Звезда первой величины

31 Июль 2012 677
Иван Айвазовский.
Иван Айвазовский.

Так назвал величайшего мариниста, тончайшего мастера пейзажа Ивана Айвазовского его современник, выдающийся русский художник Иван Крамской: «Айвазовский, кто бы и что бы ни говорил, есть звезда первой величины - и не только у нас, а и в истории искусства вообще». Жизнь подтвердила эти слова. С годами величие маэстро моря, 195-летие со дня рождения которого отметила мировая общественность, не только не померкло, но и ещё ярче засияло.

«Море - моя жизнь»

В творческом наследии Айвазовского более пяти тысяч картин, значительная часть которых посвящена любимому им с детства морю. Морские пейзажи так разнообразны, что остаётся только удивляться, как удавалось мастеру не повторяться, постоянно находить новые ноты в передаче природной стихии, сохраняя при этом неизменным собственный неповторимый стиль. Он прочно и, пожалуй, навсегда занял определённую нишу, к которой пока никто не подступился даже на мало-мальски близкое расстояние. А всё потому, что, как признавался сам Айвазовский, «море - моя жизнь». А жизнь и профессия - это не одно и то же.

Айвазовский мастерски изображал не только море. Его кисть создала высочайшего уровня картины жанровые, на библейские и античные темы, портреты. В совершенстве овладел художник рисунком и графикой. Ему принадлежит первенство в изображении степных пейзажей с ветряными мельницами, с жатвой, чумацкими телегами, запряжёнными волами, стадами овец в степи: «Камыш на Днепре», «Чумацкая валка», «Украинский пейзаж», «Во время жатвы на Украине», другие полотна с виртуозной передачей колорита и обычаев тех мест, которые он посещал. Впечатляет не только непринуждённость, лёгкость, с которой он вникал в новые темы, но и явная симпатия к людям, попавшим в поле его зрения.

И всё же главным для Айвазовского было море. И он, навсегда установивший художественные каноны изобразительной маринистики, остался главным в этом направлении. Критик Стасов выразился однозначно: «Айвазовский своё сделал, он двинул других по новому пути».

Талант, прославивший Отчизну

Это имя нынче столь известно, что вряд ли стоит вновь и вновь перечислять достоинства художника или возвращаться к фактам его хорошо известной биографии. Трудно найти человека, который не назовёт хотя бы две-три знаменитые работы мариниста, скажем, «Девятый вал», «Буря на море». Напомню лишь самые яркие эпизоды.

Во всех странах и городах, где выставлялся Айвазовский - Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Сорренто, Париже, Лондоне, Амстердаме, - его картины привлекали внимание и вызывали восхищение у публики и критики. Неудивительно, что он становится одним из самых популярных художников Европы. На церемонии награждения молодого художника золотой медалью Парижской академии искусств французский художник-баталист Орас Берне сделал ему достойный комплимент: «Ваш талант прославляет вашу Отчизну». На родину Айвазовский вернулся признанным мастером, академиком шести европейских академий искусств. Не поскупились на академические регалии и в Петербурге, где он становится официальным живописцем Главного морского штаба с правом ношения мундира морского министерства. Так, всего в 27 лет Айвазовский приобретает мировую славу. Ему делают заказы престижные галереи, коллекционеры, царская семья. Свой неожиданный для столичного общества отъезд в провинциальную Феодосию художник объясняет просто: «Меня тянет в Крым, к Чёрному морю». В родном городе он строит по собственному проекту недалеко от моря дом, в котором в 1865 году открывает «Общие художественные мастерские» - своего рода филиал академии искусств. Их окончили ставшие потом известными художниками Лев Лагорио, Михаил Латри, Константин Богаевский.

