«Джазовые трансформации» Макаревича

15 Сентябрь 2012 584
Фото с сайта kafanews.com
Фото с сайта kafanews.com

Он мечтал стать водолазом, герпетологом, палеонтологом. А стал музыкантом, певцом, поэтом, писателем, композитором, художником, продюсером, телеведущим. Имя Андрея Макаревича - известного рок-н-ролльщика, бессменного лидера «Машины времени» - всё чаще всплывает в связи с джазовой музыкой. Уже несколько лет он выступает с «Оркестром креольского танго», а недавно у музыканта появился ещё и музыкальный проект «Джазовые трансформации». Именно с ним он и пожаловал в Коктебель на IV международный некоммерческий фестиваль джазовой музыки «Live in blue bay».

- На «Live in blue bay» вы представляете новый проект «Джазовые трансформации», а будет ли джазовый альбом?

- «Джазовые трансформации» была задумана как история клубная и, в общем-то, для нашего удовольствия. Но история эта становилась всё более популярной (что нам очень приятно), нас стали приглашать в другие города. Но я не думаю, что мы будем что-то записывать, потому что эту музыку надо живьём слушать. Хотя посмотрим. Но планов пока таких нет.

- Андрей Вадимович, если бы вам кто-нибудь лет эдак тридцать назад сказал, что вы будете играть в Коктебеле джаз, вы бы поверили?

- Посмеялся бы, наверное. Вряд ли бы я поверил. А сейчас вот играю. И вообще, если человек взрослеет, но при этом не делается серьёзнее, у него что-то с головой, значит. Так что это совершенно естественно, когда старые рокеры трансформируются в джазистов (улыбается). К тому же, когда в каком-то жанре краски заканчиваются, а с роком это уже давно произошло, их начинают искать в чём-то хорошо забытом, старом. Поэтому-то джаз сейчас возвращается и становится всё более и более популярным. Меня это очень радует. Я эту музыку всегда любил.

- То есть, вы уже повзрослели?

- Я? Давно.

- Создавая «Джазовые трансформации», вы на кого-то ориентировались? Может, на каких-то любимых джазовых исполнителей?

- Началось всё с того, что я понял, что единственная музыка, которую слушаю сегодня без раздражения, - это американская эстрадно-джазовая вокальная музыка 40-х-50-х годов: Дайана Вашингтон, Чет Беккер, Элла Фицджеральд. Эта музыка полна красивых мелодий, которых в сегодняшнем мире явно недостаток, изумительных аранжировок, оркестров, живого звучания... Всё это вдохновило меня... я прекрасно понимаю, что я никакой не джазовый певец, и никогда им не стану, но от соединения живой свинговой игры и того, что делаю, как мне кажется, возникает что-то новое и интересное. Со мной работают фантастические джазовые музыканты, что для меня большая честь. И большое удовольствие. Это и Евгений Борец (рояль), и Полина Касьянова (вокал), и Сергей Хутас (контрабас), и Сергей Остроумов (ударные), а также Александр Бриль (тенор-саксофон) и Дмитрий Бриль (сопрано-саксофон). Кстати, эти волшебные саксофонисты с нами недавно, но, надеюсь, надолго.
К тому же, в «Джазовые трансформации» мы приглашаем всё время разных вокалисток, поэтому играем несколько разных программ.

- Вернёмся к краскам. Вы сказали, что в роке их сегодня всё меньше и меньше, а в джазе для вас могут кончиться краски?

- В джазе для меня краски не кончатся. Это ведь настолько свободная музыка, которая включает в себя такое количество направлений и стилей... что только копать и копать!.. Ну а «Машина времени» не играет джаз. Но она будет 15 сентября в Киеве, на майдане, вместе с «Авторадио». «Машина» занимается своим делом.

- А что добавляет красок в вашу музыкальную палитру?

- Да кабы я знал! Я бы копал и копал, брал оттуда и брал... Но это никому не известно.

- Андрей Вадимович, а как вы относитесь к эклектике, к смешению стилей?

- Замечу лишь, что эклектика - это тот случай, когда смешение стилей даёт негативный результат. В том случае, когда смешение стилей даёт позитивный результат, это - может называться фьюжн, например. А эклектика - это когда смешали, но не получилось.

- Новый альбом «Машины времени» и Андрея Макаревича планируется?

- Ну три новых песни мы сейчас записали. И «вывесили» их просто в Интернет, потому что смысла делать сейчас какие-то альбомы нет. Их никто не будет покупать. Кончилось всё, пираты угрохали музыкальный бизнес. Спасибо им за это большое.

- А бывает ли у вас, так сказать, традиционный отпуск?

- Бывает иногда. Тогда нырять уезжаю или на лыжи куда-нибудь. Жизнь очень коротка, поэтому, к сожалению, сильно расслабляться не приходится. Душа предпочитает увидеть как можно больше, и поэтому задерживаться на одном месте или дважды возвращаться туда же - это уже не рационально.

- А в Крым на отдых не приезжаете?

- Крым я очень люблю, но был здесь уже давно. Живу воспоминаниями. Всё больше какими-то наскоками сюда наведываюсь, как сейчас, например. Здесь, в Коктебеле, на «Live in blue bay», мы находимся внутри какой-то территории, и я даже думаю, что вряд ли успею куда-то выйти. Так что напишите: солнце было жаркое, море было голубое...

Кстати

Андрей Вадимович Макаревич - родился 11 декабря 1953 года в Москве. Заслуженный артист РСФСР, народный артист России.

Ирина КОВАЛЁВА.