Надежда, которую убили за страховку,

или Как школьницу сделали виновницей собственной гибели

25 Июнь 2012 2618
Место трагедии.
Место трагедии.

Три года материалы по странному дорожно-транспортному происшествию, в котором погибла 16-летняя школьница из Джанкойского района, прячутся в кабинетах местного следственного отдела. За это время родные погибшей похоронили отца девочки, умершего от сердечного приступа, а обеливший себя виновник трагедии приобрёл на страховые деньги новый автомобиль. Мать почти смирилась с постигшим семью несчастьем, но не теряет надежды хотя бы вернуть доброе имя погибшей дочери.

Нестыковочка

В архиве республиканского управления Госавтоинспекции нам удалось отыскать данные давнего ДТП. В сухой сводке говорится:
«13 июня 2009 года на 29-м километре трассы Воинка - Джанкой случилось происшествие с участием автомобиля «БМВ-525», которым управляла Дворак Надежда Леонидовна. В результате опрокидывания автомобиля водитель, 1992 года рождения, погиб на месте происшествия».

Как рассказала мать погибшей Тамара Васильевна, в тот злополучный день стояла жара и наконец-то закончился период затяжных дождей. Хозяин «БМВ», житель села Завет Ленина Джанкойского района Сергей Шибаев с другом собрались съездить на канал искупаться и пригласили с собой соседку Надю. Девчонка как раз сдала два школьных выпускных экзамена и обрадовалась возможности прокатиться и отдохнуть. Выехали около трёх часов дня, и любитель быстрой езды Сергей по привычке поддал газу на трассе. На беду, в пылу гонки он прозевал выбоину, в которую иномарка влетела задним колесом. То ли крепления оказались слабоваты, то ли протектор износился, но колесо лопнуло и отвалилось от оси. Машину занесло на мокрую глинистую обочину, затем в траву, а за считанные метры от неё блестела водная гладь Северо-Крымского канала. Чтобы не слететь в бетонный котлован, пришлось резко вывернуть руль, что стало последней каплей в диком вираже. Рывок, один переворот, второй, и Надя, сидевшая на переднем пассажирском сиденье, сначала вылетает из машины, а мгновение спустя оказывается придавленной иномаркой.

Свидетелей - в аут

27-летний Сергей не растерялся: по мобильному телефону вызвал бригаду скорой помощи, ГАИ, своих родителей. Пока те добирались, они с товарищем успели не только заменить отвалившееся колесо «запаской», но и вытащить помятый автомобиль с целины на асфальт. Однако тот факт, что пострадавшая Надя, которая ещё дышала, лежала с правой стороны автомобиля, придавленная его задней правой частью, успели занести в протокол. И нюанс этот, кстати, позже фигурировал и при открытии, и при закрытии уголовного дела. Но должного внимания на него не обратил никто. А свидетелей, которые появились на месте происшествия через считанные минуты, молодые люди «вежливо попросили» убраться восвояси, якобы чтобы те не стёрли важные для следствия следы.

Но одной угрозой людям глаза не закроешь: сельчанки, возвращавшиеся с огородов, хорошо видели, как суетился Сергей, не обращая внимания на сбитые в кровь колени и локоть. Сначала ему помогал и товарищ, который ехал на заднем сиденье «БМВ» и исчез с «поля боя» до приезда инспекторов. С места происшествия он бегом отправился в ближайшее село Солонцово, где с трясущимися руками попросил у своей знакомой сто граммов для храбрости и пояснил, что только что попал в ДТП.

До приезда правоохранителей таинственным образом исчезли и отпечатки пальцев из салона машины: взятая на экспертизу оплётка руля оказалась стерильно чистой. Все эти странные, на первый взгляд, мелочи впоследствии оказались решающими факторами в нагромождении лжи, которая обрела форму проведённого следственной группой районного ОВД официального расследования.

Я не я и вина не моя

Как пояснил следователю Сергей Шибаев, в машине к моменту аварии их было не трое, а двое. Причём за двести метров до злосчастной ямы ему якобы приспичило по малой нужде, и он отправился в лесопосадку, не заглушив двигатель. В это время Надя села за руль и уехала, совершив аварию на глазах у владельца «БМВ».

Показания запротоколировали, не усомнившись в их подлинности. Не удивило правоохранителей, что за считанные метры девчонка-неумёха сумела разогнать машину до скорости около 100 километров в час. Не насторожило, что она же в сложнейших условиях, когда отлетело колесо, смогла удержать руль и пустить иномарку в крутой вираж, когда легче всего было тупо съехать по прямой в воду. Не вызвало сомнений и то, что при угрозе собственной жизни 16-летняя Наденька якобы изо всех сил спасала чужую машину, выводя её на дорогу, вместо того, чтобы, руководствуясь инстинктом самосохранения, выпрыгнуть из неё на траву.

И уж совсем необъяснимым остался тот факт, что водительская дверь к приезду гаишников оказалась плотно закрытой, при том, что девочка лежала у открытой правой двери. Согласно протоколу она, проделав все перечисленные манёвры, вышла из машины, обошла её вокруг, легла под правое заднее крыло, уложила его на себя, а потом отдала Богу душу.

