Битва на Альме

2 Октябрь 2012 933
Бой в Крыму, всё в дыму. Фото Сергея Анашкевича.
Бой в Крыму, всё в дыму. Фото Сергея Анашкевича.

Россия давно мечтала «съесть» Балканы, Турция облизывалась на Кавказ, Англия и Франция негодовали при виде русского флота в Чёрном море. И завязалась Крымская война. В сентябре 1854-го состоялось первое крупное её сражение - битва на реке Альма. А в сентябре 2012-го прошёл пятый международный фестиваль военно-исторических клубов «Альминское дело». У села Вилино Бахчисарайского района тысячи людей стали свидетелями реконструкции. Битву устроили на том же месте, где полтора века назад высадились англо-французские войска. В реконструкции сражения приняли участие сотни человек из военно-исторических клубов Украины, Италии, Франции, Англии и России.

Как и 158 лет назад, на реке Альме - слева объединённые войска Англии, Франции и Турции, справа - русская армия: пехота, кавалерия, пушки. Всё это движется, грохочет, дымит. Численный перевес и оружейное превосходство у оккупантов. Искренне жаль русскую пехоту: русские могут себя проявить только тогда, когда дело доходит до штыковой схватки.

Некий дух Альминской битвы не даёт расслабиться. И заставляет поверить (и участников, и зрителей), что реконструкция - не игра в войнушку, а серьёзное дело. Солдаты сражаются отчаянно, потея во всех смыслах (форма-то из чистой шерсти). Всё - и оружие, и амуниция, и даже пуговицы - точная копия тех, что носили в XIX веке. Люди разных профессий попадают в глубины истории и ощущают себя реальными её участниками.

- Для мужчин это возможность дать выход накопившимся страстям, - говорит российский писатель, историк и реконструктор Илья Ульянов. - Возможность поиграть в историю, подержать в руках фактически настоящее оружие и увидеть врага не через компьютерный монитор, а воочию.

Война, конечно, мужское дело. Но женщины в нём тоже участвуют. Одни (те, что попроще) варят кашу, стирают портки и выхаживают раненых. Другие (те, что из высшего света) располагаются на холмах и, жуя бутерброды, наблюдают за ходом сражения.

- Это же такое развлечение, - делится современная дама, попавшая в XIX век Светлана. - Ни телевидения, ничего нету, а тут - посмотреть. И мужчин много, ничего, что в основном солдаты (смеётся).

- У меня форма третьего зуавского полка, - рассказывает реконструктор Александр. - Она имеет ярко выраженный восточный колорит. Многие нас путают с турками, но нас набирали из трущоб Парижа. И мы, зуавы, были эдакие сорвиголовы, бравые солдаты, чью неуёмную энергию ставили на службу империи. Я ощущаю себя частью французской армии, которая прибыла на эти берега, защищая интересы Франции.

Но не все готовы отстаивать интересы противника. Кто-то согласен погибнуть только за царя и Отечество.

- Черноморские казаки мы - из самой страшной Чёрной сотни, - рассказывает казак Николай. - Сражаемся на лошадях, но если потеря, то и пешими. Есть у нас пики, сабли, кинжалы.

- А мы представляем курское ополчение, из Курска приехали, - с характерным акцентом рассказывают ребята. - Поскольку ополченцы набирались из числа крестьян, то основное наше оружие - это топоры. За царя и Отечество!

Англичане, которые в Крымской войне нам противники, сегодня охотно и доброжелательно рассказывают о преимуществах своего оружия. Истинные английские джентльмены признаются, что стрелять врагу в спину - это не в их правилах. Уж лучше сразу в голову.

Крымскую войну называют последней битвой джентльменов: никто не расстреливал пленных, не стрелял в спину. Медицинскую помощь оказывали и своим, и чужим. А в перерывах между боями солдаты враждующих сторон мирно раскуривали русскую махорку и поглощали крымский виноград.

- Бывало, что объявлялось перемирие, поднимался чёрный флаг и, пока нижние чины убирали убитых и раненых, офицеры общались на французском, которому были все обучены, пили шампанское, - рассказывает севастопольский реконструктор Валерий Юшков. - А потом опять продолжали друг друга убивать. Но и тех и других пригнали сюда правители. Вражды не было.

Как и не было хмельных солдат. Потому как в солдатских флягах, манерках, была вода.

- Спирт выдавали небольшими порциями, - рассказывает Илья Ульянов. - «Винная порция» составляла всего 140 граммов (только в походах) в день. И только для того, чтобы солдат чувствовал себя в тонусе. Если же бой предстоял страшный, то солдаты и вовсе не пили, готовясь к встрече с Богом.

Поглазеть на масштабы реконструкции Альминской битвы собралось много народу. От войны понарошку все в восторге. Зрители фотографируются с героями реконструкции, примеряют военную форму, рассматривают старинное оружие. Нюхают порох.

Несмотря на то, что Николай I был уверен в успехе, Россия в Крымской войне проиграла. Альминская битва стала первым русским поражением за сорок с лишним лет, со времён наполеоновских войн. Итог Альминского сражения - более пяти тысяч погибших со стороны русского войска, около трёх тысяч - со стороны противника. Хорошо что «Альминское дело» прошло без жертв.

Ирина КОВАЛЁВА.