Академик П. Толочко: Украина, как блудный сын, вернётся

19 Июль 2012 711

С обретением независимости наша история стала заложницей политических амбиций и страстей правящих элит. О проблемах отношения украинского общества к истории в беседе с корреспондентом «Крымской правды» рассказал историк, академик НАН Украины, общественный и политический деятель Пётр Толочко.

Фантомы изменничества

- Пётр Петрович, на Украине последовательно рождаются мифы о наших взаимоотношениях с Россией. Многое из того, что нам преподносят, мягко говоря, не соответствует действительности. Откуда такая страсть к альтернативной истории?

- Мы как страна, как народ, по существу отказываемся брать ответственность за совместное с Россией прошлое, которое было сначала в составе Российской Империи, а потом в СССР. Мы говорим, что это не наша история, что нам её навязали «москали». Это и Переяславская Рада, и объединение с Россией, и социализм, который «принесли на штыках орды Муравьёва».

А мы вроде бы и ни при чём. Если мы не способны брать ответственность за прошлое, то мы не сможем взять ответственность и за настоящее, потому, что завтра оно тоже будет прошлым. И потом снова скажем: «Ах, это нас кто-то подвёл, кто-то искусил». Эта особенность характеризует народ, который в процессе исторического развития не имел сплошной государственности, она была пунктирной у нас. После Киевской Руси - провал, гетманство, снова провал, затем переход в состав России, но мы позиционировали себя не сотворцами Российской Империи, а её колонией. Поэтому на Украине не воспитался комплекс ответственного государственного отношения к истории, к прошлому, и это порождает фантомы изменничества. Если мы не ощущаем исторического фундамента под собой, если мы как перекати-поле, такое государство не имеет перспективы развития. Государство должно опираться на великие свершения, на традиции. Тогда воспитывается дух победителей. Мы же пребываем в состоянии вечного рыдания, плача над своей тяжёлой судьбой. Поэтому сегодняшняя Украина - не государство, а просто страна.

- Мы можем сегодня констатировать, что наша история по большей части выдумана?

- Наша история, как наука, как учебный предмет, - совершенно искусственная, оторванная от жизни конструкция, и ничего общего с прошлым не имеет. Эта тенденция навязывается со стороны политической элиты Галичины. Нашим этноидеологам кажется, что если мы порвём с прошлым, связанным с Россией, мы станем более самостоятельными. Им кажется, что та альтернативная история, когда часть Украины входила в состав Польши или Австро-Венгерской империи, лучше.
И они это пропагандируют. Но на самом деле, там не всё было так хорошо. В либеральной Австро-Венгрии были концлагеря, в Польше была уничтожена шестидесятитысячная армия Тухачевского. Как бы ни пытались доказать, что мы древняя и великая нация, мы - нация, которая постоянно испытывала трудности с государственной самоорганизацией, и от этого никуда не уйдёшь, и это сказывается на сегодняшнем развитии.

Люди, отрёкшиеся от своего реального прошлого, становятся бесформенной массой, которой легко управлять и манипулировать её сознанием.

- Кто в этом заинтересован?

- Западные страны страшно боятся реинтеграции новой империи в любой форме. Даже на таких началах как Евразийский союз, так как это снова конкурент и самодостаточный игрок. Как бы мы ни относились к СССР, в те времена США и Европа не распоряжались судьбами мира так, как сегодня, потому что боялись. Запад категорически против того, чтобы Украина шла по пути интеграции с Россией, и поэтому продолжает свою «подрывную» деятельность. У них здесь агентура, проплаченные фонды и центры влияния. Украину не берут в Европу, но и не дают ей воссоединиться с бывшим советским пространством.
В этом многие заинтересованы. Мы по большому счёту являемся пешкой в этой большой игре.

Кому на Украине жить хорошо?

- Зарубежные и местные псевдодемократы и либералы пытаются сегодня отнять у нашего народа Великую Победу над фашизмом, насаждая тезис о том, что гитлеризм и сталинизм два равноценных зла. Что вы думаете по этому поводу?

- Я совершенно не согласен, когда проводят параллели между Советским Союзом и нацистской Германией. Ничего общего тут нет. Это не значит, что у нас не было несправедливости, но у нас не было такой человеконенавистнической идеологии. Они ставили своей целью ликвидировать славян и заселить их территории арийцами. Они развязали кровопролитную войну и создали «лагеря смерти», где миллионами сжигали людей. Ничего общего между Сталиным и Гитлером нет. Сталин был не ангел. Он жёстко расправлялся с идеологическими противниками, Гитлер же уничтожал целые народы - славян, евреев, цыган и других только потому, что они не арийцы.

- Независимой Украине более двадцати лет. Чего мы добились, что потеряли?

- По своему индустриально-технологическому развитию Украина была в десятке самых развитых стран мира, потому, что СССР не имел метрополий и колоний, он развивал экономику на всём пространстве. Но за двадцать лет мы всё это благополучно профукали. Из 53 миллионов человек осталось меньше 46, и это в мирное время. Государственные мужи оплакивают жертв «голодомора» и сетуют на «преступный» советский режим. Но обратите внимание, по самым оптимальным подсчётам, в те годы погибло немногим больше трёх миллионов человек. Мы же за 20 лет потеряли более шести миллионов, и оказывается, что за это никто не несёт ответственности, вроде бы так и надо - такая вот демократия. Мы же деградируем, по прогнозам демографов, к 2025 году нас останется 36 миллионов человек. Потеряв великую страну, мы не обрели ничего лучшего. Люди не уверены в своём будущем. Работу сейчас днём с огнём не сыщешь. Знаю об этом не понаслышке. Один из моих внуков месяцами рассылает свои досье и не получает желаемого известия. Жить стало лучше только политической и экономической элите, которые в одночасье стали владельцами всей общенародной собственности.

