«Карточные» долги

22 Июнь 2012 660

О подготовке к реализации республиканкой программы «Социальная карта крымчанина», дающей право на скидку при покупке товаров и получении услуг, наша газета рассказывала неоднократно. В июне началась выдача социальных карт жителям автономии, среди которых и читатели «Крымской правды». Они позвонили в редакцию и задали в этой связи вопросы, касающиеся установленных торговыми сетями ограничений, ценовой политики, а также готовности аптек к работе с социальными картами. Чтобы получить ответы, мы обратились в ведомства автономии, причастные к реализации проекта, а также побывали в магазинах-участниках.

Получите и распишитесь

С 16 июня социальные карты начали выдавать в Джанкойском, Ленинском и Красногвардейском районах. С 20 июня - в Судаке, Нижнегорском, Белогорском и Симферопольском районах.
В Симферополе соцкарты уже получили более 20 тысяч человек, сообщила первый заместитель министра социальной политики Крыма Ирина Кручек.

- Пункты выдачи есть в каждом сельском и поселковом Совете. Если в один поссовет входит несколько населённых пунктов, выдача будет организована в каждом из них, - рассказала она. - Кто не сможет прийти по состоянию здоровья, получит карточку на дому.

Кручек добавила, что на «горячую линию» Минсоцполитики с конца прошлой недели поступило 234 звонка крымчан.

- Большинство вопросов разъяснительного, а не проблемного характера. Но со всеми абонентами поддерживается обратная связь, чтобы удостовериться в решении проблемы, - отметила она.

«Горячие линии» работают и в каждом управлении труда и соцзащиты населения Крыма. Пункты выдачи социальных карт работают ежедневно до 19.00, кроме воскресенья. Чтобы получить карту, необходимо иметь при себе паспорт и документ, свидетельствующий о наличии льгот.

- Выдача карт происходит в удобных, приспособленных помещениях. Это - жэки, школы, дома культуры, помещения квартальных комитетов, - пояснила замминистра.

Экономическая осторожность

Читателей «Крымской правды», получивших соцкарту, возмутило, что в некоторых торговых сетях установлены ограничения по дням недели и времени пользования социальной картой. Ирина Кручек, отвечая на вопрос, почему, например, в «Фуршете» картой можно пользоваться ежедневно «в режиме работы объекта», а в «Яблоке» установлены ограничения по дням недели и времени, заявила:

- Вероятно, некоторые бизнесмены осторожничают.

Что вкладывается в понятие осторожности, пояснил начальник управления торговли и бытового обслуживания Министерства экономического развития и торговли автономии Ян Латышев.

- В основе лежит чисто экономический расчёт. У всех магазинов разный ассортимент. Кто-то более уверенно чувствует себя в реализации данного проекта, а кто-то - менее, - отметил он. - Вероятно, руководство «Яблока» решило посмотреть, как будет развиваться процесс, и ввело ограничения. Возможно, в дальнейшем ограничения по режиму пользования картой торговыми сетями будут сняты.

Дешевле - не значит лучше

По словам читателей, товары, обозначенные в перечне, можно купить по более низким ценам в торговых сетях, в проекте
не участвующих. А заявленную
7-процентную скидку запросто может «съесть» стоимость проезда в маршрутке. Наш корреспондент посетил один из магазинов торговой сети «Фуршет», участвующий в проекте, а затем один из магазинов торговой сети, в нём не участвующий. Цены на крупу, яблоки, капусту, помидоры, огурцы, яйца, маргарин, пельмени там оказались ниже даже без учёта скидки. Лишь по двум позициям - колбаса и сыр - цены были, в принципе, одинаковыми. Удалось найти и другую сеть магазинов, не участвующих в проекте, где цены были ещё ниже.

Таким образом, подтвердился вывод читателей, что в проекте участвуют лишь торговые сети с более высокими ценами на товары. Наш эксперт, специалист более чем с 25-летним стажем работы в торговле, пояснил, что делать вывод только по одному параметру - стоимости товара - некорректно. Есть немало других моментов: качество и ассортимент товара, поставщики и условия поставки, уровень накладных расходов предприятия на содержание магазина и обеспечение должного сервиса для покупателей. Вероятно, подчеркнул эксперт, речь идёт о приёмах экономической конкуренции. Более подробно об этом рассказал Ян Латышев.

