Манит город белых ночей

11 Июль 2012 805
Вид на Исаакиевский собор и здание Конституционного суда.
Вид на Исаакиевский собор и здание Конституционного суда.

Можно посочувствовать тем, кто не бывал в Санкт-Петербурге, особенно в период белых ночей. При нынешних тарифах и доходах простых граждан путь туда как бы удлинился. Но это совсем другая тема. Город же над вольной Невой по-прежнему манит к себе своей необъятной, непостижимой красотой.

«Сожжено и раздвинуто бледное небо»

Какое же это чудо белые ночи в громадном граде Петровом с его дворцами, разводными и монолитными мостами, гранитными набережными, спокойной в тихое время могучей рекой! Над зданиями нависает легкий полумрак, хотя на горизонте, который виден с прибрежной полосы Финского залива, всё ещё висит будто увеличившийся солнечный диск, выхватывая своими лучами золото шпилей Петропавловского собора, Адмиралтейства, купол величественного в любое время Исаакия.

На улицах не видно ни горизонта, ни солнца, всё здесь погружено в полудремотное состояние. Как сказал бы Пушкин: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух». Тишина. Видимость такая, что можно свободно читать. Людей почти нет. Лишь группки туристов медленно прохаживаются, лопочут на многих языках, то и дело задирая головы, дивясь творениям зодчих великого города.

Привычная реальность в эти часы как бы сдвинута, надломлена, как в произведениях Маркеса. Город пуст, словно оставлен его обитателями. Какие-то детали зданий, отдалённые предметы не так отчётливы, как днём. Невидимое человек домысливает, даже помимо своей воли, тем самым как бы увеличивая, растягивая пространство. Это усиливает иллюзию ирреальности происходящего.

И гитары за окном жалобно заныли

Белые ночи издавна волновали воображение здешних жителей, уверявших соотечественников из других мест и иностранцев, что романтичнее и привлекательнее этого завораживающего явления природы ничего не может быть. Помнится, в студенческие годы, полсотни лет тому назад, ленинградцы, как тогда именовались жители Северной Пальмиры, более эмоционально воспринимали эти ночи, не располагающие ко сну. Многолюдно было на набережных Невы.

Надо было штудировать учебники, но как же усидеть, когда манит красота, воцарившаяся за окном. Молодёжь, звуки гитары, песни. Нам как-то удавалось совмещать и гуляния белыми ночами, и подготовку к экзаменам.

Сейчас у горожан не такое восторженное восприятие белых ночей. Город будто повзрослел или, если хотите, постарел. Не слышно гитар, песен. Разве что какой-нибудь пьяный детина затянет во весь голос «Подмосковные вечера», «А свадьба пела и плясала». Один такой даже бросился в Неву купаться на наших глазах, но вода-то в реке холоднющая, и мужчина сразу же поспешил взобраться на гранитную плиту набережной.

Переплюнули Давос

Романтическая чёрточка однако блеснула в характере инициаторов и организаторов Петербургского международного экономического форума, который проходил с 21 по 23 июня. Конечно же, не случайно они приурочили его к самому разгару белых ночей. Мол, пусть зарубежные да и многие российские участники бизнес-тусовок подивятся красоте северной столицы в полусвете и полумраке. Город не потребовал каких-то особых мер по приведению его в порядок. Санкт-Петербург постоянно принимает vip-персон высокого уровня, не говоря уже о массовых туристах. Всегда ухожены и чисты его улицы, сверкают великолепием дворцы, соборы, мосты через Неву.

Помимо прочего сказывается основательная подготовка города к 300-летию, отмечавшемуся в 2003 году. Асфальт на тротуарах Невского проспекта, других центральных улиц уступил место гранитной плитке. В центре ликвидировано трамвайное сообщение, чтобы вагоны на стальных колёсах не создавали «пробок» и не тарахтели на мостовой.

Вообще не было заметно какой-то суеты в связи с подготовкой форума. Разве что на Васильевском острове, где в выставочном комплексе, что ближе к гавани, на несколько дней приостановили движение троллейбусов, которые как раз должны были проходить рядом с ним. Понятно, что к неудовольствию василеостровцев.

Питерская встреча деловых людей, государственных мужей, представителей науки по ряду показателей превзошла Давосский экономический форум, что ежегодно в зимнее время проводится в Швейцарии. Об этом наперебой сообщали местные и российские СМИ.

Наши на Неве

Высокую оценку дал ему и председатель крымского парламента Владимир Константинов, который на официальном уровне принимал участие в работе Петербургского форума, во встречах с президентом России Владимиром Путиным. Глава нашего Верховного Совета сказал, что представители автономной республики наладили в Питере многочисленные контакты с потенциальными инвесторами из России и других стран с целью привлечения их капитала в крымскую экономику, в том числе в создание современного курортного комплекса в Западном Крыму, новейших перерабатывающих, энергетических предприятий. За установлением контактов должны последовать переговоры, которые позволят превратить предварительное согласие по многим вопросам в реальные дела.

- Слушая выступления ведущих бизнесменов, глав государств и правительств и участвуя в дискуссиях с ними, - говорит Владимир Константинов, - испытываешь такое ощущение, словно держишь руку на пульсе мировой экономики. Проецируешь на Крым происходящие в ней изменения, чтобы суметь принять необходимые меры по ускорению развития нашей республики.

