«Есть такая профессия - Родину защищать»
Какие бы крутые пируэты ни выписывала новейшая политическая история, как бы замысловато ни прочерчивались границы новых государств на территории бывшего СССР, Краснознамённый Черноморский флот был и остаётся символом не только Севастополя, но и всего Крыма. Накануне главного морского праздника - Дня Военно-Морского Флота командующий Черноморским флотом Российской Федерации, контр-адмирал Александр Федотенков дал эксклюзивное интервью корреспондентам «Крымской правды».
- Товарищ командующий, во времена «холодной войны» и «противостояния двух систем» вероятным противником СССР считались США и НАТО. А какие задачи стоят перед Черноморским флотом сегодня?
- Задачи, стоящие перед Черноморским флотом, неизменны: обеспечение безопасности, защита интересов Российской Федерации и её союзников на южном направлении. Эти задачи не меняются на протяжении всей 229-летней истории Черноморского флота и совершенно не зависят от того, кто у России числится в «вероятных друзьях» или «вероятных противниках». Защита Родины, своей страны - главное. Это то, ради чего флот создавался.
- Значительная часть советской инфраструктуры к настоящему времени утрачена. Насколько велики потери и в какой мере они сказываются на боевых способностях?
- Сколько бы мы ни лили слёз по прошлым временам, необходимо жить настоящим и опираться на то, что есть. В первую очередь на людей, способных достигать поставленной цели в любых условиях. Прошлое стоит помнить, гордиться им, учить на его лучших примерах молодое поколение, но жить прошлым - непродуктивно.
Действительно, если сравнивать с советским периодом, флот сократился по численности втрое: уменьшился корабельный состав, черноморцы утратили более 70% прежних мест базирования. Но это - объективные факторы, вызванные уходом с политической арены Советского государства. Спорить с очевидным - бессмысленно. Гораздо логичнее учиться жить в новых реалиях.
Сказать, что понесённые потери для нас неощутимы, значит соврать. Конечно, нам не хватает и потерянных аэродромов, и пунктов базирования, которые позволяли эффективно распределять силы в зоне ответственности. Но ничего катастрофического не произошло. Нам удалось восстановить элементы инфраструктуры базирования сил ЧФ, в частности вернуть к жизни судоремонтные предприятия, учебные центры. Возобновлено функционирование морского десантного полигона, где последние несколько лет проводятся учения береговых войск во взаимодействии с боевыми кораблями и авиацией флота. Мы получили возможность отрабатывать новые тактические элементы, выполнять боевую стрельбу, в том числе и новыми видами оружия. То есть к настоящему моменту мы вернулись к эффективному уровню подготовки.
Существенно увеличилась морская практика для экипажей боевых кораблей и судов. Это связано с расширением географии деятельности сил флота, ростом количества дальних походов и интенсивной работой моряков в океанской и дальней морской зоне.
Судите сами: за прошлый год и шесть месяцев нынешнего года корабельный состав Черноморского флота прошёл более 300000 морских миль, что почти в два раза больше, чем в 2010 году. В дальней морской зоне пройдено более 100000 миль.
- Взаимодействие с ВМС других стран Причерноморья тоже развивается? Глупо спрашивать, чей флот сильнее, дай Бог, чтобы не пришлось выяснять это на практике. Но всё же уважают ли по-прежнему соседи силу русского оружия?
- Уважают. Но, как вы сами сказали, мы не грозим и не противостоим друг другу, а взаимодействуем. В этом году флот уже принял участие в активации Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», представил ВМФ России на международной гидрографической конференции в Монако, корабль ЧФ посетил с деловым заходом итальянский порт Мессина. Да и сейчас День флота в дальней морской зоне в Средиземном море встречают несколько боевых кораблей и вспомогательных судов. Это сторожевой корабль «Сметливый», большие десантные корабли «Цезарь Куников» и «Николай Фильченков», вспомогательные суда танкер «Иван Бубнов», спасательный буксир «Шахтёр», морские буксиры 304-й и 5-й, плавмастерская 138.
Впереди у нас ещё много задач. В августе пройдёт ещё одна активация «Блэксифор», в ходе которой ВМФ России передаст командование международным соединением турецким ВМС. Также в августе в Новороссийске пройдёт международное антитеррористическое учение флотов причерноморских государств «Доверие-2012», позднее - двустороннее российско-итальянское военно-морское учение «Иониекс-2012», состоится поход нашего корабля в порты Греции и Черногории, и, конечно же, силы флота примут участие в стратегических учениях «Кавказ-2012». Как видите, график напряжённый, но Черноморский флот справляется с поставленными задачами, и это - объективная реальность.
- Ходит множество самых разноречивых слухов о будущем обновлении состава боевых кораблей, перевооружении и усилении ЧФ. Какова ситуация в действительности?
