«Одними карательными мерами нелегалов не искоренить»

26 Июль 2012 712
Туристы «атакуют» кассы автостанции «Курортная».
Туристы «атакуют» кассы автостанции «Курортная». Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

В период курортного сезона на полуостров прибывает поток отдыхающих. В редакцию поступают жалобы на грубое отношение водителей к пассажирам, наглое поведение таксистов, пытающихся навязать курортникам свои услуги, пробки на автодороге Симферополь - Алушта, возникающие в результате ремонтных работ. Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы наших читателей, мы обратились к председателю Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николаю Черевкову.

Вокзальный бардак

- Курортный сервис начинается с железнодорожного вокзала. На перроне к курортникам «липнут» таксисты-«карпалы», предлагающие «быстро и недорого» довезти до места отдыха. Однако назвать этот сервис цивилизованным вряд ли можно.

- В последнее время всё больше людей отказывается от услуг «карпал», поскольку в направлении ЮБК курсирует немало троллейбусов и автобусов, есть организованное такси, которое предлагает цивилизованные услуги различного класса. На автостанции «Курортная» отрегулирована организация въезда и выезда автотранспорта, посадки и высадки пассажиров, стоянки, в том числе определена стоянка туристических автобусов для организованных групп туристов, направляющихся в санатории Крыма. Но кардинально решить проблемы привокзальной площади можно только после того, как будет построен новый железнодорожно-автомобильный комплекс в районе улицы Москалёва, включающий, по проекту, пригородные железнодорожные кассы, автовокзал со всей инфраструктурой, магазины, кафе.

- Вы хотите сказать, что это поможет решить проблему?

- При правильной организации работе этого комплекса порядок будет. Надеюсь, что комплекс будет сооружён и оборудован в течение двух лет. Могу привести в пример международный аэропорт «Симферополь». Руководство аэропорта эффективно организовало парковки, стоянки автомобилей, ликвидировав многолетний строй «карпал», которые хватали людей буквально за руки. Сегодня площадь аэропорта представляет комплекс современных услуг. Уверен, что так же необходимо поступать и на железнодорожном вокзале.

- Сегодня ответственность за вокзал и привокзальную территорию разделена между железнодорожниками, «Крымавтотрансом», предприятием «Автодом» и «Крымтролейбусом». В итоге получается, как в известной поговорке «У семи нянек дитя без глазу». В итоге пятачок около памятника Ленину и прилегающие к вокзалу улицы превратились в сплошную парковку для автотранспорта. Кто будет наводить там порядок?

- В настоящее время определённый порядок на привокзальной площади есть. В отношении «карпал», которые навязывают свои услуги на перроне, у памятника Ленину, на бульваре Ленина, а также на улице Шаталина, будут применены жёсткие меры. Кстати, хочу сказать, что в городах и районах Крыма работают комиссии, в состав которых входят представители ГАИ, Государственной налоговой службы в АРК, отдела по борьбе с экономическими преступлениями крымского главка МВД и ряд других контролирующих инстанций, а также исполкомов местных Советов. Эти комиссии в частности должны пресекать нелегальную деятельность перевозчиков. Особенно в курортных городах Крыма.

«Бить рублём»

- Так что же, одних комиссий будет достаточно, чтобы избавиться от нелегалов и «левых» парковок автотранспорта?

- Только с помощью комиссии проблему нелегалов не решить. В Центр законодательных инициатив Верховного Совета Крыма мы направили ряд предложений по изменению законодательства, в том числе по ужесточению мер в отношении нарушителей. По поводу парковок положительный пример подала Ялта, где уже организовано семь парковок с паркоматами. Но культура наших людей настолько низка, что, например, в той же Ялте между парковщиками и водителями дело доходило до драки, когда последние отказывались платить. Так что надо ужесточать законодательство.

- В чём именно?

- Ответственности как парковщика, так и водителя: «бить рублём», вплоть до постановки автомобиля на штрафплощадку с дальнейшим обращением в суд. Увы, уговоры и минимальные штрафы ни на кого не действуют. С другой стороны, в Крыму необходимо улучшать условия для работы легальных перевозчиков, которые имеют лицензию и платят налоги, а значит, отвечают за качество и безопасность перевозок. Тогда и будет с кого спросить, если у пассажиров возникнут жалобы. Да и сама организация будет заинтересована в том, чтобы нелегалов в зоне её ответственности не было. По этому пути пошёл исполком городского Совета Симферополя. На привокзальной площади функционирует фирма, которая предоставляет услуги такси. Однако проблем ещё достаточно.

- На словах всё красиво, а на деле?

- Думаю, мы придём к подобному цивилизованному решению этого вопроса. Жизнь заставит.

Контрольный «выстрел»

- В курортный сезон в Крыму подрабатывают водители из других регионов Украины, не знающие специфики вождения по горным трассам, зачастую на неприспособленных для этого автобусах.

- Рекомендовал бы руководителям баз отдыха, санаториев, пансионатов заключать договоры с солидными крымскими перевозчиками, у которых есть комфортабельные, отвечающие требованиям безопасности автобусы. В Крыму 180 перевозчиков, и количество аварий по вине водителей автобусов снижается. В текущем году зафиксировано снижение ДТП по вине водителей пассажирского транспорта общего пользования на 33%. Это результат проводимой в автономии работы всех заинтересованных структур.

- Крупных перевозчиков вы сможете проконтролировать. А как быть с массой небольших предприятий, у которых по два-три автомобиля?

