Интернет-продажи: бизнес на доверии

3 Август 2012 655

Остап Бендер знал четыреста «честных» способов отъёма имущества у сограждан. Но прогресс в индустрии жульничества не стоит на месте. Современные мазурики и старыми вариантами обмана пользуются, и новые изобретают. Ведь и прогресс технический не стоит на месте. В погоне за экономией времени и средств потребители «ныряют» в Интернет, «выныривая» оттуда с весьма выгодными приобретениями. Но, несмотря на все преимущества покупок в сети, не обходится и без проколов. В смысле без мошенников.

А риски в чём?

Алёша Шмоткин, Галина Обувашкина, бывает ещё «Просто продавец» или «Найди свою вещичку». Пожалуй, они есть в друзьях у каждого, кто завёл страничку в социальных сетях, потому что это так называемые интернет-барыги, и у них можно дёшево купить одежду, обувь, аксессуары. Интернет-торговля - это выгодно и удобно. Покупатель может не спеша рассмотреть товар, сравнить его с аналогами. Продавец же несёт гораздо меньшие затраты на содержание торговой площадки, ведь не надо платить за аренду (меньше издержек - ниже наценка), не надо начислять зарплату продавцам и охранникам. Однако, несмотря на неоспоримые плюсы как для покупателя, так и для продавца, интернет-витрины - всё же рискованное мероприятие. Доверие к незнакомцу из «сетки» может быть, что называется, проблемным. Начиная с того, что большинство торгашей через страничку, например, «Вконтакте», гарантию на товар не дают. Или с того, что могут возникнуть проволочки с доставкой, или с того, что товар привезут, но не такого качества, как хотелось. А ещё хуже, когда интернет-магазин - мошенник, собирающий деньги с доверчивых пользователей.

Интернет-сайт и онлайн-витрину может создать любой пользователь, даже школьник. Поэтому красивого, хорошо сделанного магазина-сайта в реальности может и не существовать. А что? Реальный товар покупатель не видит, не знает о его наличии, техническом состоянии, подлинном качестве и соответствии заявленных характеристик, представленных в фотографиях и видео. Всё, как говорится, на доверии и честном слове. Под роскошным дизайном и графикой, удобной навигацией и красивыми фотографиями может оказаться продуманная схема мошенничества. Ведь затраты на производство интернет-витрины - разовые, а прибыль, извлекаемая из неё, окупает все вложения.

И, кстати, очень опасна полная предоплата: нет письменного договора между виртуальным потребителем и виртуальным продавцом, нет предварительного договора, нет кассового и товарного чека, подтверждающего факт предоплаты/покупки. Отстоять в суде свои права практически невозможно.

Доверяй, но проверяй

Во-первых, тщательно изучите сайт. И, если найдёте грамматические ошибки, нерабочие разделы, страницы «на реконструкции» и «кривые» фотографии, насторожитесь.

Во-вторых, не доверяйте многочисленным положительным отзывам, размещённым на сайте интернет-магазина или страничке «Вконтакте». Отнеситесь скептически к отзывам о работе магазина и его товарах. Как правило, недобросовестные продавцы сами заполняют эти страницы «сахарными» отзывами. А негативные, естественно, затираются. Не поленитесь, поищите на различных форумах и каталогах, посетите сайт производителя, бренды и модели которого представлены в магазине. А ещё лучше - знакомого, разбирающегося в нужной вам категории товаров или уже таковой приобретавшего.

В-третьих, выясните, где находятся офис или региональные представительства. Уважающие клиента и выполняющие взятые на себя обязательства интернет-магазины не скрывают юридический адрес, не «прописываются» в квартире, всегда указывают городской телефон, факс, банковские реквизиты и при необходимости сертификаты. Если телефон указан, набирайте номер, прежде чем отправить деньги. Уточняйте подробности относительно выбранного товара, узнавайте о доставке. Если на звонки не отвечают или трубку берёт некомпетентный менеджер - есть повод насторожиться.

В-четвёртых, присмотритесь к формам оплаты. Это важный момент. Если предусмотрена предоплата через банк, предоставляются реквизиты, выписывается счёт или предлагается вариант перечисления с помощью электронных платежей через зарекомендовавшего себя посредника, это вызывает доверие. Если же вас просят напрямую зачислить деньги на яндекс-кошелёк или через webmoney, - это подозрительно. Прямой перевод можно использовать в случае полной уверенности в благонадёжности магазина. После банковского перевода у вас останется заверенная системой квитанция, которую в любой момент подтвердит банковский работник, прямой же перевод - это подарок мошенникам.

В-пятых, изучите условия оплаты товара. Если интернет-магазин предлагает различные виды оплаты: получение в офисе и оплата на месте, оплата курьеру после осмотра товара, оплата наложенным платежом при получении, полная предоплата - то всё в порядке. Но если указан только один способ покупки - полная предоплата, надо задуматься.

Кстати, любимая схема мошенников - отправлять товар наложенным платежом. Вроде как гарантия обмена денег на товар, выдаваемый на почте, но наложенным платежом вы вносите деньги не за свою покупку, а за полученную посылку, то есть кота в мешке (это лишь гарантирует право вскрыть посылку в присутствии почтовых работников, дабы сверить содержимое с описью).
А почтовые отправления с наложенным платежом выдаются на руки после уплаты полной суммы наложенного платежа, и только после этого клиент может проверить наличие пересылаемого вложения. Иногда интернет-барыги не обманывают клиента, а просто не договаривают кое-чего. Например, отправляют посылку наложенным платежом и не говорят, что на почте ещё придётся заплатить около десяти процентов от стоимости товара.

И, в-шестых, сравнивайте цены. Конечно, высокая стоимость товара - не гарантия высокого качества и наоборот: низкая цена ещё не говорит, что товар низкопробный. Но продавец ведь не будет работать себе в убыток.

А будет по закону

Государственная налоговая служба Украины разработала изменения в закон «О применении регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», принятие которых позволит жёстко контролировать объёмы продаж через интернет-магазины и полноту уплаты ими налогов в бюджет.

Предложено обязать юридических лиц, занимающихся электронной торговлей, предоставлять потребителю расчётный документ - фискальный чек. Он будет выдаваться тем, кто получает или возвращает товар или услугу (или отказывается от неё). Фискальный чек будет выдавать курьер (он должен будет иметь при себе портативный кассовый аппарат) при доставке товара. Таким образом, клиент в случае необходимости сможет доказать, что купил товар в определённом количестве и на указанную сумму именно в этом интернет-магазине.
В законодательстве не определено понятие «интернет-торговля», фактически все такие магазины вне закона. Кстати, в России вся электронная коммерция лицензирована, каждый магазин внесён в реестр.

Ирина КОВАЛЁВА.