Добрый гений

Душой города, добрым его гением нарекли феодосийцы Айвазовского за его дела, направленные на процветание города. Они знали, что по завещанию художника его галерея перейдёт в собственность города, что и произошло в 1900 году. А в мае 1887 года на заседании городской думы Айвазовский объявил о том, что дарит Феодосии навечно 50000 вёдер (600 м

3) воды в сутки из источника в Субашском имении.Как пишет в своих мемуарах, хранящихся в фондах Феодосийской картинной галереи, Юрий Андреевич Галабутский (1863-1928), в Феодосии Айвазовский был «царь и Бог», без ведома которого ничего в городе не предпринималось. Мемуарист свидетельствует: «В его гостиной слагалось общественное мнение, а в его кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела. Да и по частным делам, в особенности таким, о которых надо «похлопотать» в Петербурге, шли к нему, в уверенности, что если он отнесётся к просьбе благосклонно, то дело в шляпе. Когда Айвазовский проходил по улицам своею медленной, но бодрой походкой, всякий обыватель почтительно снимал шапку и низенько раскланивался. Нельзя сказать, чтобы это почтение воздавалось Айвазовскому как великому художнику, ибо феодосийцы отнюдь не были особыми ценителями и почитателями искусства, тут едва ли не главную роль играл обстоятельство, что Айвазовский был тайный советник, сановник и влиятельный человек».

Нынче любой феодосиец, даже юный, скажет, что именно благодаря Айвазовскому были построены железная дорога Джанкой - Феодосия, торговый порт, публичная библиотека, часовня в честь героя Кавказской войны генерала П. Котляревского. Щедрый благотворитель открыл армянскую школу и типографию, построил новый и отремонтировал старый армянский храм, был попечителем двух городских гимназий.

За многочисленные добрые дела, которые Айвазовский сделал для родного города, признательные феодосийцы избрали его первым почётным гражданином. А на улице Итальянской (теперь улица Горького) построили оригинальный фонтан-памятник, украшенный увенчанной лаврами палитрой с надписью «Доброму гению». Во время Великой Отечественной войны памятник пропал. В 2004 году его восстановил по старым открыткам феодосийский скульптор Валерий Замеховский, и памятник вновь стал украшением и визитной карточкой города. От прежнего он отличается колоннадой и надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его - благодарная Феодосия».

А вот фонтан, построенный на средства Ивана Константиновича по его проекту в 1888 году и названный по повелению императора Александра III именем художника-благотворителя, представляет теперь лишь историческую ценность. Долгие годы к нему поступала вода по 26-километровому трубопроводу, проведённому из имения Айвазовского. Возле фонтанного крана по распоряжению художника повесили серебряную кружку, и каждый горожанин и приезжий мог бесплатно утолить жажду водой, которая была в Феодосии на вес золота. Войны пощадили его, он является одним из немногих фонтанов, сохранившихся до наших дней. Вот только вода в него больше не поступает - трубопровод нарушен при строительстве очередной элитной многоэтажки неподалёку от фонтана.

«Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память»

Эти слова начертаны на мраморном памятнике на могиле непревзойдённого мариниста. 82-летний художник умер 2 мая 1900 года в милой его сердцу Феодосии. Похоронили его рядом со средневековой армянской церковью Святого Саркиса. В 1903 году вдова художника Анна Саркисова установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, авторство которого принадлежит итальянскому скульптору Л. Биоджоли.

Вряд ли в семье многодетного базарного старосты могли предположить, что из черноглазого курчавого Оника (так звали в детстве Ивана Айвазовского) вырастет мировое светило, род которого будет им прославлен на века.

* * *

В Феодосийской галерее хранится самая большая в мире коллекция произведений великого мариниста - 147 работ. Наиболее известные: «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль «Мария» на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «Среди волн».

* * *

По просьбе художника, удручённого тем, что родовая фамилия может быть утеряна, император Николай II присваивает фамилию Айвазовского его внуку Александру «вместе с гербом и достоинствами дворянского рода».

* * *

У художника было три музы. Первая его любовь - балетная дива из Италии Мария Тальони, отказавшаяся выйти за него замуж. Первой женой Ивана Константиновича стала гувернантка Юлия Гревс, родившая ему четырёх дочерей. В шестьдесят пять лет художник женится на двадцатипятилетней красавице армянке Анне Саркисовой.

* * *

Художниками стали три внука Айвазовского: Михаил Латри, Алексей Ганзен и Константин Арцеулов, больше известный широкой публике как ас лётного дела.

* * *

Имя Айвазовского, увенчанное мировой славой, занимает одно из первых мест в ряду известнейших художников. Его портрет украшает галерею дворца Питти во Флоренции, где собраны портреты всех знаменитых художников, начиная с великих мастеров Возрождения. До Айвазовского из русских художников такой чести удостоился лишь Орест Кипренский.

На фото: Фонтан «Доброму гению».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.