- В Крыму создана система контроля пассажирского транспорта. С руководителями всех без исключения автотранспортных предприятий регулярно разбираются все случаи нарушений транспортного законодательства. ГАИ поручено усилить патрулирование на трассах, Укртрансинспекции - контроль за автобусами. Ежедневно на пригородные и междугородные маршруты с 5 утра выходят 2500 автобусов. Ещё около 3000 автобусов выходят на линии в городах Крыма.

«Льготная» бюрократия

- В редакцию нашей газеты поступали жалобы льготников на хамское отношение водителей автобусов. Нередки случаи, когда водители отказываются перевозить льготников, пока проезд не будет оплачен, несмотря на то, что им дано право бесплатного проезда.

- Хамство и грубость недопустимы. Это должны знать все автомобильные перевозчики. Не принимаются никакие оправдания. Такие водители в большинстве своём несут наказание вплоть до увольнения. Компенсация перевозчикам за перевозку льготной категории составляет от 5 до 10% от общей ежегодной потребности. 18 законодательных актов определяют режим перевозки льготных категорий пассажиров. Процедура компенсации, на мой взгляд, излишне бюрократизирована. Водителю необходимо заполнить форму на каждого льготника, то есть внести его данные в реестр, а затем предоставить отчётность в управление труда и социальной защиты для получения компенсации. Хотя задача водителя - обеспечить безопасную доставку пассажира.

- Льготники обращались с жалобами на то, что предприятие «Крымавтотранс» взимает с них при продаже билетов автостанционный сбор. Может быть, 1 гривна для кого-то и мелочь, но у людей с небольшим уровнем дохода каждая копейка на счету.

- Высший хозяйственный суд Украины постановил, что «Крымавтотранс» незаконно взимает автостанционный сбор с льготных категорий пассажиров. С 14 июля взимание сбора прекращено.

- Маломерный флот - прогулочные катера - весьма востребованный вид транспорта в курортный сезон. Однако многие помнят, что в Феодосии перевернулось прогулочное судно с пьяным капитаном. Многим катерам, как говорится, «сто лет в обед».

- 164 из 182 баз маломерного флота подали заявки на открытие. В результате разрешение на работу получили 140 баз, где сосредоточено 1195 единиц плавсредств: лодок, катеров и других. Приспособленные для экскурсий катера есть в Ялтинском, Евпаторийском и Феодосийском портах. К сожалению, не обновлялись эти суда с советских времен. Руководители портов несут полную ответственность за безопасность этих судов. Что касается различных других плавсредств, таких как водные мотоциклы, «бананы» и другие, то ответственность несут органы местного самоуправления, которые дают разрешение на предпринимательскую деятельность. В целом контроль возложен на Государственную инспекцию Украины в АРК по безопасности на морском и речном транспорте.

Дорожные миллиарды

- Недавно вы принесли официальные извинения автолюбителям за неудобства в связи с ремонтом трассы Симферополь - Алушта и возникающих из-за этого автомобильных «пробок». Когда может завершиться ремонт?

- При стабильном финансировании ремонт 18-километрового участка дороги от Лозового до Перевального мы завершили бы ещё в прошлом году. Думаю, что к сентябрю ремонт будет завершён. Кроме того, от Ангарского перевала до Алушты ведётся реконструкция шести улавливающих тупиков по самым современным европейским требованиям.
В планах также за счёт средств Международного банка развития и реконструкции построить три пешеходных перехода в Алуште.

- Сколько средств выделено в этом году на ремонт дорог?

- К курортному сезону государственные дороги были полностью подготовлены, на дорогах общего пользования местного значения ведётся текущий ремонт. На эти цели из госбюджета выделено 120 миллионов гривен. К сожалению, этого недостаточно, и Совмин обратился в «Укравтодор» с просьбой выделить дополнительно 95 миллионов гривен.

- Какова судьба объездной дороги вокруг Симферополя?

- Работы на втором участке объездной дороги вокруг Симферополя - 8,1 километра от развязки на трассе Симферополь - Николаевка до села Чистенького - при выделении средств планируется провести в 2013-2014 годах. Эта дорога позволит перенаправить поток автотранспорта в направлении Севастополя и Бахчисарая, который сегодня движется через Симферополь. По проекту для проведении этих работ необходимо более 800 миллионов гривен.

- Автомобилисты жалуются на состояние трассы в направлении Красноперекопска, Армянска и Джанкоя.

- Сегодня ведутся работы по восстановлению дорожного полотна от посёлка Гвардейского в сторону села Трактового. Ведутся переговоры с «Укравтодором» по финансированию полной реконструкции всего участка дороги от Армянска до Красноперекопска. Есть два проекта по четыре километра каждый на реконструкцию участка дороги от Симферополя до посёлка Аграрного и от села Первомайского Симферопольского района в сторону Джанкоя.

- Каковы перспективы сооружения новой трассы на ЮБК: Гвардейское - Глубокий Яр - Ялта?

- Рассматривается несколько вариантов. Например, сооружение тоннеля протяжённостью восемь километров через главную гряду Крымских гор или обходной путь. В любом случае, по предварительным оценкам, для сооружения такой трассы потребуются десятки миллиардов гривен. С нашей стороны есть бизнес-предложение потенциальным инвесторам по строительству такой дороги на Ялту.

Железная дорога

Поезда курсируют в направлениях: Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Пермь, Минск, Киев, Донецк, Харьков, Львов, Ковель, Днепропетровск, Луганск, Хмельницкий, Кременчуг, Полтава, Кривой Рог, Одесса, Полоцк, Сумы, Николаев, Керчь.

Алексей ЕРМОЛИН.