Заходите к нам на огонёк,

или Почему курортник не идёт в ресторан

18 Июль 2012 730

Несмотря на то, что с начала курортного сезона Крымский полуостров уже смог принять более двух миллионов туристов, что на 10% больше показателя прошлого года, больших доходов туристической сфере это не принесло. Более того, владельцы пансионатов и ресторанов уже жалуются на полный провал сезона, который оказался богатым на экономных «дикарей» и бедным на состоятельных отдыхающих. По мнению специалистов, сказалось несоответствие между ценой и качеством предложений, и гости республики больше не хотят, чтобы их откровенно «разводили» на деньги.

Официальные плюсы

По данным Министерства курортов АРК, с начала летнего сезона автономия смогла принять более двух миллионов отдыхающих, половина которых воспользовалась услугами железнодорожного, воздушного и морского транспорта, чтобы добраться к нам. В целом количество пассажиров увеличилось на 3,8%, автотуристов - почти на 15%.

На пляжах буквально негде яблоку упасть, что заставляет крымчан оставаться в выходные дома или на дачах.

По словам министра курортов автономии Александра Лиева, правительственными усилиями удалось сделать часть зон отдыха, в том числе и пляжи, находящиеся в коммунальной собственности, свободными для посещения, и плату за вход на них не берут. А цены в пансионатах и здравницах остаются достаточно приемлемыми, что привлекательно для туристов.

- По сравнению с Сочи у нас цены ниже на 30%, - сообщил Лиев. - Что касается пляжного отдыха в Крыму, то он, как показывают цены, не подорожал. Есть достаточно сильная конкуренция: в этом году открылось более ста мини-отелей и несколько крупных комплексов. Благодаря этому цены не поднялись.

Реальные минусы

Однако туроператоры и владельцы баз отдыха единодушно называют нынешний сезон провальным: к середине июля более половины гостиничных номеров простаивают незаселёнными, а такого здесь не видели давно. Рады редким клиентам и в многочисленных ресторанах, которые к разгару сезона умудряются еле-еле сводить концы с концами. Аналогичным образом ситуация складывается и у владельцев прогулочных судов и аттракционов, служб такси, туробъектов и прочих курортных «завлекаловок».

Дело в том, что туристы в этом году отличаются крайней экономностью и упорно не хотят выбрасывать деньги на развлечения и сомнительного качества сервис. Пропало доверие отдыхающих, особенно россиян, к качеству продуктов, приготовленных на предприятиях общественного питания: многие блюда содержат пищевые заменители, напичканы специями и неприемлемы для здорового питания. Поэтому туристы предпочитают готовить еду сами и даже привозят для этого с собой замороженные продукты.

В крымском правительстве уже признали, что вопрос соотношения цена - качество стоит крайне остро. На днях премьер-министр автономии Анатолий Могилёв рекомендовал владельцам крымских здравниц подумать над тем, чтобы снизить стоимость проживания в отелях и пансионатах приблизительно на 20%.

А в комиссии по санаторно-курортному комплексу, туризму и предпринимательству Верховного Совета АРК корень проблемы видят в другом: курорт плохо разрекламирован. Ролики, конференции, рекламные листовки и билборды, на которые в этом году уже потратили более миллиона гривен, оказались, по мнению депутатов, недостаточно эффективными. Поэтому спасти сезон решено с помощью массированной интернет-кампании, которая поднимет имидж курортной автономии.

Кот, да не тот

Пообщавшись с некоторыми туристами, недовольными отдыхом в Крыму, наш корреспондент попытался суммировать высказанные претензии. В основе главной из них тот факт, что отдыхающим часто подсовывают кота в мешке. К примеру, в рекламном проспекте значится, что «всё включено», а на самом деле в номерах стоимостью около 600 гривен в сутки нет телефона, Интернета, фена и даже чайника. Более того, за использование электроприборов в номерах владельцы устанавливают штраф в размере 200 гривен. Получается, что цены у нас европейские, а сервис - совковый.

По словам туристов, расписанные радужными красками «живописные уголки» на деле оказываются выжженной солнцем степью, а «комфортабельные коттеджи» - деревянными сарайчиками с удобствами во дворе. Вечными остаются и проблемы с подачей холодной и горячей воды: разморенному на пляже человеку не всегда по душе ждать несколько часов до того времени, когда можно будет принять душ. И во время обеда не хочется платить за мясную котлету, а получать соевую.

Всё это вместе взятое не выливалось бы в сплошной негатив, если бы операторы не приукрашивали реальность, а заранее оповещали клиентов о трудностях, с которыми те смогут столкнуться. Более того, на Украине и в ближнем зарубежье нашлось бы немало любителей экстремального отдыха, которые платили бы деньги за возможность купаться в большой бочке, готовить на костре или спать на деревянных лавках под москитными сетками вместо кондиционеров. Главное - не нужно дурить, ведь хитростью и обманом много не заработаешь. Тем более когда нет смекалки.

Единственным утешительным моментом остаётся то, что впереди - часть июля и весь август, в течение которого не поздно провести срочную работу над ошибками. Если это получится сделать, то и полного провала, Бог даст, удастся избежать.

В тему

«Крым постепенно превращается в курорт для бедных - туристы приезжают только на пляж. Многие приезжают со своими продуктами, мало ходят в рестораны, кафе, бары, не пользуются аттракционами и практически не ездят на экскурсии, пользуются спросом только продуктовые магазины. Каков критерий успешности курортного сезона? Ведь явно не количество отдыхающих», - написал на своей странице в социальной сети председатель постоянной комиссии Верховного Совета АРК по санаторно-курортному комплексу, туризму и предпринимательству Рустам Темиргалиев.

Наталия ГОНЧАРОВА.