- Сети выиграют за счёт увеличения оборота от дополнительного привлечения покупателей, а значит, отбивают их у своих конкурентов, - констатировал Латышев. - Уже сегодня одна из торговых сетей, изначально отказавшаяся от участия в проекте, очень обеспокоена оттоком покупателей.

Аптеки не готовы?

По словам читателей, их заверили, что картой уже можно воспользоваться в любой аптеке, участвующей в проекте. Однако в одной из аптек на улице Дмитрия Ульянова, указанной в перечне, нашей читательнице заявили: указаний пока не получали, скорее всего, картой можно будет воспользоваться лишь с
1 июля.

Ирина Кручек по этому поводу пояснила «Крымской правде»:

- Вероятно, речь идёт о неготовности аптек. Мы будем изучать этот вопрос.

В пресс-службе Министерства здравоохранения Крыма нам сообщили, что с 13 июня ряд аптечных учреждений Симферополя заявил о готовности обслуживать покупателей по социальной карте крымчанина. В частности, стикеры участников проекта размещены в аптеках на улицах Титова, Лермонтова, Кечкеметской. С 14 июня сотрудники ведомства проверяют готовность аптек к работе в проекте. Случай с нашей читательницей в Минздраве автономии объяснили тем, что, возможно, по каким-то причинам аптека решила отказаться от участия в проекте.

Ещё звонок нашей постоянной подписчицы. Она отправилась в один из аптечных пунктов 7-й горбольницы, обозначенный как участник «карточного» проекта, чтобы приобрести препарат от повышенного давления. Однако в аптеке, расположенной по соседству с больницей и не участвующей в проекте, ей удалось приобрести то же лекарство на три гривны дешевле. В Минздраве автономии пояснили, что разбираться «по ценовым позициям на лекарства» необходимо в каждом конкретном случае, и посоветовали нашей читательнице обратиться по этому вопросу в Госслужбу по лекарственным средствам в АРК.

Адрес Государственной службы по лекарственным средствам в АРК: Симферополь, ул. 60-лет Октября, 30, тел.: (0652)51-92-96, 51-93-25, 51-93-52.

Из истории вопроса

Проект «Социальная карта крымчанина» реализуется по инициативе Совмина автономии. Его цель - повышение уровня социальной защиты льготных категорий граждан. Карта позволяет приобретать со скидкой до 7% продукты питания и медицинские препараты, получать услуги. Среди участников программы - торговая сеть «Фуршет», сеть магазинов «Крымпотребсоюза», универсам «Яблоко», гипермаркет «FM». К реализации проекта подключились небольшие сельские магазины, парикмахерские, бани, мастерские по ремонту обуви, предприятия бытового обслуживания населения. Граждане льготных категорий смогут приобретать товары и получать услуги со скидкой почти в трёхстах объектах торговли, предоставления бытовых услуг и аптечных учреждений. Для участия в программе зарегистрировались более 500 тысяч крымчан. В нынешнем году из республиканского бюджета на реализацию проекта выделено 750 тысяч гривен.

Внимание!

Адреса, по которым получают социальную карту, можно узнать, позвонив на «горячую линию» Министерства социальной политики (0652) 25-99-75. Для получения соцкарты необходимо обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства. Заполнить заявление помогут специалисты. Вместе с картой граждане льготных категорий получат буклет с информацией о программе и перечнем магазинов, которые участвуют в программе.

Дайте жалобную книгу!

Министерство экономического развития и торговли АРК настоятельно рекомендует обладателям социальной карты крымчанина: если вы столкнулись с проблемами при пользовании картой, требуйте книгу жалоб и предложений у администрации торгового объекта. Изложите суть возникшей ситуации, это поможет более оперативно реагировать на неё.

Алексей ЕРМОЛИН.

Фото Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.