«Комбат» Ерёменко

12 Июль 2012 1615
Алексей Ерёменко до войны.
Алексей Ерёменко до войны.

«Коммунисты, вперёд!», «За Родину, за Сталина!» - с такими словами политруки и комиссары в Великую Отечественную поднимали бойцов в атаку. Один из этих моментов 70 лет назад, 12 июля 1942 года, запечатлел фронтовой фотокорреспондент Макс Альперт. Его работа известна как «Комбат» (командир батальона), а изображённый на ней человек почти четверть века оставался безымянным.

«Комиссарово» поле

Так называют поле у села Хорошего Луганской (Ворошиловградской) области, где сделано фото. Неподалёку - 11-метровая копия снимка в бронзе, созданная скульптором Иваном Чумаком. В центре села - братская могила, в которой покоятся 30 воинов, имена семнадцати - неизвестны, а среди известных - «Комбат» - младший политрук Алексей Ерёменко.

Летом 42-го здесь, на Южном фронте, сдерживал фашистов 220-й полк 4-й стрелковой Смоленской Краснознамённой дивизии имени германского пролетариата (звания получены до войны) 18-й армии. «Немцы готовились к контратаке, - вспоминал автор снимка. - Чуть впереди линии обороны был окопчик, который я облюбовал для съёмки. Разгорелся бой. Увидел, что невдалеке поднялся командир. Успел нажать спуск камеры. Затем осколком разбило объектив. Когда возился с фотоаппаратом, по цепи пронеслось: «Комбата убили». Я был уверен, что это тот человек». Кадр чудом сохранился, имени героя Альперт не узнал, поэтому и «Комбат».
С такой подписью снимок вышел во фронтовых газетах, а с 43-го, когда ввели погоны, и публиковать фото офицеров со старыми знаками различия перестали, хранился в архиве М. Альперта. В 1965 году он представил «Комбата» на выставке к 20-летию Победы. Вновь публикации. И шквал писем от тех, кто не дождался с войны родных. В офицере узнавали отца, сына, брата, мужа. Информация не подтверждалась. Потом пришло письмо из Запорожья от Евдокии и Ивана Ерёменко, они тоже узнали мужа и отца - Алексея Гордеевича.

Экспертиза подтвердила

Они получили несколько писем: «Дорогая Евдокия! Воспитай детей достойными Родины. Сейчас идти в бой... Спешу. Алексей». Потом извещение - «пропал без вести». И вдруг фото в газете. «Мама как закричит: «Ваня! Наш отец!», - вспоминает сын героя Иван Алексеевич. Ему было 12, когда отец уходил на фронт. Позже он, уже полковник в отставке, напишет об отце книгу «Жизнь - подвиг». - У меня ёкнуло сердце, перехватило дыхание. Смотрю - и глазам не верю: батя нашёлся!». Узнали отца и дочери, сестра опознала брата, односельчане - председателя колхоза.

Послали в Москву довоенные снимки. Два года проверок Институтом дешифровки КГБ СССР, Всесоюзным НИИ судебно-медицинской экспертизы. Вывод: «На снимке, именуемом «Комбат», изображён Ерёменко Алексей Гордеевич».

Он родился 18 марта 1906 года в станице Просяной Екатеринославской (ныне Запорожская область) губернии. Работать начал в 14 лет. Когда в селе создали колхоз, стал бригадиром, односельчане вспоминали, как первым бросился спасать детей от кулаков, напавших на детский сад.
В 1936-м возглавил колхоз, вывел в передовые - трижды участвовал во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР. Во время войны дали бронь. Но Алексей Гордеевич добился мобилизации: «Прошу направить на фронт. Считаю себя вполне здоровым, чтобы бить фашистскую гадину». После школы политсостава - в 5-ю роту 220-го стрелкового полка.

Последний бой

В бою у села Хорошего фашисты предприняли 12 атак, но все они были отбиты. Ранило командира роты И. Петренко, командование принял политрук. Отражены ещё две атаки, но фашисты, усилив артобстрел, вновь перешли в наступление. Василий Верезубчак, офицер штаба дивизии, вспоминал: «12 июля 1942 года на нас обрушился шквальный артогонь. Штаб 220-го полка и батальона разбомбили, и в живых остались немногие. Бойцы начали отходить. Я получил приказ комдива восстановить положение. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Ерёменко. Он тоже бежал наперерез бойцам. Мы залегли. Собрали людей. Немного нас было, горстка. Но Ерёменко решил контратаковать. Он поднялся во весь рост, с криком «За Сталина, за Родину! Вперёд!» бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей увидел Ерёменко. Он медленно падал. Побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается». В той атаке поднялось 300 бойцов, в живых осталось 70.

