Михаил Леонтьев: Никакой отдельной украинской нации выделить из общерусского котла невозможно

10 Август 2012 692

Аккурат к его приезду на Украину во Львове затеяли молебен в защиту украинского языка. А он смеётся: мол, это из-за меня. Он - фигура известная и яркая. Его позиция всегда вызывает острую реакцию - от горячего одобрения до яростного неприятия. В Симферополе побывал известный российский журналист, публицист, радио- и телеведущий Михаил Леонтьев.

Внятный курс и реинтеграция

- Два года назад в одном из интервью вы сказали, что у России нет стратегии относительно Украины. И ей всё равно, что здесь происходит. Сегодня что скажете?

- Вспомните ваши события 2004-2005 годов, тогда обвиняли Россию во вмешательстве. Но тогда мы просто не могли быть индифферентными, и дело не в том, что мы так сильно любим Януковича, что якобы это какой-то наш кандидат, нет. А в том дело, что противная сторона была неприемлема не только для России, но и для Украины. Постсоветская интеграция является приоритетом внешней (и вообще одним из приоритетов) российской политики. Есть понимание у власти (может, оно и раньше было, но не было такой суровой необходимости), и оно в том, что без постсоветской интеграции мы ни один вопрос не решим. Это не значит, что мы ничего делать не будем, пока вы тормозите. Но это значит, что нужно втянуть вас в интеграцию разными средствами. Для этого Россия должна состояться как магнит - экономический, политический, военно-политический. Не могу сказать, что российская политика очень эффективна, что она могучей волей, семимильными шагами продвигается к поставленной цели. Но цель есть, средства есть и воля какая-то есть. И будет нарастать, когда усугубится ситуация. Конечно, пока сидишь на дорогих энергоресурсах, то в общем-то и делать особо ничего не надо. Но эпоха дорогих энергоносителей заканчивается очень быстро. Остались считанные годы, потом придётся выживать. Российская власть это понимает. И разумение это связано с неизбежностью резких, решительных, даже болезненных действий, к которым она не тяготеет, принимая жёсткие решения в крайней необходимости. Речь не о том, что с Россией светит какое-то безумное счастье, а о том, что какое-то ваше выживание возможно не как государства, а как человеческой культурной общности. Когда я говорю о реинтеграции, имею в виду воссоединение Украины с остальной Россией. В той или иной организационной форме. Никаких проблем в существовании Крыма в составе УССР не было. Это было просто хозяйственное решение, нельзя сказать, что оно неразумное, с технической точки зрения так было удобнее, потому что и водопровод отсюда, и электричество. Разговоры же о крымской самостийности вредны, поскольку связаны либо с глупостью, либо с потерей веры в наше воссоединение в целом. Российские исторические, ментальные права на полуостров осмысленны, а украинские - бессмысленны. Фраза, что Крым - исторически неотъемлемая часть России, защищаемая поколениями русской крови, или что Севастополь - город славы русских моряков - правда. А вот что Крым является неотъемлемой исторической частью Украины - абсурд.

- Стратегия понятна - это вовлечение Украины в реинтеграционные процессы и в строительство Евразийского союза в конечном итоге.

- Да. Но я не знаю случаев успешных реинтеграций, не опирающихся на военно-политическое сотрудничество. Военно-политический союз - это то, что не даёт разногласиям частных каких-то интересов превратиться в политические разногласия. И что бы ни происходило между Россией и Белоруссией, иногда градус непонимания зашкаливал, но военно-политический союз всё микшировал. Не считаю, конечно, что путь постоянной прагматизации и экономизации процессов смысловых - правильный. Но украинскую политэлиту мы можем «дожать» только через экономическое принуждение. Ну что такое европейский выбор? Его нет! Не возьмут Украину в ЕС! Там не нуждаются ни в одном зёрнышке украинском, ни в одном кусочке сала. Разве в Европе есть сельскохозяйственные рынки? Там - квоты, обязывающие сократить сельхозпроизводство. Структура экономики Украины такова, что без потребительских рынков она сдохнет. А рынка на Западе нет. Надо восстанавливать у себя то, простите за выражение, что называлось народно-хозяйственным комплексом. Евразийский союз - для всех нас, живущих на постсоветском пространстве, - спасение. Европейский выбор - это лишь самоидентификация украинской политической элиты, которой он нужен только для того, чтобы оттолкнуться от России. Для этого они бы сделали любой другой выбор, хоть марсианский. Европейский выбор - это эвфемизм обыкновенного западенского нацизма. Никакого отношения к украинской реальности он не имеет. Россия сейчас ведёт линию мягкого, но постоянного давления. Мы никому не предъявляем ультиматумов, мы никого никуда не толкаем, но мы выстроили коридоры, которые не обсуждаются.