На посещение питерских достопримечательностей, продолжает Владимир Андреевич, днём не удавалось выкроить время, зато много бродили по городу по вечерам и белой ночью в районе Зимнего дворца, Исаакиевского собора, Английской набережной, в Летнем саду.

В роли северной столицы

Да, Петербург значительно изменился за постсоветское время, перестал влачить судьбу провинциального, хотя и великого города. Он обрёл реальные функции северной столицы России. Здесь расположен Конституционный суд страны. В соответствии с решением президента сюда, в комплекс зданий Адмиралтейства, из Москвы переводится Главный штаб Военно-Морского флота. После ремонта фасадов дворцов, административных и жилых зданий они вновь предстали в своей первоначальной красе, неповторимом архитектурном облике.

Тем не менее к Санкт-Петербургу совершенно не подходит расхожая фраза «Город изменился до неузнаваемости». Он стал даже более узнаваем, чем прежде. Его признали бы своим родным Ломоносов, Пушкин, Грибоедов, Достоевский, окажись они чудом на его улицах. Северная столица вновь носит имя своего основателя императора Петра. Прежние названия возвращены улицам, мостам через Неву. Проспект Кирова вновь называется Каменноостровским, мост Лейтенанта Шмидта - Благовещенским.

Санкт-Петербург всё-таки меняется и растёт, правда, не в границах старого города. В его центральной части издавна не поощряется строительство высоток, чтобы не высовывались на фоне исторических творений зодчих. Однако на окраинах и в пригородах возводятся многоэтажные строения.

На очереди сооружение ещё одного моста через Неву. Стальная лента будет переброшена через реку в районе Горного института, к нынешним верфям на другой стороне Невы. Тогда наконец появится возможность на какой-то срок вывести из эксплуатации и подвергнуть реконструкции Дворцовый мост. Всё должно делаться с таким расчётом, чтобы не нарушить привычного облика Петербурга. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил на экономическом форуме: «Наш святой долг - сберечь уникальное лицо города-музея. С другой стороны, нельзя превращать живой организм в мумию, мегаполис должен развиваться. Чтобы пройти меж двух огней, мы разработали специальный план. Стоимость только первого этапа реализации этого проекта может составить 300 миллиардов рублей».

Кому ставить памятники

Сколько писателей, поэтов, учёных прославили город на Неве! Благодарные потомки поставили им памятники, увековечили на мемориальных досках и барельефах. Идёшь по улице, и в памяти всплывают посвящённые ей строки: «Пойдём же вдоль Мойки, вдоль Мойки, у утренних лип на виду»; «Этот вечер свободный можно так провести, за Обводный канал невзначай забрести»; «Я к липам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград»; «Раненым медведем мороз дерёт, санки по Фонтанке летят вперёд».

Последним по времени поставлен памятник Иосифу Бродскому. Правда, довольно странно, во дворе филфака Петербургского госуниверситета, куда посторонним вход воспрещён и чьим студентом поэт никогда не был. При жизни Бродского тогдашние власти вынудили его покинуть родной город, а после смерти уже нынешние не нашли достойного места для его памятника. Хотя некоторые говорят, что для настоящего изваяния Бродского в бронзе или граните очередь не дошла. В Питере пока нет настоящих памятников, которые они заслужили, истинным петербуржцам А. Блоку, О. Мандельштаму, Д. Хармсу. Хорошо хоть, что их поэтические сборники выходят в местных издательствах, находятся меценаты, которые финансируют это доброе дело. При мизерных тиражах книг, две-три тысячи экземпляров, они не могут себя окупить, хотя и продаются в магазинах по 300-500 рублей, по нынешнему курсу это
75-125 гривен. При такой стоимости художественная литература стала недоступной для массового читателя. Поэтому и пустуют давнишние и новые шикарные книжные магазины.

Фейерверк на Дворцовой

Кстати, и на некоторые продукты питания цены в Питере поражали наше воображение. Клубника предлагалась по 260 рублей за килограмм, это 65 гривен. Чуть дешевле черешня. Водка в июне стоила процентов на 30 дороже, чем в Крыму, а мясо приблизительно, как у нас. Одеваются тамошние жители проще, чем наши. Вообще замечено: чем крупнее город, тем меньше провинциального выпендрёжа. Одеваясь во что придётся, люди не беспокоятся о том, что в не совсем респектабельном виде предстанут случайно перед знакомыми. В Питере такие встречи маловероятны.

И тем не менее Санкт-Петербург всё более утверждается в роли культурной столицы России. На Неве постоянно красуются многопалубные белоснежные лайнеры, пришедшие из Германии, Англии, Голландии. Средства массовой информации пестрят сообщениями о международных и всероссийских конкурсах в области искусств, выставках и фестивалях. В конце июня на Дворцовой площади прошёл праздник выпускников вузов, техникумов и школ под названием «Алые паруса», собравший 50 тысяч человек. В белую ночь город озарился дополнительным светом фейерверка по обеим сторонам Невы. Надолго останутся в памяти разноцветные огни на фоне белой ночи.

Иван ДЬЯКОВ.
Фото автора.