- Перевооружение флота - уже давно не слухи, а назревшая необходимость. Значительный процент кораблей эксплуатируется более двадцати (а некоторые и более тридцати) лет, и они нуждаются в замене кораблями современных проектов. Ситуация действительно сложная. Но при этом практически все корабли, которые сегодня находятся в боевом составе, способны выполнять свои задачи. Они своевременно ремонтируются, и им продлевается срок эксплуатации. Требования к эксплуатации кораблей у нас очень серьёзные.
- Если не секрет, какие новые боевые корабли получит флот и когда это произойдёт?
- Первые новые боевые корабли мы получим уже к концу следующего года. В ближайшей перспективе речь идёт о трёх сторожевых кораблях новейшего проекта и трёх дизельных подводных лодках из шести, которые предполагается построить. По программе строительства надводных кораблей в интересах флота работает судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Субмарины для ЧФ строит объединение «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Процесс строительства лично контролирует командование флота, мы находимся в постоянном контакте с руководством предприятий.
- О характеристиках новых кораблей и их вооружения, наверное, и спрашивать неприлично?
- Ну раз уже спросили, я отвечу. Приход новых кораблей существенно усилит флот и расширит его возможности по контролю за акваторией Чёрного и Средиземного морей, поскольку в этих кораблях реализованы новые инженерные решения, на них размещены современные ракетные и артиллерийские комплексы, а также предусмотрено базирование корабельных вертолётов, что для современного флота является жизненной необходимостью.
- В период пребывания у власти президента Виктора Ющенко, когда отношения между Украиной и Россией были, мягко говоря, натянутыми, российские моряки находились почти на осадном положении. Что изменилось после заключения Харьковских соглашений в положении ЧФ в Севастополе?
- После ратификации Харьковских соглашений у флота появилась возможность, не отвлекаясь на проблемы, не свойственные оперативно-стратегическому объединению, направить усилия исключительно на повышение боевой готовности сил, укрепление дисциплины и правопорядка, решение задач боевой и физической подготовки, совершенствование ратного мастерства. Теперь у нас есть долгосрочная перспектива для работы и развития, которая очень важна.
- Отношения с ВМС Украины тоже наладились?
- Наши отношения с украинским флотом никогда и не были конфликтными. Мы всегда находили решение даже в самых непростых ситуациях, поскольку в Севастополе и Крыму мы являемся партнёрами. После многолетнего перерыва возобновились совместные российско-украинское военно-морское учения «Фарватер мира». Даже в период политических разногласий моряки двух флотов искали точки соприкосновения. Их нам подсказывала сама жизнь: совместно использовали около 20 объектов, в том числе полигоны, совместно осуществляли контроль Севастопольского рейда, вместе принимали участие в учениях и фактической борьбе со стихийными бедствиями. Мы содействовали стажировке украинских подводников на подводной лодке Черноморского флота «Алроса». Да и сама украинская подводная лодка «Запорожье» прошла ремонт и часть испытаний на российском судоремонтном заводе в Севастополе. Кроме этого, на объектах совместного использования Черноморским флотом оказывались услуги в интересах ВМС Украины на безвозмездной основе. За период с 1997-го по 2011 год оказано таких услуг на 2,1 миллиона рублей.
- А что взамен?
- Флот по-прежнему взаимодействует с ВМС ВС Украины в рамках Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор». В этом году впервые День Военно-Морского Флота России и День флота Украины, который в соответствии с указом президента Украины также приходится на последнее воскресенье июля, будут праздноваться совместно.
У нас уже есть опыт проведения подобных торжеств с привлечением сил двух флотов, и, надеюсь, этот праздник засияет новыми гранями и красками. Взаимодействие ЧФ РФ и ВМС Украины - серьёзный фактор стабильности и безопасности в черноморском регионе, и от этого сотрудничества мы не собираемся отказываться.
- А с гражданскими украинскими властями Севастополя как у вас складываются отношения?
- У нас налажен конструктивный диалог и с городскими властями. Поскольку флот в Севастополе не инородное тело, на что иногда совершенно беспочвенно намекают отдельные специалисты в вопросах «ловли рыбы в мутной воде», а полноправный и ответственный участник городской жизни. И духовной, и военной, и культурной.
В соответствии со статьёй 14 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанного 28 мая 1997 года в Киеве, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации производят налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Черноморский флот РФ - крупнейший плательщик различных видов налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды Украины. За период с 1997-го по 2011 год перечислено налогов и платежей на 2664,3 миллиона гривен. Кроме того, бюджеты Севастополя и Феодосии, посёлка городского типа Гвардейское, где базируются части ЧФ, кроме налоговых поступлений ежегодно пополняются субвенциями от участия РФ в развитии их социально-экономической сферы. В соответствии с межправительственным Соглашением об участии Российской Федерации в развитии социально-экономической сферы Севастополя и других населённых пунктов, подписанном 16 марта 2000 года в Киеве, Российской Федерацией украинской стороне с 2005 года перечислено на эти цели 770,3 миллиона рублей.
В прошлом году российской стороной перечислено 106,6 миллиона рублей. Расчётный объём участия Российской Федерации на текущий год составляет 164,8 миллиона рублей.
- То есть Россия продолжает спонсировать Украину? Ведь это большие суммы.
