Шоу борцов за «ридну мову»

5 Июль 2012 650
Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Мимо нас по ступенькам бодрым аллюром мчатся сосредоточенные крепкие парни. Их так много, что они заполняют весь эскалатор, движущийся к выходу на станции «Крещатик». На подходе к Украинскому дому становится понятно, куда так спешили крепкие парни: на ступеньках у центрального входа - толпа с флагами с символикой ВО «Свобода», кличковского «Удара», БЮТ. Впрочем, и напротив - через дорогу - весьма многолюдно. Здесь плещут исключительно жёлто-блакитные полотнища, однако журналистов, поднаторевших в политических баталиях, в заблуждение это не вводит - молодые люди, их, флаги, держащие, - сторонники Партии регионов. Через некоторое время они стройными колоннами удаляются в сторону парка и исчезают из поля зрения.

8.30 утра. Немногочисленная пока оппозиция митингует. Из микрофона истеричный женский голос, срывающийся на визг, настойчиво призывает: «Отямтеся, ридненьки!». Понятно, тётка апеллирует не к присутствующим соратникам, а к отсутствующим оппонентам, принявшим закон о региональных языках и посягнувшим, по её мнению, не просто на «державну мову», а на саму основу украинской государственно­сти. Следующего оратора столь замысловатый пафос явно не устраивает, и он коротко и внятно предлагает «братися за зброю». Народ на ступеньках вяло поддакивает. Жарко. Некоторые стараются укрыться в тень, но она - лишь под козырьком у входа, но там – своя свадьба. Выстроившись в шеренги, человек тридцать угрюмых мужиков хором скандируют короткие речёвки, что в общем гуле скорее напоминает тявканье сторожевых псов.

Псы, кстати, тоже присутствуют - роскошные, по-военному вышколенные овчарки. Их держат на поводках бойцы «Беркута», плотным кольцом окружившие Украинский дом. У некоторых - краповые береты, но в основном они в чёрных касках. Все в бронежилетах. Вблизи их авангарда суетятся демонического вида бабки, но бойцов не провоцируют, просто громко и бессмысленно орут, перекрывая воплями речи ораторов, многократно усиленные динамиками. Бойцы равнодушно молчат.

На крыльце появляется несколько лидеров оппозиции. Их окружают «верные сторонники» атлетического вида. Лидеры весело переговариваются - видно, что для них подобные «шоу маст гоу» - дело привычное.

9.00. Солнце печёт всё сильнее. Народ делает из флагов тюрбаны и прикрывает ими головы. Некоторые сидят на ступеньках в усталых позах, некоторые даже лежат. Но это так, дилетанты, любители между делом скосить лёгких денег за тусню на политических митингах. Профессионалы же очень грамотно, чтобы снять их на камеру можно было с любого ракурса, расположились на центральной части лестницы. Места «в партере» у них весьма козырные: на каждого - по раскладушке и повязке с надписью «Я голодую». Раскладушек семь, соответственно и «голодующих» столько же, но сидят они прямо на каменных ступенях, видимо, чтобы выглядеть более драматично. В центре «лежбища» - роскошных, но расплывшихся форм женщина. Поголодать для неё, пожалуй, - самое то: и для здоровья полезно, и зарплата за каждый час воздержания опять же капает.

Вот только жарко. Слишком жарко. Потеют борцы за «ридну мову». Обильно потеют.

9.30. Журнали­стов, приехавших на ежегодную пресс-конференцию президента для региональных СМИ, начинают запускать в здание через боковой вход. Но даже в зале, где через два часа должна начаться пресс-конференция Виктора Януковича, слышны вопли митингующих и звуки патриотических песен «державною мовою».

10.30. Крики снаружи усиливаются, их сопровождает подозрительный шум. Операторы, не сговариваясь, хватают камеры и несутся в холл, где сквозь стекло видно всё, что происходит на ступеньках. Журналисты бросаются следом, но их, в отличие от операторов, близко к двери не подпускают. Но даже издали видно, как бойцы «Беркута» оттесняют, а затем рассеивают увеличившуюся толпу. Сторонники партии власти с флагами цвета незалежности при этом не присутствуют.

Толпа пытается вернуться, ошалело выкрикивая слова национального гимна. «Беркут» опять её оттесняет. К входу всё же прорываются несколько особо буйных и бросают в стёкла бутылки из-под пива. Стёкла не бьются.

По залу ползёт слух, что спикер Владимир Литвин и его зам Николай Томенко подали в отставку. Из холла возвращаются операторы и рассказывают, что «Бер­кут» отступил на первоначальные позиции, оппозиция вернулась на оставленный плацдарм и буйно ликует, заверяя, что президент якобы уже отказался подписать закон о региональных языках.

11.10. К столу, за которым должен был сидеть Янукович, подходит представитель администрации президента и читает заявление пресс-службы. Пресс-конференции не будет. То есть она, конечно, будет, но когда, неизвестно. Президент в данный момент направляется в парламент, чтобы вместе с депутатами достичь «порозуминня».

Намедни

Закон «Об основах государственной языковой политики» позавчера Верховный Совет Украины принял во втором чтении и в целом, что называется, молниеносно. Некоторые журналисты, при этом присутствовашие, даже не сразу поняли, по какому поводу парламентарии нажимают на кнопки. Закон поддержали 248 депутатов: 190 из 194 депутатов фракции Партии регионов, 25 депутатов фракции КПУ и 19 из 20 депутатов фракции Народной партии. После голосования в парламенте вполне прогнозируемо началась драка, и первый вице-спикер Адам Мартынюк закрыл заседание.

Вердикт

Окружной админсуд Киева вынес решение о запрете проведения массовых акций в центральной части города с 4-го по 9 июля.

Елена МАНИНА.