- С тем же газом, например.

- С тем же газом! На все стенания мы отвечаем: мол, ребята, кто вам мешает жить лучше? Отказываться от экономической интеграции в абсолютно выгодных для вас формах - это извращение. Что ж, если вы страдаете извращениями, тогда наслаждайтесь! Кстати, рисунок последнего путинского визита, показал: нет заигрываний и эмоций, нет иллюзий по отношению к Януковичу. Естественно, нам легче живётся сейчас, чем при совсем «оранжевых». Потому что совсем «оранжевые» были психованные, неадекватные. А эти - нормальные пацаны, прагматичные. Но они тоже являются частью украинского проекта.

«Оранжевый» Янукович и язык

- Виктор Фёдорович - такой же продукт украинского проекта?

- Абсолютно. Как Ющенко и Юля, просто они выполняют разные функциональные роли. Янукович не столько деятель, сколько продукт. Вы же сами понимаете, что он не является самостоятельным властителем мира. Но надо отдать должное Виктору Фёдоровичу, он ухитрился создать рабочую комбинацию на совершенно нерабочем материале, на коалиции кланов. И сам персонифицирует эту коалицию. Конечно, он в ней не последний игрок, но он действует в рамках коалиции, всех в ней удовлетворяет. В этом смысле он мне сильно напоминает московское правительство. Только степень доминирования у Януковича ещё меньше, чем у Лужкова. Эта коалиция кланов также привязана к «проекту «Украина». В чём его смысл? Создать такую конструкцию украинской политики, при которой возвращение Украины в российское, в общее пространство было бы невозможно легальным путём. Янукович эту задачу решает? Решает. И лучше, чем Ющенко, потому что он не напрягает, не ломает через колено, а фиксирует прибыль. Задача творцов этого проекта не в том, чтобы у вас тут бегали какие-то сумасшедшие и плевали в нашу сторону, а в том, чтобы обеспечить невозможность интеграции. В настоящий момент лучше всего это делает Янукович. Он ситуацию как бы нормализует: идёт на уступки, не боится прослыть несколько пророссийским. Но при этом является как представитель украинского проекта абсолютно органичным гарантом реинтеграции.

Нет такой страны Украины, нет как самостоятельного государства, нет и как субъекта истории. Вообще удивляюсь, как она ухитряется существовать (ещё и при таких ценах на газ). Почему русофобия - системообразующий элемент украинской государственности? Потому что иначе нет никакой украинской государственности! И только историки-либерасты рассказывают про дружественные Украину и Россию, которые уважают суверенитеты друг друга и существуют в гармонии. Маразм это! Это всё равно, если я отрежу себе ногу и буду с этой ногой устанавливать дружеские отношения.

- «Русский язык может стать на Украине первым, но эти обстоятельства должна сформировать Россия», - это ваши слова. Уже формирует? Подпишет ли Янукович закон об основах языковой политики? Может, его «дожмёт» кто?

- Понятно, что этот закон дико компромиссный, понятно, что в нынешней политической модели другой принять трудно, если не невозможно. Ну я имею в виду просто сделать вторым государственным языком, как сделали бы нормальные люди. Как это сделала, например, Финляндия. А в Ирландии, например, где сильно не любят англичан, есть регионы, где язык кельтов государственный, но страна говорит по-английски. Джойс писал по-английски, Гоголь писал по-русски. И только идиоту может прийти в голову преследовать язык великой культуры. Украинцы живут по всей исторической Руси - от Калининграда до Владивостока. Кубань - это Украина, а Донбасс и Слобожанщина - нет. Но там проживают те, кто считает себя украинцами. Так что никакой отдельной украинской нации выделить без очень высокой доли садизма и идиотизма из общерусского котла невозможно. И я не представляю, как Виктор Фёдорович может этот закон не подписать. Другое дело, что Россия должна чинить препятствия на пути насильственной смены национальной идентичности, которая здесь осуществляется по классическим лекалам. Кстати, в Австро-Венгрии это тоже делалось, только гораздо более мощными средствами: то, что было сделано за сотни лет с Галичиной и Волынью, пытаются сделать со всей Украиной за несколько десятков лет. И, конечно, русский язык мешает. Потому что без искусственных смыслов, навязываемых Украине, просто не существовало бы этой публики «свидомых». Чего вам русский язык, казалось бы? А то! Если русский язык - это нормально, то тогда рушится вся мифология. «Нацики» ведь откровенно говорят, что строят новую нацию, которая нуждается в новой мифологии.

