«Есть такая профессия - Родину защищать»

28 Июль 2012 614
Александр Федотенков.
Александр Федотенков.

Какие бы крутые пируэты ни выписывала новейшая политическая история, как бы замысловато ни прочерчивались границы новых государств на территории бывшего СССР, Краснознамённый Черноморский флот был и остаётся символом не только Севастополя, но и всего Крыма. Накануне главного морского праздника - Дня Военно-Морского Флота командующий Черноморским флотом Российской Федерации, контр-адмирал Александр Федотенков дал эксклюзивное интервью корреспондентам «Крымской правды».

- Товарищ командующий, во времена «холодной войны» и «противостояния двух систем» вероятным противником СССР считались США и НАТО. А какие задачи стоят перед Черноморским флотом сегодня?

- Задачи, стоящие перед Черноморским флотом, неизменны: обеспечение безопасности, защита интересов Российской Федерации и её союзников на южном направлении. Эти задачи не меняются на протяжении всей 229-летней истории Черноморского флота и совершенно не зависят от того, кто у России числится в «вероятных друзьях» или «вероятных противниках». Защита Родины, своей страны - главное. Это то, ради чего флот создавался.

- Значительная часть советской инфраструктуры к настоящему времени утрачена. Насколько велики потери и в какой мере они сказываются на боевых способностях?

- Сколько бы мы ни лили слёз по прошлым временам, необходимо жить настоящим и опираться на то, что есть. В первую очередь на людей, способных достигать поставленной цели в любых условиях. Прошлое стоит помнить, гордиться им, учить на его лучших примерах молодое поколение, но жить прошлым - непродуктивно.

Действительно, если сравнивать с советским периодом, флот сократился по численности втрое: уменьшился корабельный состав, черноморцы утратили более 70% прежних мест базирования. Но это - объективные факторы, вызванные уходом с политической арены Советского государства. Спорить с очевидным - бессмысленно. Гораздо логичнее учиться жить в новых реалиях.

Сказать, что понесённые потери для нас неощутимы, значит соврать. Конечно, нам не хватает и потерянных аэродромов, и пунктов базирования, которые позволяли эффективно распределять силы в зоне ответственности. Но ничего катастрофического не произошло. Нам удалось восстановить элементы инфраструктуры базирования сил ЧФ, в частности вернуть к жизни судоремонтные предприятия, учебные центры. Возобновлено функционирование морского десантного полигона, где последние несколько лет проводятся учения береговых войск во взаимодействии с боевыми кораблями и авиацией флота. Мы получили возможность отрабатывать новые тактические элементы, выполнять боевую стрельбу, в том числе и новыми видами оружия. То есть к настоящему моменту мы вернулись к эффективному уровню подготовки.

Существенно увеличилась морская практика для экипажей боевых кораблей и судов. Это связано с расширением географии деятельности сил флота, ростом количества дальних походов и интенсивной работой моряков в океанской и дальней морской зоне.

Судите сами: за прошлый год и шесть месяцев нынешнего года корабельный состав Черноморского флота прошёл более 300000 морских миль, что почти в два раза больше, чем в 2010 году. В дальней морской зоне пройдено более 100000 миль.

- Взаимодействие с ВМС других стран Причерноморья тоже развивается? Глупо спрашивать, чей флот сильнее, дай Бог, чтобы не пришлось выяснять это на практике. Но всё же уважают ли по-прежнему соседи силу русского оружия?

- Уважают. Но, как вы сами сказали, мы не грозим и не противостоим друг другу, а взаимодействуем. В этом году флот уже принял участие в активации Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», представил ВМФ России на международной гидрографической конференции в Монако, корабль ЧФ посетил с деловым заходом итальянский порт Мессина. Да и сейчас День флота в дальней морской зоне в Средиземном море встречают несколько боевых кораблей и вспомогательных судов. Это сторожевой корабль «Сметливый», большие десантные корабли «Цезарь Куников» и «Николай Фильченков», вспомогательные суда танкер «Иван Бубнов», спасательный буксир «Шахтёр», морские буксиры 304-й и 5-й, плавмастерская 138.

Впереди у нас ещё много задач. В августе пройдёт ещё одна активация «Блэксифор», в ходе которой ВМФ России передаст командование международным соединением турецким ВМС. Также в августе в Новороссийске пройдёт международное антитеррористическое учение флотов причерноморских государств «Доверие-2012», позднее - двустороннее российско-итальянское военно-морское учение «Иониекс-2012», состоится поход нашего корабля в порты Греции и Черногории, и, конечно же, силы флота примут участие в стратегических учениях «Кавказ-2012». Как видите, график напряжённый, но Черноморский флот справляется с поставленными задачами, и это - объективная реальность.

- Ходит множество самых разноречивых слухов о будущем обновлении состава боевых кораблей, перевооружении и усилении ЧФ. Какова ситуация в действительности?

