Владимир Мамонтов: Крым - плацдарм будущих отношений на постсоветском пространстве

1 Август 2012 612

Мэтр российской журналистики, президент редакции газеты «Известия» поделился с читателями «Крымской правды» размышлениями о тонкостях российско-украинских отношений и о влиянии СМИ на дружбу наших стран.

Только вместе

- Недавно состоялось пятое заседание межгосударственной украинско-российской комиссии под председательством президентов Владимира Путина и Виктора Януковича. Как, по вашему мнению, эта встреча повлияет на дальнейшее развитие российско-украинских отношений?

- Занятное мнение я прочёл недавно: если в Кремле считают, что результаты были позитивными, это значит для Украины они катастрофические. Ну с таким настроем только за стол переговоров и садиться. Ясно, что на этом этапе противоречия не преодолены. Но где катастрофа? В чём она? В подвижках, здравых на мой взгляд, по русскому языку? Да, газовые переговоры идут непросто. И что? Они знавали куда более острые периоды. Катастрофу некоторые эксперты видят в любом сближении наших стран.
И рассуждают, кого первым накроет кризис (эх, скорее бы) - Украину или Россию? Если Россию - хорошо. Украина получит повод замедлить интеграцию с Москвой. А вот если Украину - мышеловка захлопнется, Россия и Путин сожрут её без соли, Европе, Америке и НАТО даже хвоста не останется. Логика, предлагаемая странами, строящими евроазиатский союз, другая: «сшить» к взаимной выгоде существенную часть постсоветского пространства, чтобы противостоять угрозам, накрывающим Евросоюз, и воспользоваться преимуществами сотрудничества с ним там, где это возможно. Российско-украинские отношения я бы рассматривал только через эту призму: вместе в Европу, к цивилизованному и стабильному миру. Прочее - местечковые пугалки и импортные ужастики.

- Одним из главных документов стало совместное заявление сторон о делимитации морских пространств в Чёрном и Азовском морях, а также в Керченском проливе. Россия пошла на существенные уступки. Но что же она заберёт взамен?

- Крым, разумеется. Шутка, простите, если кого обидел. Но в каждой шутке, и в этой тоже, есть доля правды. Обратите внимание, что в соглашениях по морским границам предусмотрены такие механизмы, как совместное владение и пользование перспективными месторождениями и стратегически важными морскими путями. В Крыму на деле тоже проводится в жизнь этот принцип: достаточно вспомнить пример Черноморского флота. Мы не можем (и не надо) отменять исторической взаимообусловленности интересов России и Украины здесь. Ещё раз хочу обратиться к оценкам некоторых украинских экспертов. Они считают, что Путин сейчас идёт на некоторые уступки, не торопится, рассчитывая чуть ли не на присоединение Украины в обозримой исторической перспективе. И бьют тревогу. Что же, если мы наладим продуктивные отношения, то действительно получим Украину - равно как и Украина получит Россию. Я имею в виду современную интеграцию, снятие таможенных барьеров, совместные проекты глобального масштаба.
И ничего не вижу в этом плохого или опасного.

Думать - полезно

- Недавно премьер-министр Николай Азаров заявил, что темпы евроинтеграции Украины ускорились. Почему Украина так не хочет вступать в Евразийский союз, почему мы ломимся в закрытую европейскую дверь?

- Насчёт ускорения - Азарову виднее. Отмена Ялтинского саммита с лидерами стран Евросоюза как-то не корреспондируется с быстрым евробудущим Украины. Напротив, европейцы, на мой взгляд, таким образом пытаются давить на Украину, вмешиваясь в её внутренние дела.
И прежде чем на них положиться, надо посмотреть, а каких уступок в экономике и политике требует Евросоюз от тех, кто в него быстренько вписался, лишь бы быть подальше от России? Поглядеть на текущее положение дел его не самых богатых и развитых членов. И взвесить на этом фоне «опасности» Евразийского союза.

- Кстати, встреча президентов была отложена на несколько часов. Оппозиция и подконтрольные ей СМИ тут же объявили задержку демонстрацией неуважения. По другой версии, никакой задержки не было, и визит Путина состоялся в запланированный российской стороной срок, украинская сторона решила подстраховаться и подготовиться заблаговременно. Какую роль в российско-украинских отношениях играют медиа?

- Давайте сначала о «демонстрации неуважения». Запретить господину Балоге думать, что заехать по дороге к байкерам - неуважение, я не могу. Думать вообще полезно. Никто не должен мешать прессе комментировать любые события, но давайте делать это умно. Есть официальная оценка итогов встречи в Ливадии. И есть нюансы встречи, которые тоже важны, но это штрихи, оттенки. Хорошо их видеть, но видеть только их, раздувать, не уметь откомментировать соответственно удельному весу - это не есть профессионализм. Что же до информационной войны... Я уже не раз говорил, что в информационных войнах первой гибнет журналистика. Нельзя журналисту - если он не партийный журналист, а есть и такие, плотно ангажированные - воевать в наёмной армии. Не его это дело.

Многоязычие - не беда

- Как вы относитесь к проблеме повышения статуса русского языка на Украине, которую за 20 лет никто так и не решил?

- «Великое русское слово» я крепко люблю, продвигаю, как могу. Для меня очень важны и интересны в наших языках и различия, и сходства. А кому-то важны только различия, их ещё и добавляют искусственно, слова малоупотребительные вставляют, да что там, вообще пытаются запретить использование русского языка. Многоязычие - не беда, а богатство, так формулируется европейская языковая мудрость. Вот тут у Евросоюза бы поучиться.

- Как вы считаете, выгодно ли России восстановление права законодательной инициативы Крыма и насколько это реально?

- Крым, несомненно, место особое, статус ему положен особый. Пытаться его как-то укатать, постричь под одну гребёнку ни у кого не получится. Тут я бы тоже придерживался мультикультурности его, ценил разнообразие и видел бы в этом основу процветания. Крым вообще мог бы стать - и отчасти уже является - плацдармом будущих отношений на постсоветском пространстве. Я за это люблю Крым, считаю его своим, но это не ущемляет ничьей любви к нему. Готов, чтобы хоть вся планета была моей и нашей, а мы оставались при этом теми, кто есть. Говорили на своих языках, понимая соседей. Завязывались прочно в экономике - той, которая принесёт благо нам, не чужому дяде. Давайте не торопиться лезть под чужой каток глобализации. Давайте не будем торопиться аплодировать толерантности - ведь есть ещё любовь и дружба. Они лучше, проверено.

Беседовал
Александр ДРЕМЛЮГИН.