Герою - звание

Памятники герою есть неподалёку от места боя и в родных ему населённых пунктах. Его рывок изображён на марке Республики Конго и на российских монетах к 55-летию Победы. А из наград лишь довоенный орден «Знак Почёта» - за трудовые подвиги. За боевые - наград нет, не успели с представлением. Правда, когда узнали, кто изображён на снимке, собирались посмертно присвоить звание Героя Советского Союза, но... Сын героя Иван Алексеевич в интервью газете «2000» рассказывал, как «первые секретари Луганского и Запорожского обкомов КПУ обратились к Брежневу. Решили подарить ему книгу о политруке, решить вопрос о присвоении моему отцу звания Героя. Брежнев расчувствовался: «Это ж моя армия! Это ж мои политруки! Ерёменко - герой, а награды не имеет. Как же так!». А тут Суслов (секретарь ЦК КПСС) поднимается: «Да, легендарный комбат, пусть он и будет легендарным, но у Леонида Ильича, воспитавшего таких бойцов, скоро день рождения и лучший подарок ему - присвоение звания Героя. В общем, не до отца уже было. Это мне потом рассказал первый секретарь Луганского обкома».

В годы независимости на Украине патриотические организации неоднократно обращались к президентам Леониду Кучме, Виктору Ющенко и Виктору Януковичу с просьбой присвоить Алексею Ерёменко звание Героя Украины (посмертно). Но пока, видимо, находятся более подходящие кандидатуры, чем уроженец и защитник этих земель, отдавший жизнь за каждого из нас.

Спустя 30 лет после войны Евдокия Лукьяновна Ерёменко получила похоронку: «Ваш муж, младший политрук Ерёменко Алексей Гордеевич, в бою за нашу Советскую Родину верный присяге, проявив героизм и мужество, погиб на фронте 12 июля 1942 года». Сколько их было, защитников Родины, поднимавших солдат в атаку, первыми бросавшихся на врага. Будем помнить.

Справка

Комиссар - замкомандира по политчасти, звание в подразделениях, начиная с батальона, батальонный комиссар соответствовало общевойсковому майор; политрук - замкомандира по политчасти во взводах, ротах, батарее, звание младший политрук соответствовало лейтенанту.

Автор

Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе 18 марта 1899 года. Работал фотокорреспондентом «Рабочей газеты», «Правды». В войну - фотокор ТАСС. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Ушёл из жизни 30 ноября 1980 года, урна с прахом - в колумбарии Рогожского кладбища Москвы, на плите, прикрывающей ячейку, изображён снимок «Комбат».

Кстати

Семья младшего политрука получила извещение, что он пропал без вести в январе 1942-го. В ОБД «Мемориал» есть приказ Главного управления кадров Советской Армии, об исключении из списков офицеров, пропавших без вести: «младший политрук Ерёменко Алексей Гордеевич - политический руководитель стрелковой роты Южного фронта. Пропал без вести в январе 1942 года». Как через полгода он мог попасть в кадр? Об этом рассказал Константин Гарманин: «Я хорошо знал Алексея Гордеевича. В конце июня 1941 года мы были направлены в Запорожье, в школу политсостава. Затем её перевели в Павлоград. Здесь нас и застал прорыв фашистов в районе Днепродзержинска. В полном составе школа отбивала атаки. Но силы были неравны. Попали в окружение. Я был старшим в группе, решил пробиваться. Меня поддержал и Ерёменко. Ночь была тёмная, шёл дождь. Шли глухим лесом. Когда позже проверил людей, то оказалось, что с нами нет курсанта Ерёмченко Гордея Алексеевича. Когда вышли из окружения, оформил на него донесение, как на пропавшего без вести. Сходство фамилий и инициалов, видимо, ввело штабистов в заблуждение. А вместе с Алексеем Ерёменко мы воевали до февраля 1942 года, 27 февраля я был тяжело ранен и направлен в госпиталь. С тех пор с Ерёменко не встречался».

Наталья ПУПКОВА.