До свидания или прощай, гонка?

18 Сентябрь 2012 518
На трассе спецучастка Mitsubishi EVO х RA украинца Виталия Пушкаря.
На трассе спецучастка Mitsubishi EVO х RA украинца Виталия Пушкаря.

Открывая восьмое по счёту Ялта Ралли, одновременно являющееся этапом Кубка мира, Кубка Европы, заключительным аккордом чемпионата Украины, председатель Совета министров АРК Анатолий Могилёв сказал: «Это знаковое спортивное событие как для Крыма, так и для Европы и всего мира. Нам приятно, что эти соревнования проходят именно у нас. Южный регион страны становится более узнаваемым, привлекательным для туристов и расширяет рамки курортного сезона, в чём мы очень заинтересованы!».

Усилиями энтузиаста автомобильного спорта, экс-чемпиона СССР, многократного чемпиона Украины, известного политика и бизнесмена, долгие годы возглавляющего Федерацию автоспорта страны, Евгения Червоненко, правительств Украины и Автономной Республики Крым гонка национального уровня поднялась до мирового. В прошлом году в столь высоком ранге она впервые пришла в Ялту, где была встречена с истинным крымским гостеприимством. Последнее и чёткая организация турнира получили высокую оценку от руководителей Intercontinental Rally Challenger, назвавших ялтинский этап лучшим среди двенадцати этапов в различных странах Европы, по трассам которых пролегал путь разноцветного каравана «болидов».

Увы, в нынешнем году проведение Кубка мира и Европы в Ялте оказалось под вопросом. Ведь Украина принимала «Евро-2012», совпавшее с пятым этапом IRC, который по календарю должен был проходить на горных трассах Крыма. Но учитывая высокий авторитет украинской федерации, этап был перенесён, чего обычно боссы гонки не делают, на середину сентября. И это даже несмотря на то, что одновременно с гонкой в городе-курорте на берегах Чёрного моря проходили международный экономический форум «Ялтинская европейская стратегия» (YES) и фестиваль «Театр. Чехов. Ялта».

Но беда подкралась к популярной гонке, как рассказал попрощавшийся ныне в Ялте с большим спортом как гонщик Евгений Червоненко, с другой стороны. Финансовый кризис, «гуляющий» по Европе, не мог не отразиться и на спонсорах Ялта Ралли. Одни из них не смогли помочь автогонщикам, а другие резко сократили свои вклады в знаковое спортивное событие. Разумеется, если бы всё зависело только от крымчан, то, уверены, никаких вопросов бы не возникало. Но, увы... Бесспорно, этот факт повлиял в определённой степени и на фаворитов Кубка мира, которые не смогли потратить большие суммы, чтобы добраться в Крым, куда ведёт самая длинная дорога из Европы. Стоило не приехать заводским и фирменным экипажам марки Skoda, как ралли лишилось четырёх лидеров общего зачёта, после девяти прошедших этапов по дорогам Португалии, Испании, Ирландии, Франции, Италии, Бельгии, Сан-Марино, Румынии, Чехии. А это пилоты с мировым именем: норвежец Андреас Миккельсен, победитель Ралли Ялта-2011 финн Юхо Ханнинен, чех Ян Копецки, немец Зееп Виганд. Тем более что они уже набрали достаточно зачётных баллов и могут увеличить их количество, успешно выступив на трёх заключительных этапах в Болгарии на Ралли Сливен, в Италии на Ралли Сан-Ремо и на Ралли Кипра, где в начале ноября мир узнает имя седьмого по счёту обладателя Кубка мира.

А в эти тёплые дни крымской осени получили шанс заявить о себе во весь голос гонщики, которые нечасто удостаиваются призов на сильных по составу ралли, в том числе и пятнадцать украинских экипажей (всего их стартовало в Ялте 73), которые были допущены к борьбе за Кубок мира и Кубок Европы. И один из них - пилот Юрий Протасов и второй пилот Кирилл Несвит - в минувшие пятницу и субботу навели «шорох» на своих зарубежных конкурентов: финна Мико Паюнена, турка Ягиза Авджи, венгра Ласло Визина, француза Робера Консани. Киевляне из восьми спецучастков на трассе Ялта - Ливадия - Ай-Петри - Соколиное - Орлиное - Ялта, выиграли пять (!), уступив лишь два Паюнену и один трёхкратному чемпиону Турции Авджи. Да так укатали Мико, что на шестом участке он разбил машину и сошёл с гонки, стараясь отыграть две минуты, которые уступал Протасову. Киевляне же в этот день оформили себе титул чемпиона Украины по ралли-2012. Они оставили на втором и третьем местах экипажи Николая Чмыха с Александром Вильчинским и Алексея Панова с Александром Якушевым.

А теперь представьте состояние новых чемпионов Украины, перед которыми, как говорится, нежданно-негаданно открылась возможность на шести оставшихся спецучастках закрепить в воскресенье своё преимущество, сразу получив за победу на этапе 25 желанных баллов. Увы, нервы у пилота не выдержали. В итоге - авария на спуске с Учан-Су и переход в число зрителей. На ведущие роли вышли те, кого называли претендентами на призы: Авджи, Визин, Консани. И если турок после схода Протасова отгородился от ближайших преследователей трёхминутным барьером и ехал весьма осторожно, то Консани со вторым пилотом итальянцем Николасом Клингером отчаянно рисковали на крутых виражах, победили на четырёх спецучастках, став вторыми призёрами ралли. А на одном участке первенствовал Ягиза Авджи со вторым пилотом Бахадиром Гюценмезом, что позволило им впервые стать победителями Прайм Ялта Ралли-2012 и увезти в Стамбул призы за победы на этапе Кубка мира, Кубка Европы и Кубок президента Украины. Третьими призёрами стали венгры Ласло Визин и Габор Зирос.

Крупнейший спортивный праздник распрощался с Ялтой до следующего года, а, возможно, и на более длительный период. Но мы оптимисты и будем летом 2013 года вновь ждать призыва: «Джентльмены, заводите моторы!», которым всегда открывается Прайм Ялта Ралли.

Гарринальд НЕМИРОВСКИЙ.