас!». Четыре пилона, символизирующие стены шурфа, на них выбиты фигуры героев. Этот монумент появился 30 лет назад, ему дали имя «Непокорённые». Они и были непокорёнными, парни и девчата разных национальностей, восставшие против фашизма.

Дела подполья

Гитлеровцы вошли в Краснодон 29 июля 1942-го, а через несколько дней они уже срывали листовки, которые писал 16-летний Сергей Тюленин. Его группа появилась первой - восемь надёжных ребят. Потом появлялись новые группы. По одним данным, объединились они по инициативе руководителя партийного подполья Филиппа Лютикова, по другим, решение это приняли сами - знали друг друга по школам. Влились в борьбу и оказавшиеся в Краснодоне фронтовики: кто-то приехал в отпуск после госпиталя и попал в оккупацию, кто-то бежал в родные места из плена. Днём рождения «Молодой гвардии» считается 30 сентября, когда ребята создали штаб: начштаба Иван Земнухов, командир центральной группы Василий Левашов, члены штаба Георгий Арутюнянц и Сергей Тюленин. Комиссаром избрали Виктора Третьякевича. Позже в штаб вошли Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Олег Кошевой и Иван Туркенич. 2 октября 1942-го единственный коммунист среди ребят Евгений Мошков (его приняли в партию на фронте) провёл собрание руководителей групп, командиром «Молодой гвардии» выбрали ещё одного фронтовика - младшего лейтенанта Ивана Туркенича.

«Кто там улицей крадётся,/ Кто в такую ночь не спит?/ На ветру листовка вьётся,/ Биржа чёрная горит». Листовки, биржа - одни из дел молодогвардейцев. Ночью они рисковали больше, чем днём, ведь появившимся на улице после комендантского часа - 18 часов - грозил немедленный расстрел. Но листовки молодогвардейцев почти каждую ночь появлялись на улицах Краснодона и ближайших посёлков. Сводки Совинформбюро слушали по радиоприёмникам, спрятанным у Олега Кошевого, Николая Сумского, Сергея Левашова и взрослого подпольщика Николая Баракова. Распространяли листовки почти все члены организации. Причём порой хитро: Олег Кошевой надевал форму полицейского, чтобы свободно передвигаться после комендантского часа; Сергей Тюленин «ходил в кино» - когда гас свет в зрительном зале, бросал туда листовки; Василий Пирожок виртуозно засовывал их в карманы людям на базаре, умудрялся прикреплять на спины полицейских. Вначале писали от руки, потом оборудовали подпольную типографию дома у Георгия Арутюнянца. Ночами он, Иван Земнухов, Виктор Третьякевич, Василий Левашов, Владимир Осьмухин, Георгий Арутюнянц, Лидия Андросова, Лилия Иванихина набирали патриотические тексты. Всего распространено более пяти тысяч листовок 30 наименований, многие попали и в соседнюю Ростовскую область, связь с подпольщиками которой удалось наладить Ольге Иванцовой.

Первые печатные листовки появились в городе 7 ноября 1942 года, в день 25-й годовщины Октябрьской революции. Но большее впечатление на жителей произвели не они, а красные знамёна, в том числе и над городской фашистской управой. Алые стяги сшили девчата организации, а в ночь перед праздником их развешивали восемь групп подпольщиков, известно, что среди них были 17-летний Александр Шищенко и 14-летний Радий Юркин. Благодаря молодогвардейцам сохранены запасы угля в шахтах - так, накануне пуска шахты №1 Юрий Виценовский подпилил канат, оборвав многотонную клеть; спасены от угона в Германию более двух тысяч человек - Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко и Сергей Тюленин подожгли биржу труда, спалив документы «отобранных» фашистами рабов. Иван Земнухов, Иван Туркенич, Анатолий Попов, Демьян Фомин освободили 20 военнопленных из здания больницы, а группа Евгения Мошкова - 75 человек из лагеря военнопленных. Боевых операций у молодогвардейцев было немало, вместе с партийным подпольем и партизанами области они готовились к вооружённому восстанию.

Предательство

Увы, осуществить план не удалось. 1 января 1943 года были арестованы Евгений Мошков, Виктор Третьякевич и Иван Земнухов - за ограбление грузовика с подарками для фашистов: отдали за молчание пачку сигарет парнишке, крутившемуся рядом, на беду, того взяли полицаи, после издевательств он назвал троих похитителей. Начались аресты членов организации, жуткие пытки. Фашисты пустили слух, что выдал всех Виктор Третьякевич. Тот самый, что погиб одним из первых 15 января 1943-го, в последнюю минуту, стоя на краю шурфа, попытавшийся увлечь в бездну стоявшего рядом заместителя начальника полиции. Лишь подскочивший полицейский, ударивший парня пистолетом по голове, помешал этому. Виктора сбросили в шурф живым. Многие краснодонцы, знавшие парня, в его предательство не поверили, но комиссия, изучавшая деятельность организации, сочла это правдой: фамилия Третьякевича на первом обелиске над братской могилой не появилась. В романе «Молодая гвардия», написанном Александром Фадеевым спустя три года после событий, Виктор не упоминается, но многомиллионная страна решила, что он скрыт за фамилией предателя Стаховича (в реальности не существовавшего).