- И это тоже далеко не всё. Ежегодно денежное довольствие военнослужащих, заработная плата гражданского персонала и различные компенсационные выплаты (всего более 2 миллиардов гривен - это сумма, превышающая бюджет Севастополя в 2009 году) по большей части расходуются в пределах населённых пунктов, где дислоцируются воинские формирования и предприятия Черноморского флота. То есть эти деньги идут в конечном счёте на развитие мелкого и среднего бизнеса в этих населённых пунктах.
В рамках осуществления хозяйственной деятельности воинскими частями, организациями и предприятиями Черноморского флота за счёт денежных средств флота производятся закупка товарно-материальных ценностей, оплата работ и услуг, на что ежегодно флот тратит около 270 миллионов гривен. Добавьте сюда и тот факт, что Черноморский флот является самым крупным работодателем в регионе: на наших предприятиях трудятся более 15 тысяч гражданских специалистов - граждан Украины, зарплата которых выше, чем в аналогичных отраслях экономики региона.
Так что судите сами, насколько флот интегрирован в жизнь города и насколько он полезен.
- В том, что Севастополь и Черноморский флот неразделимы, у нас нет сомнений. А насколько важен для Черноморского флота пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) в сирийском Тартусе? Каковы возможные сценарии в случае ухудшения ситуации в Сирии?
- Без баз, где можно пополнить запасы топлива и воды, закупить продовольствие, сложно обойтись любому флоту. Наличие ПМТО в Тартусе позволяет нам ремонтировать корабли, несущие службу в Средиземном море, обеспечивать их всем необходимым, организовывать отдых экипажей. Такое подразделение своё существование полностью оправдывает. Как будут развиваться события в Сирии - покажет время. Но будем надеяться на то, что выход из сложившейся ситуации, отвечающий интересам прежде всего самих сирийцев, будет найден.
- БДК «Ямал» - единственный боевой корабль и в составе ЧФ, и в мире, над которым шефствует газета сопредельного государства - это наша газета «Крымская правда». Для нас Черноморский флот никогда не был и не будет «иностранным». Но мы - люди гражданские. Одобряете ли вы такого рода дружественные связи? Как вы оцениваете военное значение нашего подшефного корабля?
- А что может быть плохого в искренней дружбе и поддержке? Я читал материалы о корабле и его экипаже в вашей газете. Спасибо за них, это поддерживает моряков, помогает им. В своё время корреспондент «Крымской правды» даже был прикомандирован на корабль для участия в одной из активаций международного соединения «Блэксифор». Получилась интересная серия репортажей. Такое сотрудничество идёт только на пользу. И неважно, какое у кого гражданство, гораздо важнее понимание, желание вникнуть в существующие проблемы и решать их сообща, идти навстречу друг другу. Мы настроены и дальше продолжать такое сотрудничество, потому что именно через него и достигается взаимопонимание, формируются взаимные доверие и уважение.
Что касается важности вашего подшефного корабля для флота, то её трудно недооценивать. Класс десантных кораблей именно сейчас очень востребован. БДК - самые большие труженики. Они представляют флот на международных учениях, доставляют грузы в интересах флота, принимают участие в учениях при погрузке и высадке десанта, наконец, участвуют в парадах и торжествах. На долю «Ямала» тоже приходится немалая часть общей работы, и с ней экипаж справляется успешно. Так что вы, шефы, можете с полным правом гордиться этим кораблём!
- Разрешите личный вопрос, товарищ командующий? Значительная часть вашей военной карьеры связана с Северным флотом. Вы командовали Ленинградской военно-морской базой. Конечно, город на Неве забыть невозможно. А что для вас лично значат Севастополь и Черноморский флот?
- Для меня это личные понятия. Севастополь стал для меня родным городом не в прошлом году, когда я возглавил Черноморский флот. Всё произошло много лет назад, когда я был зачислен курсантом в Севастопольское высшее военно-морское училище имени Павла Степановича Нахимова. Учиться в этом городе, ходить его улицами, осознавая, где ты находишься, как тебе повезло в жизни, - вот величайшее счастье. Я влюбился в этот город, потому что моряком стал именно здесь. А впуская в свою жизнь Севастополь, понимаешь, что без флота этот город просто не может существовать - ни исторически, ни физически. Это очевидно. Так что и город, и флот - неотъемлемая часть моей жизни.
- На празднование Дня ВМФ в Севастополе традиционно соберутся не только жители города-героя, но и гости из других городов. Что бы вы хотели им пожелать в этот праздничный день?
- В первую очередь я хочу всем пожелать счастья, здоровья, мира в ваших домах и мирного неба над головой. Любите жизнь, радуйтесь её краскам, умейте видеть хорошее и находить в себе силы противостоять плохому. А коллективу редакции «Крымской правды» я хочу сказать, что вы всегда можете рассчитывать на моряков Краснознамённого Черноморского флота!
С праздником! С Днём Военно-Морского Флота Российской Федерации!
Беседовал
Николай ФИЛИППОВ.