В реестр становись!

25 Июль 2012 756

На смену бумажным медицинским карточкам приходят электронные медицинские паспорта. Кабинет министров Украины утвердил постановление о создании электронного реестра пациентов в медицинских учреждениях страны.

Срочная модернизация

Под реестром подразумевается единая государственная информационная система сбора, регистрации, накопления сведений о пациенте и полученной им медицинской помощи.  В Министерстве здравоохранения АРК нам рассказали, что в соответствии с этим постановлением пациент может получить медицинский электронный паспорт, в котором будут содержаться информация о состоянии здоровья человека, описание пройденных курсов лечения, результаты анализов и прочих исследований. Причём пациент сможет пользоваться этим паспортом не только в медицинском учреждении, где он обслуживается, но и предъявлять его на консультациях в других городах или забрать документ с собой при переезде в другое место жительства или в загранкомандировку - достаточно скопировать его на любой электронный носитель. При этом сбор, обработка и внесение в реестр данных о пациенте будут выполняться исключительно с его согласия. В случае отказа вносить информацию о себе в электронный реестр без медицинской карточки пациент не останется: в Минздраве Украины объяснили, что введение электронных медицинских карт не отменяет ведения учётных форм на бумажных носителях.

А кроме информации о пациенте в документ планируется вносить сведения о медучреждении, виде оказанной помощи, а также лекарствах, которые приобретаются за средства бюджета. По замыслу правительства введение такого реестра позволит защищать свои права в случае возможных осложнений как пациентам, так и врачам, улучшить качество медицинского обслуживания, оптимизировать деятельность медиков, а заодно контролировать расход бюджетных средств в медицинских учреждениях.

А как у нас?

Оказывается, в Крыму давно и вполне успешно внедряются новые медицинские технологии, правда, пока только в отдельных медицинских учреждениях.

- Информатизация деятельности нашей больницы началась в 2007 году, - говорит главный врач детской городской клинической больницы Евпатории Александр Шевцов. - После обучения персонала, закупки необходимой оргтехники и монтажа локальных компьютерных сетей мы разработали соответствующее программное обеспечение. Компьютерная программа для создания истории болезни пациентов в электронном варианте начала работать в 2008 году. Программа постоянно обновляется и дополняется, например, в 2010 году был введён раздел «Медикаменты», благодаря которому прослеживается процесс от закупки лекарственных препаратов до получения их больным. В этом году разработан и внедрён раздел «Лечебное питание», который также заметно упростил технологический процесс. Всё это очень помогает нам в работе: приём пациентов проходит быстрее и проще, врач больше времени может уделять больному, а руководство быстрее принимает управленческие решения. Компьютерные технологии ускорили процесс лабораторных и диагностических обследований, и наши пациенты от этого только выиграли.

По словам Александра Шевцова, компьютеризация больницы стала возможной за счёт средств, выделенных из местного бюджета в рамках городской программы информатизации медицинских учреждений, которая принимается в Евпатории уже второй раз, а также внебюджетных поступлений.

- Каждый пациент в соответствии с действующим законодательством даёт согласие об использовании его персональных данных, - говорит главврач. -
В свою очередь мы сделали всё для того, чтобы максимально защитить электронную базу данных пациентов. Было выделено отдельное помещение под серверную, установлена охранная и пожарная сигнализация, доступ в серверную строго ограничивается. Кроме того, все действия пользователей протоколируются, а данные ежедневно архивируются. Однако стоит отметить, что наш программный продукт разработан для использования непосредственно в детской больнице Евпатории, а как будет организована работа по созданию системы данных, доступных всем медицинским учреждениям Крыма и Украины, сказать очень сложно.

Список на словах

Впрочем, несмотря на то что Кабинет министров Украины уже принял постановление о создании электронного реестра пациентов, чёткого механизма его организации и работы пока нет. Как пояснили в Министерстве здравоохранения Украины, проект является пилотным и для начала будет реализовываться в Киеве, Винницкой, Днепропетровской и Донецкой областях.

Но даже на реализацию пилотного проекта нужны деньги и немалые. Ведь если в отдельно взятой больнице понадобится поставить, скажем, 20 компьютеров, без которых никакой электронный реестр работать просто не сможет, то даже, по самым скромным подсчётам, за каждый компьютер придётся выложить около 400 долларов. Больниц в нашей стране много, компьютеризировать нужно каждую. А сколько будет стоить монтаж локальных сетей, сопутствующее оборудование, программное обеспечение? То-то и оно.

По словам заместителя министра здравоохранения Украины Александра Толстанова, Украина очень рассчитывает на гранты Всемирного банка, которые помогут реализовать такой дорогостоящий проект. Но даже приблизительных объёмов финансирования чиновники пока не называют, возможно, потому, что и сами их не знают.

О том, что создание электронной базы данных пациентов в масштабах всей страны потребует колоссальных финансовых вложений, говорит и президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. По его мнению, в ближайшее время ввести электронные базы данных пациентов на Украине вряд ли удастся, поскольку к этому не готова медицинская система, прежде всего врачи и медицинские работники. Кроме того, Виктор Сердюк отметил, что вопрос создания электронного реестра пациентов с экспертами не обговаривали. По его словам, в мире существуют 29 информационных стандартов работы с подобными базами данных, и ни один из этих информационных стандартов на Украине не принят и даже не обсуждался.

Открытым остаётся и вопрос о персонификации данных: кто и как будет обеспечивать защиту информации о каждом пациенте, пока неясно.

Ясно одно: пока не будет ответов на этот вопрос и прочие, не менее важные, не будет и электронного реестра пациентов в масштабах всей Украины. В Министерстве здравоохранения АРК нам сообщили, что «задачи по информатизации и созданию электронного реестра пациента рассчитаны до 2015 года». А значит, на их решение осталось два с половиной года. Как думаете, успеют?

Кстати

Согласно постановлению учреждения здравоохранения всех форм собственности обязаны вносить в реестр сведения:

- о пациенте;

- об учреждении здравоохранения, в котором пациенту оказана медицинская помощь;

- вид предоставляемой пациенту медицинской помощи;

- лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупленные для лечения пациента за средства государственного и местных бюджетов;

- согласие пациента на обработку персональных данных по установленной Минздравом форме.