Суд времени

- Верховный Совет Украины наконец-то принял закон «Об основах государственной языковой политики», националисты вопят о смертельной опасности для «мовы». А есть ли она на самом деле?

- Принятие этого закона, конечно же, никакой угрозы украинскому языку не несёт. Я думаю, что националисты это хорошо понимают. Но они хотят постепенно сделать мононацию. Запретят языки национальных групп, и люди неизбежно вынуждены будут перейти на украинский язык. При следующей переписи населения запишутся украинцами, коль от их русскости одни только беды. Мы же знаем, что в ранней переписи этнических русских было 12 миллионов, сейчас 8,5, и я думаю, что после следующей переписи их станет ещё меньше. И не потому, что люди исчезли, а потому, что человеку уже невыгодно будет светить себя, что он русский, потому что будут неприятности. Это, конечно, насильственное выдавливание языка. Но вечно так продолжаться не может, когда-нибудь произойдёт взрыв. Если людям не давать необходимого, рано или поздно они потребуют лишнего. Национал-патриоты должны понять, что их поведение неприемлемо в демократическом обществе. Да и никакие они не демократы. Все это бывшие комсомольские и партийные функционеры.

- Например, новый Мазепа - Леонид Кравчук?

- К сожалению, не только он. Слушая таких людей сегодня, не устаёшь поражаться их беспринципности. Ведь они нас учили и воспитывали вчера. Оказалось, что ошибались.

И где гарантия, что не ошибаются теперь? Думаю, проблема здесь не в одной личности. Она в изъянах нашего национального характера. Мы непостоянны в своих убеждениях. Неверность - наша родимая черта. С нами трудно иметь дело.

- Горбачёв, Ельцин, Кравчук, Шушкевич - какое место в истории уготовано этим личностям?

- Что касается Ельцина, Кравчука и Шушкевича, то, по моему глубокому убеждению, они совершили преступную вещь - решив всё закулисно, они подписали документы о развале Советского Союза от имени народа, не посоветовавшись с самим народом. Не будь Горбачёв таким слабаком, послал бы в Беловежскую пущу роту солдат и решил бы проблему. Затем названными товарищами занялось бы правосудие. Это же был антиконституционный переворот. Им же всё сошло с рук. Даже то, что о проделанной чёрной работе они отчитались перед Джорджем Бушем-старшим. Как будто он был их непосредственным начальником. Я думаю, что в исторические анналы Горбачёв, Ельцин, Кравчук и Шушкевич войдут как клятвоотступники. Это сейчас Михаил Сергеевич заявляет, что он целенаправленно демонтировал коммунистическую систему, хотя, на мой взгляд, тогда он не понимал, что делал. Все мы хорошо помним, как он неустанно долдонил,что нам нужно «больше социализма».

За горизонтом будущего

- Сегодня оформляется новый союз - Евразийский, но Украина упорно не желает интегрироваться в это пространство. Почему?

- Мы преступно теряем время. Если не пойдём в Таможенный союз, там и без нас прекрасно обойдутся. Украина могла бы быть соучредителем Евразийского союза вместе с Россией и иметь от этого хорошие дивиденды, но мы, как скорпион, сами себя в задницу жалим, только бы не с Россией. А страна пускай нищает, народ пусть умирает. У элит есть миллиарды, остальное им неважно. Я думаю, это потому, что у нас нет ответственной перед народом политической силы. И нет сильного авторитетного лидера страны.

- Как дальше жить-то будем?

- Как в той пословице. Жить вы будете долго, но плохо. Так жить, как мы пытаемся, невозможно. Туда, куда нас зовут и где наши интересы, мы не хотим, а туда, куда мы хотим, нас не пускают. А жить-то нам надо уже сегодня. Я думаю, мы делаем стратегическую ошибку. Западу мы чужие - и ментально, и цивилизационно. Перспективы у нас определённо не блестящие. Многие сетуют, что федерализация Украины, мол, является угрозой целостности государства, Галичина отпадёт и так далее. Но если мы не можем жить в такой уродливой унитарности, тогда зачем эти мучения?

- Будет ли вторая Переяславская Рада?

- Если посмотреть на исторический процесс, мы знаем, что Украина то отходила от России, то возвращалась. Европейский вектор - это же не ново, мы уже были там, в составе Речи Посполитой. Мы были там на положении быдла, лакеев. Сейчас мы в очередной раз рвёмся в Европу. Ничего нового под луной нет. Проходило время, и Украина, как блудный сын, снова возвращалась в мир восточнославянской православной идентичности. Мы развиваемся циклами. Романтическое очарование Западом пройдёт, сойдут с исторической арены оголтелые перевёртыши, сникнет пена ненависти и появится надежда.

Александр ДРЕМЛЮГИН.