- Перевооружение флота - уже давно не слухи, а назревшая необходимость. Значительный процент кораблей эксплуатируется более двадцати (а некоторые и более тридцати) лет, и они нуждаются в замене кораблями современных проектов. Ситуация действительно сложная. Но при этом практически все корабли, которые сегодня находятся в боевом составе, способны выполнять свои задачи. Они своевременно ремонтируются, и им продлевается срок эксплуатации. Требования к эксплуатации кораблей у нас очень серьёзные.

- Если не секрет, какие новые боевые корабли получит флот и когда это произойдёт?

- Первые новые боевые корабли мы получим уже к концу следующего года. В ближайшей перспективе речь идёт о трёх сторожевых кораблях новейшего проекта и трёх дизельных подводных лодках из шести, которые предполагается построить. По программе строительства надводных кораблей в интересах флота работает судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Субмарины для ЧФ строит объединение «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Процесс строительства лично контролирует командование флота, мы находимся в постоянном контакте с руководством предприятий.

- О характеристиках новых кораблей и их вооружения, наверное, и спрашивать неприлично?

- Ну раз уже спросили, я отвечу. Приход новых кораблей существенно усилит флот и расширит его возможности по контролю за акваторией Чёрного и Средиземного морей, поскольку в этих кораблях реализованы новые инженерные решения, на них размещены современные ракетные и артиллерийские комплексы, а также предусмотрено базирование корабельных вертолётов, что для современного флота является жизненной необходимостью.

- В период пребывания у власти президента Виктора Ющенко, когда отношения между Украиной и Россией были, мягко говоря, натянутыми, российские моряки находились почти на осадном положении. Что изменилось после заключения Харьковских соглашений в положении ЧФ в Севастополе?

- После ратификации Харьковских соглашений у флота появилась возможность, не отвлекаясь на проблемы, не свойственные оперативно-стратегическому объединению, направить усилия исключительно на повышение боевой готовности сил, укрепление дисциплины и правопорядка, решение задач боевой и физической подготовки, совершенствование ратного мастерства. Теперь у нас есть долгосрочная перспектива для работы и развития, которая очень важна.

- Отношения с ВМС Украины тоже наладились?

- Наши отношения с украинским флотом никогда и не были конфликтными. Мы всегда находили решение даже в самых непростых ситуациях, поскольку в Севастополе и Крыму мы являемся партнёрами. После многолетнего перерыва возобновились совместные российско-украинское военно-морское учения «Фарватер мира». Даже в период политических разногласий моряки двух флотов искали точки соприкосновения. Их нам подсказывала сама жизнь: совместно использовали около 20 объектов, в том числе полигоны, совместно осуществляли контроль Севастопольского рейда, вместе принимали участие в учениях и фактической борьбе со стихийными бедствиями. Мы содействовали стажировке украинских подводников на подводной лодке Черноморского флота «Алроса». Да и сама украинская подводная лодка «Запорожье» прошла ремонт и часть испытаний на российском судоремонтном заводе в Севастополе. Кроме этого, на объектах совместного использования Черноморским флотом оказывались услуги в интересах ВМС Украины на безвозмездной основе. За период с 1997-го по 2011 год оказано таких услуг на 2,1 миллиона рублей.

- А что взамен?

- Флот по-прежнему взаимодействует с ВМС ВС Украины в рамках Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор». В этом году впервые День Военно-Морского Флота России и День флота Украины, который в соответствии с указом президента Украины также приходится на последнее воскресенье июля, будут праздноваться совместно.
У нас уже есть опыт проведения подобных торжеств с привлечением сил двух флотов, и, надеюсь, этот праздник засияет новыми гранями и красками. Взаимодействие ЧФ РФ и ВМС Украины - серьёзный фактор стабильности и безопасности в черноморском регионе, и от этого сотрудничества мы не собираемся отказываться.

- А с гражданскими украинскими властями Севастополя как у вас складываются отношения?

- У нас налажен конструктивный диалог и с городскими властями. Поскольку флот в Севастополе не инородное тело, на что иногда совершенно беспочвенно намекают отдельные специалисты в вопросах «ловли рыбы в мутной воде», а полноправный и ответственный участник городской жизни. И духовной, и военной, и культурной.

В соответствии со статьёй 14 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанного 28 мая 1997 года в Киеве, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации производят налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

Черноморский флот РФ - крупнейший плательщик различных видов налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды Украины. За период с 1997-го по 2011 год перечислено налогов и платежей на 2664,3 миллиона гривен. Кроме того, бюджеты Севастополя и Феодосии, посёлка городского типа Гвардейское, где базируются части ЧФ, кроме налоговых поступлений ежегодно пополняются субвенциями от участия РФ в развитии их социально-экономической сферы. В соответствии с межправительственным Соглашением об участии Российской Федерации в развитии социально-экономической сферы Севастополя и других населённых пунктов, подписанном 16 марта 2000 года в Киеве, Российской Федерацией украинской стороне с 2005 года перечислено на эти цели 770,3 миллиона рублей.

В прошлом году российской стороной перечислено 106,6 миллиона рублей. Расчётный объём участия Российской Федерации на текущий год составляет 164,8 миллиона рублей.

