О форах и фарах

7 Июль 2012 698
Экспертиза стала добровольной.
Экспертиза стала добровольной. Фото автора.

На днях Кабмин ввёл ряд изменений в правила регистрации автомобилей, отменив их обязательную экспертизу и частично упростив саму процедуру. Обратная сторона медали стала «зелёной улицей» для угонщиков и сбытчиков краденых машин. Но на этом новшества не заканчиваются: скоро водителей обяжут ездить с включёнными фарами, на дорогах увеличится количество знаков, ограничивающих скорость, и вырастут штрафы за нарушения при переезде железнодорожных путей.

Проще простого...

...станет переоформить автомобиль после постановления Кабинета министров, принятого 27 июня. Документом чиновники отменили обязательную проверку транспортного средства во время его государственной регистрации или перерегистрации. Теперь машину можно снять с учёта или поставить на учёт, не заботясь о том, соответствуют ли номера кузова и основных агрегатов цифрам, указанным в техническом паспорте.

Кроме этого, одним росчерком пера отменено сохранение за транспортным средством его номерного знака в том случае, если у автомобиля меняется собственник в пределах одного региона (области или республики). По вашему желанию вам выдадут другие номера, которые и будут зафиксированы в новеньком техпаспорте.

Если, к примеру, вы прописаны в Ленинском районе, а живёте и работаете в Симферополе, где потеряли или залили коньяком документы на автомобиль, стоящий в дедушкином гараже, то такое горе теперь - не горе. Вам уже не придётся перегонять машину в Симферопольский МРЭО и доказывать гаишникам, что она у вас действительно существует. Документы вам заменят без обязательного предоставления транспортного средства и его осмотра.

Появилась возможность и прямой перерегистрации автомобиля или мотоцикла с одного владельца на другого при отчуждении транспортного средства даже в том случае, если покупатель и продавец живут в разных городах Крыма или Украины.
А вот процедура экспертного обследования из принудительной превратилась в добровольную и теперь будет проводиться исключительно по письменному требованию владельца машины.

Палка о двух концах

Как пояснили нашему корреспонденту в управлении по связям с общественностью ГУ ГАИ МВД Украины в АРК, такие послабления хороши как для законопослушных владельцев авто, так и для торговцев крадеными машинами. Дело в том, что по дорогам нашей страны и так колесит достаточное количество автомобилей-двойников, а теперь их может стать гораздо больше.

Множатся копии транспортных средств по достаточно простой схеме: якобы при утере документов на автомобиль аферисты получают их дубликат, а затем по нему продают краденое авто, на котором под данные техпасторта предварительно «перебивают» номера кузова и двигателя. Так появляются совершенно одинаковые автомобили по марке, цвету, с одинаковыми номерами узлов и агрегатов, бывает даже государственные номерные знаки у них не разнятся. Казалось бы, всё «на мази», но вот незадача: когда один из автомобилей снимается с учёта (не обязательно подлинный) и при постановке на новый учёт получает новые номера, тогда второй, а может, вместе с ним третий и четвёртый оказываются вне закона: вне базы учёта и регистрации. Двойника не только никогда не удастся продать или подарить: его могут забрать на штрафплощадку после составления первого же протокола о самом незначительном правонарушении.

- Именно такая история, - рассказал руководитель пресс-центра ГАИ Андрей Рябиков, - на днях произошла с владельцем престижной «Ауди», который купил свою мечту на одном из авторынков Киева. В Керчи водителя остановил наряд ДПС по подозрению в превышении скорости, а когда машину стали проверять по базам, оказалось, что такого автомобиля не существует в природе. Хозяин в отчаянии: впереди череда судебных тяжб, пройти которые придётся пешком. Всё потому, что машина была приобретена по генеральной доверенности, а нотариусы, как известно, не проверяют автомобиль на подлинность.

По мнению правоохранителей, нововведения могут сработать на руку автомобильным аферистам, которые начнут массово регистрировать угнанные иномарки. В таких условиях покупатели подержанных машин смогут себя обезопасить лишь одним: настаивать на экспертной проверке. И будет она не обязательной, а добровольно-принудительной, то есть добровольной в безвыходной ситуации.

Ему виднее

Взамен определённых Кабмином льгот, которые при более пристальном рассмотрении оказались не самыми «льготными», нам обещают ужесточения по некоторым позициям ПДД. В частности, семь месяцев в году - с 1 октября по 1 мая - украинским автомобилистам придётся ездить с включёнными фарами в светлое время суток. Это, по мнению правоохранителей, должно повысить безопасность движения в осенне-весенний период, когда преобладает дождливая и пасмурная погода. Специфику Крыма, который славится рекордным количеством солнечных дней в году, в законопроекте не учли. Однако гаишники в эйфории: включённый свет позволяет разглядеть машину издалека и лучше оценить стиль управления ею.

Кроме того, в новом варианте ПДД планируется изменить порядок введения дополнительных ограничений скорости. Сейчас знаки, ограничивающие скорость, можно вводить при проведении дорожных работ (пункт 12.10). Теперь знаки типа «40» можно будет устанавливать как временно, так и постоянно везде, где захочется. Главное, чтобы их сопровождала табличка с информацией о характере возможной опасности (школа, дорожные работы и прочее).

«На тормозах»

Интересно, что выполнение требований такого знака даже в том случае, если дорожники давно закончили ремонт и забыли убрать знак, обязательны. В ГАИ поясняют, что раньше водителям часто удавалось оспаривать штрафы за нарушения при неправомерно установленных знаках. Теперь смягчающих вину обстоятельств не будет: сказано, идут дорожные работы - тормози, даже если знаков нет и в помине.

Из ПДД также уберут требование, согласно которому зона действия знаков, ограничивающих скорость, не должна превышать два километра. Водитель должен будет руководствоваться правилом: знак действует до ближайшего перекрёстка, а в населённом пункте - до его конца. При необходимости ограничение на трассе снимут другим соответствующим знаком.

Одним из ярких примеров длительного действия ограничения скорости в автономии может стать Ангарский перевал: одного знака в начале подъёма на него теперь хватит, чтобы заставить водителя сдерживать машину на всей протяжённости трассы от села Перевального до Верхней Кутузовки и наоборот.

Деньги на рельсы

Отдельной строкой в законопроекте ужесточены наказания за неправильный проезд железнодорожных переездов. Штраф в размере 340-425 гривен с обтекаемой формулировкой «нарушение правил проезда переездов» остаётся в действии. К нему добавляется наказание за выезд на железнодорожный переезд, когда движение по нему запрещено. По этому вердикту придётся заплатить 850-1190 или 1275-1700 гривен штрафа на усмотрение инспектора. К тому же у вас могут изъять автомобиль, лишить права его вождения на срок от 6 до 12 месяцев и даже арестовать на 10-15 суток.

Водителям маршруток и грузовиков с опасными грузами придётся относиться к переездам с особой почтительностью: несоблюдение правил выльется в лишение прав на срок от года до трёх лет с изъятием транспортного средства.

Проект изменений к ПДД уже прошёл стадию общественного обсуждения, в него внесены финальные поправки. В действие документ может вступить в ближайшее время, когда его утвердят в окончательном варианте.

Наталия ГОНЧАРОВА.