Между тем имя реального предателя было известно уже в первые недели после освобождения Краснодона 14 февраля 43-го. Чекистам удалось задержать Михаила Кулешова, следователя полиции при фашистах, занимавшегося делом молодогвардейцев. Он-то и сообщил, что выдал организацию её член Геннадий Почепцов. Когда стало известно об аресте трёх молодогвардейцев, остальные должны были покинуть город (но большинство не сделало этого, веря, что удастся освободить друзей). Почепцов бросился к отчиму - полицаю Василию Громову (однофамилец Ульяны Громовой), тот посоветовал донести о подпольщиках в полицию. Узнав от предателя, что комиссар организации Третьякевич, фашисты, чтобы разговорить других подпольщиков, и распустили слух, что он предатель. В сентябре 1943-го Почепцова, подтвердившего, что он выдал «Молодую гвардию», Кулешова и Громова расстреляли за измену Родине. Но с Виктора Третьякевича тогда обвинения в предательстве почему-то не сняли. Ещё долгих 16 лет в СССР он считался предателем комсомольского подполья, а его родные боролись за честное имя парня. Лишь когда удалось арестовать Василия Подтынного - палача, пытавшего молодогвардейцев и подтвердившего, что Виктора оклеветали, что, несмотря на жестокие пытки, парень никого не выдал, справедливость восторжествовала. Частично. В декабре 1960 года Виктора Третьякевича реабилитировали, его маме Анне Иосифовне вручили посмертную награду сына - орден Отечественной войны. Но в звании комиссара «Молодой гвардии» не восстановили и звание Героя Советского Союза тоже не присвоили. Видимо, осадок от долгой клеветы всё же остался.

- То, что комиссаром назвали Олега Кошевого, - рассказывает Алёна Дружинина, создатель сайта «Огонь войны», занимающаяся изучением документальной истории «Молодой гвардии», - объясняется просто: в декабре 43-го Олег Кошевой стал настаивать, чтобы из подпольщиков выделили отряд, способный действовать отдельно от основного. В нём-то комиссаром и должен был стать Кошевой. Ребята не поддержали, но Олег для очередного приёма в комсомол группы молодёжи взял у Ивана Земнухова временные комсомольские билеты, но не отдал их, как всегда, комиссару Виктору Третьякевичу, а выдал вновь принятым сам, подписавшись: «Комиссар партизанского отряда «Молот» Кашук» (подпольное имя Олега).

После того, как Третьякевича объявили предателем, естественно, ни о каком его комиссарстве не могло быть и речи, на временные комсомольские билеты с его подписью, сохранившиеся у брата погибшего, никто не обращал внимания, за основу взяты декабрьские, за подписью «Комиссар партизанского отряда «Молот» Кашук». Кстати, из-за этого некоторые стали считать, что подлинное название «Молодой гвардии» - «Молот».

Впрочем, может, теперь уже не так важно, кто был руководителем, а кто рядовым подпольщиком. Главное, что всех молодогвардейцев всё-таки признали героями, патриотами, защищавшими Родину. Будем помнить.

Крымские моменты

Судьбы нескольких членов «Молодой гвардии» связаны с Крымом. Иван Туркенич в 1938-1940 годах учился в Севастопольском железнодорожном техникуме. Николай Жуков служил на Черноморском флоте, участвовал в обороне Севастополя, получил тяжёлое ранение. Ольга Иванцова в 70-е годы жила в Феодосии.

Только цифры

В организацию входило около 100 человек, установлены данные 71 подпольщика - 47 юношей и 24 девушек, известны имена помогавших им родственников, членов партийного подполья - последние казнены вместе с молодогвардейцами.

Награды

Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Любови Шевцовой присвоено звание Героя Советского Союза, остальные награждены орденами Отечественной войны, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны».

Молодогвардейцы

Казнённые в 1943-м: Лидия Андросова, Василий Бондарев, Александра Бондарева, Василий Борисов, Семён Борисов, Юрий Виценовский, Нина Герасимова, Борис Главан, Михаил Григорьев, Ульяна Громова, Василий Гуков, Леонид Дадашев, Александра Дубровина, Антонина Дьяченко, Антонина Елисеенко, Владимир Жданов, Николай Жуков, Владимир Загоруйко, Иван Земнухов, Антонина Иванихина, Лилия Иванихина, Нина Кезикова, Евгения Кийкова, Клавдия Ковалёва, Олег Кошевой, Владимир Куликов, Сергей Левашов, Геннадий Лукашёв, Владимир Лукьянченко, Антонина Мащенко, Нина Минаева, Николай Миронов, Евгений Мошков, Анатолий Николаев, Дмитрий Огурцов, Анатолий Орлов, Семён Остапенко, Владимир Осьмухин, Павел Палагута, Майя Пегливанова, Надежда Петля, Надежда Петрачкова, Виктор Петров, Василий Пирожок, Юрий Полянский, Анатолий Попов, Владимир Рогозин, Ангелина Самошина, Анна Сопова, Нина Старцева, Виктор Субботин, Николай Сумской, Василий Ткачёв, Виктор Третьякевич, Сергей Тюленин, Демьян Фомин, Любовь Шевцова, Евгений Шепелев, Александр Шищенко, Георгий Щербаков.

Сумели уйти из города после первых арестов: Степан Сафонов, погиб 20 января 1943-го в составе Красной Армии в боях за Каменск; Василий Борисов, погиб 6 ноября 1942-го в подполье Житомирской области; Иван Туркенич, погиб 14 августа 1944-го в составе Красной Армии в Польше; Анатолий Ковалёв, бежав из-под расстрела, пропал без вести. Служили в Советской Армии и восстанавливали страну: Георгий Арутюнянц, умер в 1973-м; Валерия Борц, умерла в 1996-м; Нина Иванцова умерла в 1982-м; Ольга Иванцова, умерла в 2001-м; Василий Левашов, умер в 2001-м; Анатолий Лопухов, умер в 1990-м; Михаил Шищенко, умер в 1979-м; Радий Юркин, умер в 1975-м.

По данным сайта www.theyoungguard.thefireofthewar.ru

На фото: монумент «Клятва» в городе Краснодоне.

Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайта www.photoukraine.com