- То есть Россия продолжает спонсировать Украину? Ведь это большие суммы.

- И это тоже далеко не всё. Ежегодно денежное довольствие военнослужащих, заработная плата гражданского персонала и различные компенсационные выплаты (всего более 2 миллиардов гривен - это сумма, превышающая бюджет Севастополя в 2009 году) по большей части расходуются в пределах населённых пунктов, где дислоцируются воинские формирования и предприятия Черноморского флота. То есть эти деньги идут в конечном счёте на развитие мелкого и среднего бизнеса в этих населённых пунктах.
В рамках осуществления хозяйственной деятельности воинскими частями, организациями и предприятиями Черноморского флота за счёт денежных средств флота производятся закупка товарно-материальных ценностей, оплата работ и услуг, на что ежегодно флот тратит около 270 миллионов гривен. Добавьте сюда и тот факт, что Черноморский флот является самым крупным работодателем в регионе: на наших предприятиях трудятся более 15 тысяч гражданских специалистов - граждан Украины, зарплата которых выше, чем в аналогичных отраслях экономики региона.

Так что судите сами, насколько флот интегрирован в жизнь города и насколько он полезен.

- В том, что Севастополь и Черноморский флот неразделимы, у нас нет сомнений. А насколько важен для Черноморского флота пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) в сирийском Тартусе? Каковы возможные сценарии в случае ухудшения ситуации в Сирии?

- Без баз, где можно пополнить запасы топлива и воды, закупить продовольствие, сложно обойтись любому флоту. Наличие ПМТО в Тартусе позволяет нам ремонтировать корабли, несущие службу в Средиземном море, обеспечивать их всем необходимым, организовывать отдых экипажей. Такое подразделение своё существование полностью оправдывает. Как будут развиваться события в Сирии - покажет время. Но будем надеяться на то, что выход из сложившейся ситуации, отвечающий интересам прежде всего самих сирийцев, будет найден.

- БДК «Ямал» - единственный боевой корабль и в составе ЧФ, и в мире, над которым шефствует газета сопредельного государства - это наша газета «Крымская правда». Для нас Черноморский флот никогда не был и не будет «иностранным». Но мы - люди гражданские. Одобряете ли вы такого рода дружественные связи? Как вы оцениваете военное значение нашего подшефного корабля?

- А что может быть плохого в искренней дружбе и поддержке? Я читал материалы о корабле и его экипаже в вашей газете. Спасибо за них, это поддерживает моряков, помогает им. В своё время корреспондент «Крымской правды» даже был прикомандирован на корабль для участия в одной из активаций международного соединения «Блэксифор». Получилась интересная серия репортажей. Такое сотрудничество идёт только на пользу. И неважно, какое у кого гражданство, гораздо важнее понимание, желание вникнуть в существующие проблемы и решать их сообща, идти навстречу друг другу. Мы настроены и дальше продолжать такое сотрудничество, потому что именно через него и достигается взаимопонимание, формируются взаимные доверие и уважение.

Что касается важности вашего подшефного корабля для флота, то её трудно недооценивать. Класс десантных кораблей именно сейчас очень востребован. БДК - самые большие труженики. Они представляют флот на международных учениях, доставляют грузы в интересах флота, принимают участие в учениях при погрузке и высадке десанта, наконец, участвуют в парадах и торжествах. На долю «Ямала» тоже приходится немалая часть общей работы, и с ней экипаж справляется успешно. Так что вы, шефы, можете с полным правом гордиться этим кораблём!

- Разрешите личный вопрос, товарищ командующий? Значительная часть вашей военной карьеры связана с Северным флотом. Вы командовали Ленинградской военно-морской базой. Конечно, город на Неве забыть невозможно. А что для вас лично значат Севастополь и Черноморский флот?

- Для меня это личные понятия. Севастополь стал для меня родным городом не в прошлом году, когда я возглавил Черноморский флот. Всё произошло много лет назад, когда я был зачислен курсантом в Севастопольское высшее военно-морское училище имени Павла Степановича Нахимова. Учиться в этом городе, ходить его улицами, осознавая, где ты находишься, как тебе повезло в жизни, - вот величайшее счастье. Я влюбился в этот город, потому что моряком стал именно здесь. А впуская в свою жизнь Севастополь, понимаешь, что без флота этот город просто не может существовать - ни исторически, ни физически. Это очевидно. Так что и город, и флот - неотъемлемая часть моей жизни.

- На празднование Дня ВМФ в Севастополе традиционно соберутся не только жители города-героя, но и гости из других городов. Что бы вы хотели им пожелать в этот праздничный день?

- В первую очередь я хочу всем пожелать счастья, здоровья, мира в ваших домах и мирного неба над головой. Любите жизнь, радуйтесь её краскам, умейте видеть хорошее и находить в себе силы противостоять плохому. А коллективу редакции «Крымской правды» я хочу сказать, что вы всегда можете рассчитывать на моряков Краснознамённого Черноморского флота!

С праздником! С Днём Военно-Морского Флота Российской Федерации!

Беседовал
Николай ФИЛИППОВ.