Как ни кощунственно звучит предыдущая фраза, но именно такой вывод со слов владельца «БМВ» зафиксировали правоохранители в своих следственных документах. В итоге гражданин Шибаев оказался абсолютно непричастным к происшествию, хотя под протокол и признался, что действительно перемещал транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию. Кстати, он не стал скрывать, что в то время, когда Надя стонала от боли в ожидании медицинской помощи, Сергей спешно менял колёса, чтобы успеть выкатить иномарку на асфальт.

Купил не глядя

Трудно описать свои чувства, когда читаешь официальные документы, которые могли появиться на свет или в наркотическом бреду, или под влиянием искажённого психическим заболеванием сознания. Постановления, подписанные в 2009-м и 2010 годах старшим следователем отдела расследований ДТП СУ ГУ МВД Украины в АРК Максимом Хомицким, тоже трудно подогнать под законодательные рамки. В постановлении о возбуждении уголовного дела от 2 ноября 2009 года правоохранитель пишет: «Учитывая, что указывающие материалы содержат достаточно данных, показывающих на наличие признаков преступления, уголовное дело в отношении С. Шибаева по факту гибели Н. Дворак возбудить».

А уже через два месяца в ответ на ходатайство адвоката потерпевшей стороны внести в дело схемы, фотографии, показания свидетелей и прочие доказательства был получен категорический отказ. Ни к одному сельчанину, ставшему прямым или косвенным свидетелем происшествия, никто с расспросами так и не явился. Более того, свидетельские показания под подпись и записи рассказов очевидцев до сих пор хранятся невостребованными у матери Надежды - никто так и не пожелал прикоснуться к ним рукой.

Вместо этого 4 февраля 2010 года появилось на свет постановление о прекращении уголовного дела, в котором 16-летняя школьница фигурирует в качестве «водителя», который «сам себя поставил в опасное для жизни положение ввиду неосторожности и невнимательности». Шибаеву каким-то образом удалось избежать даже штрафа за предоставление автомобиля лицу, не имеющему права управлять транспортным средством.

В невесты поневоле

Похороны состоялись, когда её одноклассницы примеряли бальные платья к школьному выпускному. Досталось платье и русоволосой красавице Надежде - подвенечный погребальный наряд. Купил ей белоснежное платье всё тот же Сергей, который около года женихался и любил поговаривать: «Не достанешься мне - не достанешься никому». Хорошо ещё, не предъявлял претензий семье погибшей, ведь по логике вещей мог бы потребовать возмещения ущерба за разбитую машину. Но в этой истории всё нелогично, да и материальный вопрос быстро решился с помощью страховой компании, с которой Шибаев предварительно заключил договор автострахования на свою «пятёрку».

В разговоре с нашим корреспондентом Сергей признался: битую машину после закрытия уголовного дела получил назад и продал в Чаплынку Херсонской области. Новый хозяин, похоже, и не догадывается, какие страсти разгорелись в салоне его приобретения.

Кроме того, страховая компания выплатила своему клиенту денежную компенсацию, которая в то время составляла за страховой случай со смертельным исходом более 50 тысяч гривен. Денег хватило, чтобы Сергей приобрёл себе новую иномарку и забыл о свалившихся на него «неприятностях».

Для мамы Нади Тамары Васильевны испытания не закончились: в январе прошлого года она похоронила мужа, который скончался от обширного инфаркта после бесплодных мытарств в поисках справедливости.

Проще пареной репы?

Выяснить истину в этом шитом белыми нитками деле проще простого: достаточно опросить свидетелей, которые и три года спустя помнят события того далёкого июня, как вчерашние. Только об этом Тамара Корсакова просит в своих письмах прокуратуру Джанкойского района и Автономной Республики Крым, в которой, как сказано в ответном письме, закрытое уголовное дело до сих пор находится на контроле.

Чтобы получить положенную по закону денежную компенсацию от страховщиков, юристы советуют пострадавшей стороне обращаться в суд, но у матери нет денег на адвокатов и сил на обивание порогов чиновничьих кабинетов. Даже поездка в редакцию нашей газеты не обошлась без участия медиков скорой помощи: у Тамары Васильевны от воспоминаний наворачиваются слёзы на глазах и резко повышается артериальное давление.

От редакции

Редакция газеты «Крымская правда» обращается к молодым амбициозным юристам Крыма, которые хотят стать настоящими защитниками справедливости: помогите Тамаре Васильевне составить заявления в суд и правоохранительные органы. Связаться с ней можно по тел.: 098-474-40-17. Мы надеемся, что среди вас найдутся неравнодушные люди, которым хватит знаний и умений провести настоящее расследование, собрать подлинные факты и вернуть доброе имя девушке Наде, поплатившейся жизнью за чужие грехи. В ваших силах вернуть утраченную надежду не только одной сельской семье, но и многим разуверившимся в торжестве справедливости крымчанам.

На фото: Надежда Дворак.

Наталия ПОЛЬСКИХ.

Фото из архива семьи Дворак.