- И новом языке...

- О! Современный украинский язык сконструирован искусственно. Эдакий галицкий диалект некоего идеального украинского, который идеален тем, что максимально отличается от русского. Конечно, с нынешней украинской властью нам полегче: скорость давления на национальную идентичность уменьшилась. Но, увы, процесс культурного изнасилования не остановлен, он идёт, пусть не так интенсивно, как при Ющенко.

- А вы лично как относитесь к украинскому языку?

- Ради воссоединения Украины с Россией можно даже сделать украинский язык вторым государственным на территории всей большой России (улыбается). Важно сохранять украинскую языковую среду в той степени, в которой это возможно. Никто не против украинского. О чём речь вообще, если мы с удовольствием поём украинские песни?!

Армейский муляж и выборы

- СМИ бурно обсуждают новую инициативу Минобороны Украины по реформированию воинских частей, в соответствии с которой военнослужащим предстоит осуществлять 78 новых видов хозяйственной деятельности. Хлопцы будут разводить коров и кур, выпасать свиней и овец, выращивать ягоды и орехи. А ещё выращивать зерновые и технические культуры, заниматься садоводством.

- Китайская народная армия при Мао Цзэдуне существовала так же. Но для Украины, страны, делающей европейский выбор, - это идиотизм (улыбается). Наши, кстати, предлагали взять вашу армию под своё частичное обеспечение, но «свидомые» углядели в этом москальский заговор, понятное дело. Украине в том виде, в котором она существует, армия не нужна. С кем воевать-то будете? С Россией? Или с Ираном? С Ираком вы уже воевали... Вообще непонятно, зачем вам армия? В Таджикистане она хоть выполняет ещё и некоторые функции опоры правящего режима, у вас и этого нет. Посмотрите на флот, на авиацию посмотрите! Нет и двух самолётов, способных взлететь и немножко полетать.

- Михаил Владимирович, опять же два года назад вы говорили, что украинские выборы ни к чему не приведут, что украинцы в выборы играют как в футбол. А сегодня что скажете?

- И эти ни к чему не приведут. «Оранжевые» обанкротились. Они ничего такого за время своего отсутствия не сделали, чтобы их вдруг начали уважать. С другой стороны - дедовщина (она тоже производит впечатление довольно мерзкое), которую позволяет себе нынешняя власть по отношению к Тимошенко. Юля, конечно, человек в воровстве уличённый, если кто-то считает её образцовой, пусть подчинится мнению американских инвестиций. Но нынешние-то не лучше, не ангелы они. Главной задачей текущего действующего приговора было не осуждение Тимошенко, не защита интересов Украины, а защита интересов бенефициаров «Росукрэнерго», которые спёрли 12 миллиардов кубометров газа. И нужны были либо пацаны-уголовники, либо Юля, чтобы её телом заткнуть образовавшуюся дыру. Ещё Карл Маркс говаривал, что наказание не должно вызывать большее отвращение, чем преступление, за которое оно назначено. Но вернёмся к выборам. Вот сравнивают, мол, в России тоже нет альтернативы. Конечно, параллели, может, не такие уж и бессмысленные, но у нас всё-таки президентская республика. И у нас есть те, кто люто ненавидит путинизм, существует в политическом поле почти всеядная объединённая против него оппозиция. А здесь выбора нет. В чём идиотизм «оранжевой» революции? В том, что революция - это смена элит. А у вас - игры с публикой. И не только у вас. Когда в Грузии произошла «революция роз», всех свергли, толпа ворвалась в парламент, а шеф секретариата президента остался прежним.

Увы, на Украине сейчас нет внятного политического запроса. Раньше были хоть какие-то западенско-демократические иллюзии, но они все вышли (слава тебе, Господи!), потом были иллюзии, что придут крепкие парни и наведут порядок, но они тоже вышли. Теперь возникли апатия и разочарование. Потому-то и нет внятного политического курса. Есть тасование колоды перед сдачей карт.

Ирина КОВАЛЁВА.