Когда небитый битого везёт

28 Сентябрь 2012 571
Рельсовое чудо раскрасят в цвета республиканского флага.
Рельсовое чудо раскрасят в цвета республиканского флага.

За курортный сезон крымским транспортникам почти удалось наверстать всё то, что недоработали в морозную снежную зиму: доходы сферы приблизились к плану. А вот избавить центр Симферополя от лишних маршруток и его вокзалы - от нелегалов опять не удалось. Принятые меры оказались либо слишком мягки, либо иррациональны.

Троллейбусный фавор

Напомним, как уже писала наша газета, к началу нынешнего курортного сезона на вокзалах столицы автономии и автостанциях курортных городов был наведён порядок: власти заключили договоры с перевозчиками, а те наладили бесперебойное автотранспортное сообщение по вполне доступным тарифам. Уже на перроне всех прибывших на поездах пассажиров уведомляли по радио, что они могут комфортно доехать до моря всего за
20-50 гривен с человека.

Туристам сервис пришёлся по душе: они с удовольствием пользовались услугой, несмотря на периодические очереди в кассах.
В большей мере благодаря такому взаимопониманию на автотранспорте с начала года удалось перевезти 71908 тысяч пассажиров. Но это количество - цветочки по сравнению с тем, как отработал сезон крымский троллейбусный парк, а именно: электротранспорт стал самым популярным в республике. Пассажирский поток на нём за девять месяцев составил 84147 тысяч человек, что на 35,2% выше нормы.

Как пояснил нашему корреспонденту председатель Республиканского комитета по транспорту и связи Николай Черевков, так получилось благодаря проведённому обновлению троллейбусного парка.

- Пассажиры пересели на комфортабельные троллейбусы, которые выгодно отличаются от маршруток стоимостью проезда, культурой обслуживания и безопасностью в пути, - сказал он.

В трёх плоскостях

Впрочем, увеличение пассажиропотока в этом году зафиксировано и на всех других видах транспорта. В частности, положительно заканчивает курортный сезон железная дорога: за три летних месяца поездами в Крым добирались около 3,5 миллиона человек, что на 5,6% больше, чем в прошлом году. Неплохо поработала и морская флотилия: собственным флотом крымских торговых портов и Керченской паромной переправой воспользовались 954 тысячи пассажиров (на 5,8% больше). А максимальный рост клиентуры показали итоги работы аэропортов - 787 тысяч пассажиров, на 15% больше прошлогоднего показателя.

Получается, что самыми проблемными по-прежнему остаются перевозки автомобильным транспортом, план по которым удалось выполнить только на 80,6%. И точкой преткновения в решении вопроса остаются нелегалы, которым каждый год объявляется война и которые её выигрывают.

Нестыковочка

Как пояснил Черевков, в начале сезона с нелегалами вели активную борьбу: были организованы мобильные группы из представителей различных контролирующих органов.

- По-видимому, эту работу вели не в том направлении, - сказал он. - Нужно не разгонять частников, а заставлять их работать легально. Пусть получают лицензии, соблюдают требования безопасности и работают по установленным тарифам, тогда к ним ни у кого не будет претензий.

Однако заставить «карпалу» везти людей в Ялту за 200 гривен в то время, когда ему удаётся «срубить» за рейс от 700 до 900 гривен, нереально. И как только улеглась волна проверочных рейдов, таксисты опять начали хватать приезжих за руки прямо при выходе из вагонов. А на перронах всё лето было не протолкнуться из-за колоритных зазывал с ключами на пальцах.

Не удалась и затея со стоянкой, которую организовали специально для встречающих и провожающих на привокзальной площади со стороны сквера. Мест для рядовых автолюбителей на ней никогда не бывает: вся парковка занята машинами «бомбил», которые работают на железнодорожном вокзале, поделившись на две смены.

Кстати, столичным чиновникам якобы так и не удалось вычислить владельца бизнеса нелегального извоза, которому «левые таксисты» ежемесячно выплачивают по 2-5 тысяч гривен за «крышу».

А воз и ныне там

Много нареканий, по словам Черевкова, поступает в Рескомтранс по поводу новых маршрутов пригородных автобусов, которым запретили заходить в центр Симферополя. Селянам, вынужденным добираться на работу с пересадками, транспортная разгрузка обходится недёшево, а пробки на главных улицах крымской столицы остались. Проблему чиновник видит в том, что постепенно в центр возвратились все городские маршрутки, водители которых не соблюдают утверждённые схемы движения.
С одной стороны, пассажирам так удобнее. С другой - они потом сами жалуются на неудобства.

- Нужно ещё подумать, как всё организовать, - сказал Черевков. - Вот, к примеру, автобусы из Перевального ходят по улице Гагарина почти до железнодорожного вокзала. Людям удобно, но как быть с самими автобусами, которые приходится парковать на отдых в абсолютно не приспособленных для этого местах?

Новая головная боль появилась у дорожников и в связи со строительством нового участка трассы Симферополь - Ялта. Строительство 18 километров магистрали от Лозового до Перевального, по словам председателя Рескомтранса, походило на бег с препятствиями: чтобы открыть четыре полосы движения, приходилось убирать столбы, расширять тротуары и частенько конфликтовать по этому поводу с местными жителями. Но и на этом проблемы не закончились: водители на новой дороге стали массово лихачить, игнорируя знаки и предельно допустимый скоростной режим. Поэтому теперь кроме шумовых полос и других ограничений скорости придётся устанавливать дополнительные светофоры, оборудовать регулируемые пешеходные переходы.

- Мы хотим учесть справедливые пожелания людей и наметили комплекс мер по обеспечению их безопасности. В течение месяца планируем завершить все работы. Кроме этого, на трассе постоянно дежурят три-четыре экипажа патрульной службы ГАИ, - сказал чиновник.

Аполитичный маршрут

Рельсовый автобус «Конкорс», который в ближайшее время планируется запустить по степным регионам полуострова, по словам чиновника, уже почти готов. Ровно половина его стоимости - 14 миллионов гривен - была оплачена из республиканского бюджета. В ближайшее время в Крым должны поступить комплектующие для нового транспорта: лифты для людей с ограниченными физическими возможностями, эскалаторы и лестницы.

А вот определиться с маршрутом «степного экспресса» пока так и не удалось. По предварительным данным, рейсовый автобус будет курсировать по такой схеме: Джанкой - Феодосия - Джанкой - Армянск - Джанкой. Трижды в день возвращаясь в Джанкой, он сможет доставить людей из отдалённых Раздольненского, Ленинского и Красноперекопского районов к поездам, следующим в Киев, Харьков и другие крупные города Украины и России.

Примерная схема, по словам Черевкова, уже показывает, что одного «Конкорса» для решения транспортной проблемы в степном Крыму будет явно недостаточно, нужен хотя бы ещё один такой же рельсовый автобус. Иначе его будет очень трудно поделить на все районы.

- В любом случае, - сообщил Черевков, - его маршрут будет составлен не по политическим пристрастиям (под конкретных кандидатов в депутаты по мажоритарным округам), а в соответствии с возможностями железной дороги и с учётом интересов большинства граждан.

Наталия ГОНЧАРОВА.